Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Тураевой Т.Е, Киреевой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Корниевой Н.А. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-675/2023 по иску Корниевой Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об обязании выплатить пенсию.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корниева Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан об обязании выплатить пенсию.
В обоснование указала, что 15 мая 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Однако решением ответчика от 28 августа 2020 г. в установлении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. В страховой стаж истца не были включены периоды работы в совхозе "Восточный" и в ТОО предприятие "Рось", поскольку на титульном листе трудовой книжки истца ее фамилия исправлена, исправление не заверено, и заявителем не представлены документы в подтверждение ее работы в данных организациях. 28 декабря 2021 г. истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии. Решением ответчика от 9 марта 2022 г. в удовлетворении заявления истца отказано по тем же основаниям. Решением Ишимбайского городского суда от 24 ноября 2022 г. установлен факт принадлежности истцу ее трудовой книжки. Истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, представив указанное решение суда. Ответчик документы истца рассмотрел и назначил Корниевой Н.А. пенсию с
28 декабря 2022 г. В настоящее время истец является получателем пенсии. Однако, по мнению истца, пенсию ей следовало назначить не с 28 декабря 2022 г, а со дня ее первоначального обращения, то есть с 16 мая 2020 г. Потому просит суд признать незаконными действия ответчика по выплате пенсии с 28 декабря 2022 г, обязать ответчика выплатить истцу пенсию с 16 мая 2020 г. по 28 декабря 2022 г.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 31 мая 2023 года, которое было оставлено без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Корниевой Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об обязании произвести перерасчет пенсии, обязании выплатить пенсию с даты первоначального обращения - отказано.
В кассационной жалобе истец Корниева Н.А. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением, полагая их незаконными и необоснованными, без учета всех обстоятельств дела.
В судебном заседании истец, представитель ответчика не присутствовали, извещены надлежащим образом, определением суда в удовлетворении ходатайства истца о проведении судебного заседания с использованием средств видео-конференц связи отказано.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу истца не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 15 мая 2020 г. Корниева Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением N от 28 августа 2020 г. ГУ - Управление Пенсионного фонда по г.Салават Республики Башкортостан в назначении пенсии по старости Корниевой Н.А. было отказано ввиду отсутствия требуемого в 2020 г. общего стажа (11 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (18, 6); при этом в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды с 28 июля 1982 г. по 14 июля 1988 г, с 9 августа 1988 г. по 11 июня 1993 г. - работа в совхозе "Восточный" и с 20 марта 1995 г. по 27 ноября 1995 г. - работа с ТОО Предприятие "Рось", так как на титульном листе трудовой книжки фамилия исправлена, исправление не заверено, заявителем не представлены документы в подтверждение ее работы в данных организациях.
29 декабря 2021 г. Корниева Н.А. повторно обратилась с заявлением о назначении пенсии.
Решением N от 9 марта 2022 г. ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан в назначении пенсии по старости Корниевой Н.А. отказано по тем же основаниям, указанные выше периоды работы не засчитаны в страховой стаж, поскольку трудовая книжка оформлена с нарушением требований "Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г, с последующими изменениями и дополнениями, а именно на титульном листе трудовой книжки фамилия исправлена, исправление не заверено.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 22 ноября 2022 г. заявление Корниевой Н.А. об установлении факта принадлежности трудовой книжки удовлетворено. Установлен факт принадлежности трудовой книжки N, выданной на имя "Корнеевой Н.А." непосредственно Корниевой Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "данные изъяты".
Указанное решение суда вступило в законную силу 27 декабря 2022 г.
28 декабря 2022 г. Корниева Н.А. вновь обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии, представив указанное решение суда.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ от 12 января 2023 г. N Корниевой Н.А. назначена пенсия по старости с 28 декабря 2022 г. бессрочно.
Полагая, что при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии ответчиком было неправомерно в том отказано, таким образом имеются основания для ее перерасчета с момента подачи заявления от 15 мая 2020 истец обратилась с настоящим иском в суд.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 15 мая 2020 г.).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией, которые также действовали на момент подачи первичного заявления ответчику о назначении пенсии).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся и в действовавшем по состоянию на 15 мая 2020 года Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N16п.
