Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трефиловой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-87/2023 (УИД 05OS0000-01-2022-000152-27) по административному исковому заявлению Гаджиевой Умажат Басировны, Алферовой Елены Александровны, Закарьяевой Марины Владимировны об оспаривании в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, по апелляционным жалобам Гаджиевой Умажат Басировны, Алферовой Елены Александровны, Закарьяевой Марины Владимировны и жилищно-строительного кооператива "Пархоменко" на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, пояснения представителя административных истцов Магомедова А.А, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
26 мая 2016 г. решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" N 9-4 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" до 2035 г." (далее по тексту решение N 9-4) утвержден Генеральный план развития городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее по тексту - Генплан г. Махачкалы).
26 мая 2016 г. утверждены решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 26 мая 2016 г. N 9-5 (далее по тексту решение N 9-5) Правила землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее по тексту ПЗЗ).
Указанные нормативные правовые акты размещены в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" http://www.mkala.ru, решение N 9-5 опубликовано в официальном периодическом печатном издании Собрания депутатов и Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" "Махачкалинские известия" от 3 июня 2016 г. N 22.
27 июля 2017 г. решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" N 17-1 в решение от 26 мая 2016 г. N 9-4 внесены изменения согласно приложению (далее по тексту Решение N 17-1 от 27 июля 2017 г.)
Пунктом 3 приложения к Решению N 17-1 от 27 июля 2017 г. определено внести изменения в генеральный план муниципального образования "город Махачкала" в части функционального зонирования земельных участков согласно перечню.
В пункте 17 указанного Перечня поименован земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес", с указанием изменения функциональной зоны с "для размещения объектов здравоохранения" на функциональную зону "О8" (л.д.141-145 том 3).
29 апреля 2021 г. решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" N 9-4 внесены изменения в Решение N 9-5 (далее по тексту Решение N 9-4 от 29 апреля 2021 г.).
Пунктом 19 вышеуказанного решения внесены изменения в карту градостроительного зонирования ПЗЗ г. Махачкалы, в части приведения земельных участков в границы одной территориальной зоны согласно приложению N 2.
В пункте 6 079 приведенного приложения указан земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в двух территориальных зонах - "Ж2" и "О8". Определена одна территориальная зона - "о8" (л.д. 51-65 том 2).
7 июля 2022 г. административные истцы обратились в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Собранию депутатов и администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Собрание депутатов, администрация г. Махачкалы) о признании недействующим со дня принятия и отмене пункта 6 079 приложения N 2 к решению от 29 апреля 2021 г. N 9-4, которым в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена одна территориальная зона "08.Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки".
Требования мотивированы тем, что административные истцы, являясь собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного на соседнем земельном участке с кадастровым номером N, указали о нарушении их прав на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности оспариваемым в части нормативным актом, а также о нарушении процедуры принятия акта, отсутствия его официального опубликования, нарушениях при проведении общественных обсуждений, лишении права вносить предложения и замечания по предложенному проекту, поскольку изменение территориальной зоны земельного участка позволит осуществлять на нем жилищное строительство, а не строительство объектов здравоохранения.
12 июля 2022 г. определением Верховного Суда Республики Дагестан к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" администрации городского округа "города Махачкала" и собственник спорного земельного участка ЖСК "Пархоменко".
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 5 сентября 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано (л.д. 174-182 том 1).
21 декабря 2022 г. апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2023 г, решение Верховного Суда Республики Дагестан от 5 сентября 2022 г. отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Дагестан в ином составе судей. Решение суда первой инстанции отменено в связи с не привлечением к участию в деле главы города Махачкалы (л.д. 121-125, 221-227 том 2).
1 февраля 2023 г. определением Верховного Суда Республики Дагестан к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава г. Махачкалы (л.д. 133-135 том 2).
10 февраля 2023 г. производство по административному делу приостановлено в связи с поступлением кассационной жалобы представителя заинтересованного лица ЖСК "Пархоменко" (л.д. 147-148 том 2).
30 мая 2023 г. административные истцы к ранее поданному иску о признании недействующим пункта 6 079 приложения N 2 к решению от 29 апреля 2021 г. N 9-4, исковые требования дополнили, просили в том числе, признать недействующим и отменить со дня принятия пункт 17 Перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в генеральный план муниципального образования "город Махачкала" (пункт 3 приложения к решению от 27 июля 2017 г. N 17-1), которым изменено функциональное зонирование спорного земельного участка с зоны "О5. Зона больниц, стационарных учреждений здравоохранения и социального обеспечения" на функциональную зону "О8. Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки".
Обосновывая заявленные требования, истцы, также сослались на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта. В частности, указали на следующие обстоятельства: не проведены обязательные публичные слушания; не организованы выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта изменений Генплана г. Махачкалы; функциональная зона спорного земельного участка изменена без внесения соответствующих изменений в карту функционального зонирования Генплана г. Махачкалы; постановление о назначении публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний не содержит ряд обязательных сведений; заключение о результатах публичных слушаний не было размещено на официальном сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет. Допущенные нарушения ограничили административных истцов вносить свои предложения в части принимаемых изменений в Генплан г. Махачкалы и нарушает их права, поскольку позволяет возвести на спорном земельном участке объект жилой застройки, ранее относящийся к объектам здравоохранения и соцобеспечения.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2023 г. административные исковые требования удовлетворены частично.
