Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Зотовой Н.А, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции IVA гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Тульской области к Богомоловой Варваре Николаевне о взыскании денежных средств по договору, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Тульской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Зотовой Н.А, выслушав пояснения представителя ответчика Богомоловой В.Н. - Никитина Д.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Тульской области обратилось в суд с иском к Богомоловой В.Н. о взыскании денежных средств по договору.
Решением Щекинского межрайонного суда Тульской области от 13 июня 2023 г. с учетом определения об исправлении описки от 26 июня 2023г. исковые требования Министерства здравоохранения Тульской области к Богомоловой В.Н. удовлетворены, с Богомоловой В.Н. в пользу Министерства здравоохранения Тульской области взысканы денежные средства по договору от 27 июля 2018 г. N 920/2018-31 о предоставлении социальной выплаты в размере 494764, 51 рублей, в доход бюджета муниципального образования Щекинский район взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 8147, 65 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 г, решение Щекинского межрайонного суда Тульской области от 13 июня 2023 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении требований Министерства здравоохранения Тульской области отказано.
В кассационной жалобе Министерством здравоохранения Тульской области поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 г. в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02 октября 2017 г. Богомолова В.Н. принята на работу в терапевтическое отделение поликлиники в ГУЗ "Щекинская районная больница" на должность участкового врача терапевта.
27 июля 2018 г. между Министерством здравоохранения Тульской области и Богомоловой В.Н, участковым врачом терапевтом терапевтического отделения поликлиники в ГУЗ "Щекинская районная больница", заключен договор о предоставлении социальной выплаты в размере 920000 рублей.
Пунктом 2.3.1 указанного договора предусмотрено, что работник обязуется работать в течение пяти лет со дня заключения трудового договора между медицинским работником и учреждением по основному месту работы на полную ставку на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Пунктом 2.3.4 регламентировано, что в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также за исключением случаев увольнения по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации при условии, что новым местом работы будет государственной учреждение здравоохранения Тульской области) работник обязуется возвратить в течении 60 календарных дней с даты расторжения трудового договора Министерству часть социальной выплаты, рассчитанной от даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
Из представленного платежного поручения от 3 августа 2018 г. усматривается, что Министерством здравоохранения Тульской области на счет Богомоловой В.Н. перечислены 800400 рублей с учетом налога на доход физического лица.
25 ноября 2022 г. между ГУЗ "Щекинская районная больница" и Богомоловой В.Н. прекращены трудовые отношения по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с увольнением Богомоловой В.Н. Министерством подготовлен расчет суммы, подлежащей возмещению в бюджет Тульской области, который составляет 494764, 51 рублей.
В адрес Богомоловой В.Н. направлено уведомление от 14 декабря 2022 г. о необходимости прибытия в Министерство для получения расчета, которое оставлено ответчиком без ответа.
Удовлетворяя исковые требования Министерства здравоохранения Тульской области о взыскании с Богомоловой В.Н. денежных средств по договору, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Богомолова В.Н. не выполнила условия договора от 27 июля 2018 г. N 920/2018-31 о сроке, в течение которого работник обязуется проработать у работодателя со дня заключения трудового договора, поскольку трудовой договор прекращен с Учреждением до исчисления пятилетнего срока.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отпуск по уходу за ребенком является предусмотренной законом социальной гарантией и нахождение в таком отпуске не может служить основанием для исключения такого периода из пятилетнего срока необходимой отработки, в связи с чем оснований для взыскания денежных средств с Богомоловой В.Н. не имелось.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что включение в заключенный сторонам спора пункт 2.3.5 договора о предоставлении социальной выплаты условия о том, что период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком не входит в пятилетний срок работы противоречит норме статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (в указанные периоды сохраняются трудовые отношения, за работником сохраняется место работы, должность, данные отпуска засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж), а также одному из основных принципов трудового законодательства о запрещении в сфере труда дискриминации женщин, имеющих детей, и установленным государством гарантий, обеспечивающих охрану здоровья матери и ребенка.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу абзаца 2 статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.
