Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Семейкиной С.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трефиловой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-156/2023 (УИД 05OS0000-01-2023-000118-48) по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании нормативного правового акта в части, по апелляционному представлению прокуратуры Республики Дагестан и апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 23 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, объяснения прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, поддержавшей доводы апелляционного представления, полагавшей обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене в части требований об отказе в удовлетворении иска, объяснения представителей административного ответчика Правительства Республики Дагестан Айдановой А.Р, Магамедэминова Р.Х, представителя заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Мусаевой Ж.Р, поддержавших доводы апелляционной жалобы, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан (далее - Порядок) утвержден 28 января 2011 г. постановлением Правительства Республики Дагестан N 20.
Нормативный правовой акт официально опубликован 31 января 2011 г. в издании "Собрание законодательства Республики Дагестан" N 2.
В первоначальной редакции, по состоянию на 28 января 2011 г, пункт 4 постановления изложен в следующей редакции:
"Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально каждому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
Дополнительная площадь жилого помещения, предоставленная инвалиду по состоянию здоровья, учитывается при определении размера ежемесячной денежной выплаты.
Расчет ежемесячной денежной выплаты одиноко проживающим инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, производится на всю занимаемую площадь жилого помещения и весь объем потребленных коммунальных услуг с учетом мер социальной поддержки, установленных статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, размер ежемесячной денежной выплаты определяется в доле жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на инвалида".
16 июня 2016 г. постановлением Правительства Республики Дагестан N 171 "О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" редакция пункта изменена, пункт 4 после абзаца первого дополнен двумя абзацами, абзацы третий и четвертый исключены.
Пункт 4 изложен в новой редакции:
Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально каждому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
Гражданам, имеющим право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа) (далее - граждане, имеющие право на компенсацию), компенсация расходов рассчитывается с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами Российской Федерации, на основании сведений, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета компенсация расходов на оплату коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на компенсацию, осуществляется в форме предварительной (авансовой) выплаты по республиканским стандартам нормативной площади жилых помещений и нормативам потребления коммунальных услуг.
Дополнительная площадь жилого помещения, предоставленная инвалиду по состоянию здоровья, учитывается при определении размера ежемесячной денежной выплаты.
Приложением N 2 к Порядку установлена форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 5 заявления, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 136), определена необходимость указания заявителем, в том числе, сведений о наименовании нормативного правового акта, согласно которому гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В пункте 7 заявления определен перечень документов, прилагаемых к заявлению:
документ о праве на меры социальной поддержки (удостоверение установленной формы, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, трудовая книжка, трудовой договор, справка с места работы и другие документы) (подпункт 7.2.);
пенсионное удостоверение (при необходимости) (подпункт 7.3.);
сведения о составе семьи по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 декабря 2022 г. N 430 "Об утверждении формы декларирования сведений о составе семьи" (подпункт 7.4.);
документ, содержащий характеристику жилого помещения, в зависимости от которой рассчитывается оплата за жилое помещение, коммунальные услуги (копия технического паспорта или справка администрации городского (сельского) поселения) (подпункт 7.6.);
документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, либо заключение и (или) выполнение соглашения (соглашений) по ее погашению (подпункт 7.9.);
документы, подтверждающие сведения о доходах каждого члена семьи (либо отсутствие дохода) (при необходимости) (подпункт 7.10.).
Прокуратура Республики Дагестан обратилась в суд об оспаривании указанных нормативных правовых актов.
С учетом уточнения заявленных административных исковых требований, прокуратура просила признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу нижеприведенных положений:
абзаца 3 пункта 4 Порядка в той мере, в которой его действие распространяется на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, и исключает их право на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке;
пункта 5 и подпункты 7.2, 7.3, 7.4, 7.6, 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения N 2 к Порядку, в части возложения на заявителей обязанности по предоставлению указанных в этих пункте и подпунктах сведений и документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, в той мере, в которой их действие распространяется на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
Требования мотивированы тем, что Республика Дагестан, как субъект Федерации, наделенная Российской Федерацией полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, в нарушение федерального законодательства в абзаце 3 пункте 4 Порядка предусмотрела, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на компенсацию, осуществляется в форме предварительной (авансовой) выплаты по республиканским стандартам нормативной площади жилых помещений и нормативам потребления коммунальных услуг, тогда как федеральным законодательством закреплено право отдельных категорий граждан на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При этом в случае отсутствия указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Тем самым, установив исчисление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на основании республиканских стандартов нормативной жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, Правительство Республики Дагестан вышло за пределы предоставленных полномочий.