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам, разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований истца, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что вины пенсионного органа в несвоевременном назначении пенсии истцу не имеется.
При этом установлено, что соответствующие мотивы и основания, по которым было отказано в назначении пенсии были доведены до сведения заявителя
Из решения об отказе в установлении пенсии от 28 августа 2020 г. и от 9 марта 2022 г. следует, что до сведения заявителя доведено, что периоды работы с 28 июля 1982 г. по 14 июля 1988 г, с 9 августа 1988 г. по 11 июня 1993 г, с 20 марта 1995 г. по 27 ноября 1995 г. не включены в страховой стаж, поскольку на титульном листе трудовой книжки фамилия исправлена, исправление не заверено, заявителем не представлены документы в подтверждение ее работы в данных организациях.
Из уведомлений Управления Пенсионного фонда РФ в г.Салават Республики Башкортостан от 15 мая 2020 г. и от 29 декабря 2021 г. следует, что Корниевой Н.А. было разъяснено о необходимости предоставления справок работодателя, подтверждающих факт работы.
При этом, в установленный срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, таких документов ответчику не поступило.
Как пояснила в судебном заседании истец Корниева Н.А, она получила решение об отказе в назначении ей пенсии N от 28 августа 2020 г. примерно в августе 2020 года. Однако позднее переехала в г.Ишимбай и решилаповторно обратиться в пенсионный орган за назначением пенсии. Лишь получив повторный отказ с одним и тем же обоснованием, истец решилаобратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ей трудовой книжки.
Решения ответчика об отказе в назначении пенсии в установленном порядке заявителем не оспаривались.
С учетом изложенных обстоятельств суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что территориальным органом ответчика выполнена обязанность, предусмотренная частью 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и Правил обращения за страховой пенсией, разъяснена необходимость предоставления документов, подтверждающих факт работы истца в периоды, которые не могут быть засчитаны по данным трудовой книжки, которая не соответствует установленным требованиям к ее оформлению.
Суд апелляционной инстанции отклоняя доводы заявителя на наличие уважительных причин позднего обращения в пенсионный орган, не связанных с действиями пенсионного органа, указал, что пенсионное законодательства Российской Федерации не содержит норм о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о назначении страховой либо социальной пенсии по старости. В отсутствие документов, которые не могли быть получены пенсионным органом по собственной инициативе, ответчик был лишен возможности назначить пенсию; в компетенцию пенсионного органа не входит обращение в суд для установления юридического факта принадлежности документов заявителю, вопрос о назначении пенсии разрешен после представления документов, подтверждающих наличие требуемого страхового стажа.
Суд кассационной инстанции с выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам настоящего гражданского дела.
Доводы заявителя об отсутствии ее подписи в уведомлении о необходимости предоставления дополнительных документов не могут быть признаны обоснованными, поскольку указанное заявление направлено в электронной форме, посредством единого портала государственных услуг.
Доводы заявителя об отсутствии ее вины в том, что работодатели, допустившие неправильное оформление трудовой книжки не имеется, что данные работодатели были ликвидированы и иной возможности получения подтверждающих факт работы документов во внесудебном порядке не имелось, как и не имелось возможности своевременно обратиться в суд за установлением факта принадлежности правоустанавливающего документа по причине распространения новой коронавирусной инфекции, не имеют правового значения для разрешения спора.
В соответствии с положениями действующего законодательства, основанием для возложения на пенсионный орган обязанности по выплате пенсии за прошедший период является факт неправомерного отказа в ее назначении или установление вины пенсионного органа в ее несвоевременном получении.
Между тем таких обстоятельств по делу не установлено и по доводам жалобы не усматривается.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы подателя кассационной жалобы являлись предметом изучения нижестоящих судебных инстанций, в обжалуемых судебных актах им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой не имеется.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Корниевой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Т.Е. Тураева
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.