В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни, согласно подпункта "г" пункта 2 которого Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежало разработать комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Тульской области разработана и утверждена государственная программа развития здравоохранения в Тульской области (Постановление Правительства Тульской области от 20 августа 2013 г. N 429), целью которой являлось обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Одним из программно-целевых инструментов программы является подпрограмма VI "Кадровое обеспечение системы здравоохранения", целью которой разработка и реализация мер государственной поддержки по формированию кадрового потенциала отрасли здравоохранения Тульской области. Задачей подпрограммы является обеспечение отрасли здравоохранения Тульской области высококвалифицированными специалистами.
28 мая 2014 г. Правительством Тульской области принято постановление N 267 "О мерах по реализации отдельных положений Постановления правительства Тульской области от 20 августа 2013 г. N 429 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие здравоохранения Тульской области", которым утверждено Положение о порядке и размере предоставления социальных выплат медицинским работникам, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 Положения, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, социальная выплата производится единовременно и предоставляется медицинским работникам в возрасте до 35 лет, заключившим трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) по основному месту работы на полную ставку на срок не менее 5 лет на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников: врачам, впервые прибывшим на работу в государственные учреждения здравоохранения Тульской области в 2013 - 2017 годах, за исключением медицинских работников, получивших или претендующих на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 17 Положения медицинский работник возвращает в течение 60 календарных дней на лицевой счет Министерства здравоохранения Тульской области часть социальной выплаты в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также за исключением случаев увольнения по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации при условии, что новым местом работы будет государственной учреждение здравоохранения Тульской области), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду.
По настоящему делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Министерства здравоохранения Тульской области, возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлись обстоятельства соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
При разрешении спора по существу суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, в том числе договору о предоставлении социальной выплаты от 27 июля 2018 г, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделал вывод о том, что у истца имелись основания для взыскания с ответчика части социальной выплаты пропорционально отработанному медицинским работником периоду.
Суд первой инстанции дал оценку договору, согласно которому основным условием предоставления денежной выплаты предполагается обязанность лица отработать в течение пяти лет (не включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком) по основному месту работы на полную ставку на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Вышеприведенные нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая настоящее гражданское дело по апелляционной жалобе Богомоловой В.Н. и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции свои выводы обосновал тем, что включение в договор пункта об исключении из пятилетнего срока работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком противоречит трудовому законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не учел цели и задачи программы, во исполнение которой был заключен данный договор с Богомоловой В.Н, неверно истолковав нормы специального законодательства Тульской области, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Заключенный сторонами 27 июля 2018 г. договор соответствует указанным выше нормативным требованиям. Ответчик добровольно приняла на себя обязательства, предусмотренные договором. Условиями заключенного между сторонами договора не предусмотрено, что при реализации ответчиком права на получение социальных гарантий в связи с материнством, в том числе, на отпуск по уходу за ребенком, такой период может засчитываться в пятилетний срок отработки. Из буквального толкования этого договора следует, что в пятилетний срок отработки, истечением которого обусловлено полное прекращение обязательства по возврату компенсационной выплаты, может засчитываться только период, когда работник непосредственно исполняет трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком не прерывает трудовые отношения с работодателем, а потому не подлежит исключению из пятилетнего срока отработки основаны на ошибочном толковании условий договора, заключенного сторонами. При этом судом, апелляционной инстанции не указано, каким конкретно нормам закона противоречит условие договора, признанное им ничтожным.
Между тем, положения Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие право работника на предоставление отпуска по уходу за ребенком с сохранением за такой период действия трудового договора, и нормы пенсионного законодательства относительно порядка зачета в общий и специальный страховой стаж периода отпуска по уходу за ребенком не влияют на права и обязанности сторон, правоотношения по заключенному договору не регулируют.
Следовательно, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Тульской области о взыскании с Богомоловой В.Н. денежных средств по договору.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Щекинского межрайонного суда Тульской области от 13 июня 2023 г..
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.