При принятии положений пунктов 5 и 7 приложения N 2 к Порядку Правительство расширило приведенный в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 перечень сведений и документов, возложив на заявителей обязанность по предоставлению указанных в этих пунктах и подпунктах сведений и документов, что противоречат положениям статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают необходимость отражения в заявлении и приложения к нему указанных в оспариваемых пунктах сведений и документов.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 23 августа 2023 г. административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Дагестан удовлетворено частично.
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 5, 7.4, 7.9, 7.10. пункта 7 приложения N 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в редакции с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 136, в той мере, в которой указанные пункты распространяются на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7.2. пункта 7 приложения N 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в редакции с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 136, в той мере, в которой указанный пункт возлагает на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, обязанность по представлению в орган социальной защиты населения документов о праве на меры социальной поддержки, в случае, если соответствующие сведения об отнесении гражданина к отдельной категории, имеющей право на указанные меры социальной поддержки, имеются в Единой государственной информационной системе социального обеспечения либо в ведомственных информационных системах.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7.6. пункта 7 приложения N 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в редакции с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 136, в той мере, в которой указанный пункт возлагает на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, обязанность по представлению в орган социальной защиты населения документов, содержащих характеристику жилого помещения, в зависимости от которого рассчитывается оплата за жилое помещение, коммунальные услуги, в случае, если соответствующие сведения о характеристиках объектов жилищного фонда имеются в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующими абзаца 3 пункта 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, и подпункта 7.3 пункта 7 приложения N 2 к этому Порядку, в редакции с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 136, отказано.
В апелляционном представлении Прокуратура Республики Дагестан просит решение суда первой инстанции отменить в части требований об отказе в иске и принять по делу новое решение в данной части об удовлетворении требований. Считает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит отменить решение суда первой инстанции в удовлетворенной части и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Считает, что оспариваемый судебный акт содержит выводы, несоответствующие фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпина О.В, доводы апелляционного представления поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Представители административного ответчика Правительства Республики Дагестан в судебном заседании суда апелляционной инстанции Айданова А.Р, Магамедэминов Р.Х, представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Мусаева Ж.Р. в удовлетворении апелляционного представления возражали, просили удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда в удовлетворенной части исковых требований отменить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, доводы прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поддержавшего апелляционное представление, пояснения допрошенного свидетеля, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующего на день принятия нормативного правового акта и утратившего силу с 1 января 2023 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 42 и части 1 статьи 45 действующего в настоящее время Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Такая мера социальной поддержки предусмотрена для категорий лиц, указанных в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Данная мера социальной поддержки согласно положений федерального законодательства является расходным обязательством Российской Федерации; полномочия по предоставлению этой меры социальной поддержки Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; средства на реализацию данной меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций; форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия, проанализировав положения статьей 84, 88 Конституции Республики Дагестан, частей 1 и 2 статьи 21 Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", статьи 22 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан", считает верными выводы суда первой инстанции о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие. По данным основаниям административным истцом нормативный правовой акт не оспаривается.
При исследовании вопроса о соответствии оспариваемого прокурором абзаца 3 пункта 4 Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из того, что доводы прокурора являются ошибочными и основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги была введена в действующее законодательство Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 179-ФЗ), путем внесения соответствующих изменений и дополнений.
Ранее по вступления в силу указанного Закона предоставлялась мера социальной поддержки в виде 50-ти процентной скидки на оплату потребляемых коммунальных услуг.
Законом N 176-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Вышеприведенными законами установлено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из содержания данных положений следует, что размер компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, определенных федеральным законодателем и не может их превышать, как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 указанного постановления нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
27 декабря 2012 г. постановлением Правительства Республики Дагестан N 469 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
18 октября 2019 г. постановлением Правительства Республики Дагестан N 255 утвержден республиканский стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой при предоставлении меры социальной поддержки.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации в письме N от 11 августа 2015 г. дало разъяснения, указав, что формулировки, введенные в отраслевое законодательство Федеральным законом N 176-ФЗ, касающиеся "компенсации расходов", фактически уточнили ее характер как выплаты, предоставляемой в денежном выражении, не влекут изменение действующего в субъекте Российской Федерации на момент вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ порядка предоставления мер социальной поддержки, в том числе когда она была предусмотрена как выплата в виде авансовых платежей, а не по факту возмещения реально понесенных получателем льготы расходов. Таким образом, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, в указанной части пересмотра не требуют.
С целью предоставления отдельным категориям граждан компенсаций в объеме, гарантированном действующим законодательством, в субъектах Российской Федерации, не применявших до вступления в силу Федерального законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ показания приборов учета при расчете ежемесячной денежной выплаты, в письме рекомендовалось внести изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом предлагалось сохранить действующий порядок расчета денежной выплаты исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и авансовый порядок предоставления такой компенсации, предусмотрев одновременно периодичность (ежеквартально, один раз в 6 месяцев и т.п.) осуществления перерасчета такой компенсации, на основании сведений о фактических объемах потребленных получателем льготы коммунальных услуг, подтвержденных показаниями приборов учета. В случае, когда фактическое потребление соответствующего вида коммунальной услуги, подтвержденное показаниями приборов учета, составит меньше утвержденного норматива потребления, предлагалось предусмотреть, что последующие выплаты соразмерно уменьшаются на сумму излишне перечисленных средств.
Правительство Республики Дагестан, реализуя нормотворческие полномочия в сфере регионального законодательства, внесло в Порядок соответствующие изменения постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 июня 2016 г. N 171, в редакции, действующей в настоящее время и оспариваемой прокурором.
Этим же постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 июня 2016 г. N 171 пункт 10 Порядка дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым, гражданам, имеющим право на компенсацию, ежегодно в декабре производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты за текущий календарный год с учетом полученной суммы ежемесячной денежной выплаты и сведений о фактически произведенных расходах на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, представленных указанными гражданами либо поставщиками коммунальных услуг на основании заключаемых с ними органами социальной защиты населения соглашений о взаимодействии. В случае превышения суммы осуществленной ежемесячной денежной выплаты над суммой фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в последующих периодах путем уменьшения ее размера.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, правильно пришел к выводу, что размер компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, подлежит ежемесячному возмещению на основании реально понесенных гражданином затрат согласно сведений, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе, на основании показаний приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в порядке установленном региональным законодательством.
Доводы прокурора о несоответствии законодательству, имеющим большую юридическую силу, положений абзаца 3 пункта 4 Порядка, которым установлена предварительная (авансовая) выплата, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку учитывая положения пункта 10 Порядка, предусматривающего механизм ежегодного перерасчета компенсаций, данные положения направлены на соблюдение требования федерального законодательства, в соответствии с которыми размер выплачиваемых компенсаций не может превышать установленные в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае, как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, допрошенный в качестве свидетеля, понятие предварительной (авансовой) выплаты принято законодателем с целью проведения один раз в год перерасчета компенсаций в сторону уменьшения или увеличения исходя из реально понесенных расходов по приборам учета либо нормативам потребления услуги. Как правило, предварительная (авансовая) выплата составляет 100 процентов размера компенсации, назначенной первоначально заявителю исходя из предоставленных сведений об оплате коммунальных услуг, которая впоследствии корректируется в зависимости от реально понесенных гражданином расходов.
В связи с чем судом первой инстанции, верно, отвергнуты доводы прокурора о том, что положения абзаца 3 пункта 4 Порядка исключают право граждан на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке, противоречат правовому регулированию, установленному оспариваемым по делу нормативным правовым актом.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания недействующим оспариваемого абзаца 3 пункта 4 Порядка в той мере, в которой его действие распространяется на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, и исключает их право на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке.
В части требований административного истца об оспаривании положений пункта 5 и подпунктов 7.2, 7.4, 7.6, 7.9 и 7.10 пункта 7 приложения N 2 к Порядку, суд первой инстанции требования удовлетворил, сославшись на то, что Единым стандартом не предусмотрена обязанность предоставления заявителем таких документов.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" утверждает единый стандарт предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, предусмотренных настоящей статьей, подлежащий соблюдению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями при оказании таких услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023 г. N 835 утвержден Единый стандарт предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее по тексту Единый стандарт).
Приложением N 1 к Единому стандарту утверждена рекомендуемая форма заявления о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Перечень документов (сведений), необходимых для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержден в виде приложения N 2 к Единому стандарту (далее - Перечень).
В силу абзацев 1, 2 и 4 пункта 8 Единого стандарта, документы (сведения) в соответствии с перечнем запрашиваются органом, предоставляющим услугу, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).
Заявитель вправе представить документы (сведения) в соответствии с пунктами 1, 3, 6, 9 - 24 Перечня, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, самостоятельно.
Документы (сведения) об отнесении гражданина к отдельной категории поименованы в пункте 12 Перечня, в качестве документов (сведений), необходимых для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Источниками поступления документов (сведений), способами их получения, определены: Социальный фонд России (Единая государственная информационная система социального обеспечения), посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (ведомственная информационная система), посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае отсутствия сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и ведомственной информационной системе), посредством представления подтверждающих документов.
В пункте 18 Перечня указано, что источником поступления документов (сведений) о характеристиках объектов жилищного фонда, необходимых для назначения компенсации, способами получения этих документов (сведений), являются: Минстрой России (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства), посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае отсутствия сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства), посредством представления подтверждающих документов.
Проанализировав вышеприведенные положения федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что документы (сведения) об отнесении гражданина к отдельной категории (пп.7.2 пункта 7 приложения N 2 к Порядку), документы, содержащие характеристику жилого помещения (пп.7.6. пункта 7 приложения N 2 к Порядку), подлежат представлению самим заявителем только в случае отсутствия соответствующих сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и ведомственной информационной системе, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
По указанным основаниям суд первой инстанции правомерно требования прокурора об оспаривании подпунктов 7.2, 7.6. пункта 7 приложения N 2 к Порядку, удовлетворил, указав, что указанные положения противоречат положениям Единого стандарта, в той части, в которой на заявителей возлагается обязанность по представлению документов о праве на меры социальной поддержки, документов, содержащих характеристику жилого помещения, независимо от наличия соответствующих сведений в Единых государственных информационных системах государственных органов.
Со ссылкой на положения Единого стандарта, нормы которого не предусматривают представление сведений о составе семьи заявителя в качестве документов (сведений), необходимых для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также с учетом положений пункта 30 Административного регламента, в соответствии с которым соответствующие сведения о составе семьи заявителя (справка администрации городского (сельского) поселения или выписка лицевого счета похозяйственной книги, содержащие сведения о составе семьи) могут быть получены органом, предоставляющим государственную услугу, в порядке межведомственного взаимодействия, суд первой инстанции правильно признал недействующими положения подпункта 7.4 пункта 7 приложения N 2 к Порядку, возлагающие на заявителей обязанность по представлению сведений о составе семьи по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 декабря 2022 г. N 430 "Об утверждении формы декларирования сведений о составе семьи", как не соответствующие положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Положениями Единого стандарта не предусмотрено и возложение на заявителя обязанности по представлению в орган, оказывающий государственную услугу, сведений о нормативном правовом акте, согласно которому гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также документов, подтверждающих сведения о доходах каждого члена семьи (либо отсутствия дохода), в связи с чем требования прокурора о признании недействующими положения пункта 5 и подпункта 7.10 пункта 7 приложения N 2 к Порядку правомерно удовлетворены.
Судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции о признании недействующим подпункта 7.9 пункта 7 приложения N 2 к Порядку, возлагающего на заявителя обязанность по представлению в орган, оказывающий государственную услугу, документа, подтверждающего отсутствие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, либо заключения и (или) выполнения соглашения (соглашений) по ее погашению.
Суд первой инстанции при разрешении данного требования, верно, принял во внимание, что содержание данного подпункта прямо противоречит положениям части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми информацию о наличии у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
При этом, обстоятельством, имеющим значение для назначения компенсации, в соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, является факт наличия непогашенной задолженности по оплате коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденный вступившим в законную силу судебным актом.
В свою очередь, факт наличия либо отсутствия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, как это указано в оспариваемом прокурором подпункте 7.9 пункта 7 приложения N 2 к Порядку не имеет правового значения.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим подпункта 7.3 пункта 7 приложения N 2 к Порядку, в соответствии с которым заявитель прикладывает к заявлению пенсионное удостоверение (при необходимости).
Согласно пункту 13 Перечня, сведениями, необходимыми для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, являются сведения о получении пенсии по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности. В качестве источника поступления указанных сведений сведений и способа их получения определены: Социальный фонд России, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Изложенное свидетельствует о том, что указанные сведения подлежат истребованию органами государственной власти самостоятельно посредством межведомственного взаимодействия, в связи с чем возложение оспариваемым подпунктом на заявителя предоставления пенсионного удостоверения в качестве условия, обязательного для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, является неправомерным, несоответствующим положениям Единого стандарта.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 7.3 пункта 7 приложения N 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в редакции с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 136. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 23 августа 2023 г. отменить в части.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7.3 пункта 7 приложения N 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в редакции с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 г. N 136.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.