Признан недействующим со дня принятия пункт 6 079 приложения N 2 к решению Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 29 апреля 2021 г. N 9-4 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа "город Махачкала".
С Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в пользу Гаджиевой У.Б. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении административного иска Гаджиевой У.Б, Алферовой Е.А. и Закарьяевой М.В. о признании недействующим со дня принятия пункта 17 Перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генеральный план муниципального образования "город Махачкала" - приложения к решению Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 27 июля 2017 г. N 17-1 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 26 мая 2016 г. N 9-4 "Об утверждении генерального плана развития городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" до 2035 г." отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Считают, что оспариваемые изменения Генплана г. Махачкалы не проходили публичные слушания, так как проект изменений, внесенных в карту функционального зонирования, не был опубликован. Не проведение выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта изменений Генплана г. Махачкалы является существенным нарушением порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта. Считают ошибочными выводы суда в части отсутствия прав у административных истцом на оспаривание Генплана г. Махачкалы.
В апелляционной жалобе жилищно-строительный кооператив "Пархоменко" просит отменить решение суда в удовлетворенной части, ссылаясь на неверное установление судом юридически значимых обстоятельств.
Относительно доводов апелляционной жалобы административными истцами предоставлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Магомедов А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК "Пархоменко" - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель ЖСК "Пархоменко" в суд апелляционной инстанции направил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с заболеванием представителя.
От представителя управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" поступило ходатайство аналогичного содержания об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя без указания уважительности причин.
Судебная коллегия, рассмотрев ходатайства заинтересованных лиц, не усмотрела законных основания для их удовлетворения и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отклонила их, не установив причин для отложения судебного заседания, поскольку документы о невозможности привлечения юридическим лицом иного представителя и обеспечения его явки в судебном заседании не представлены и не приложены к направленным заявлениям об отложении слушания административного дела.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Заслушав объяснения представителя административных истцов, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному Кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного Кодекса РФ).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
С учетом названных норм, а также положений статьи 49 Закона Республики Дагестан от 13 января 2005 г. N 6 "О статусе муниципальных образований Республики Дагестан", Закона Республики Дагестан от 30 апреля 2015 г. N 43 "О статусе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", статусе и границах внутригородских районов в составе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме и по этим основаниям не оспариваются.
Суд первой инстанции, проверяя вопрос соблюдения административными ответчиками, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта пришел к выводу, что предусмотренная действующим градостроительным законодательством процедура внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы оспариваемым по делу решением от 29 апреля 2021 г. N 9-4 административными ответчиками нарушена ввиду неопубликования проекта изменений в ПЗЗ г. Махачкалы в порядке, определенном Положением N 41-3 и постановлением Главы г. Махачкалы от 4 февраля 2021 г. N 60.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ЖСК "Пархоменко" принадлежит на основании договора купли-продажи от 14 декабря 2017 г. земельный участок с кадастровым номером N, площадью 7 108 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка, расположенный по адресу "адрес". Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 22 декабря 2017 г.
Ранее собственником земельного участка являлся ООО "ИнвестКОМ".
По сведениям карты функционального зонирования Генерального плана в первоначальной редакции, утвержденного Решением от 26 мая 2016 г. N 9-4 спорный земельный участок относился к функциональной зоне "О5 "Зона больниц, стационарных учреждения здравоохранения и социального обеспечения.
Оспариваемым Решением N 17-1 от 27 июля 2017 г. функциональная зона изменена с О5 на О8 "Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки".
Согласно карте градостроительного зонирования спорный земельный участок относился к двум зонам: зоне О8 "Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки и "Ж2. Зона многоквартирной среднеэтажной жилой застройки (4-8 этажей)".
Оспариваемым Решением N 9-4 от 29 апреля 2021 г. испрашиваемый земельный участок приведен к одной территориальной зоне О8 "Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки.
Границы функциональных и территориальных зон в пределах земельного участка совпадают. Прохождение этих границ по участку административным ответчиком не оспаривается и подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Административные истцы, не соглашаясь с внесенными изменениями в вышеприведенные нормативные правовые акты, сослались на допущенные административными ответчиками процедуры принятия Решений N 17-1 от 27 июля 2017 г. и N 9-4 от 29 апреля 2021 г.
В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 33 ГрК РФ.
Предусмотренная вышеуказанными статьями процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки состоит из: внесения заинтересованными лицами в комиссию предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки; подготовку комиссией заключения по поступившему предложению с направлением его главе местной администрации; принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования, порядка и сроков проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ с одновременным утверждением состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении; опубликования сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет"; проведение органом местного самоуправления проверки проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям действующего законодательства; принятие главой муниципального образования решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту; проведение общественных обсуждения или публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ; представление комиссией главе местной администрации проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки с внесенными
в него по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний изменениями с обязательным приложением протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; принятие главой местной администрации решения об утверждении проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки и о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления; принятия представительным органом муниципального образования решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки (части 5 - 15 статьи 31, статья 32, части 2 - 5 статьи 33 ГрК РФ).
Нормативными правовыми актами муниципального образования г. Махачкалы предусмотрен порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Так, согласно части 5 статьи 17 Устава г. Махачкалы (в редакции решения Собрания депутатов от 25 октября 2018 г. N 28-4, действовавшей на момент принятия оспариваемого по делу решения), по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Собрания депутатов от 23 апреля 2020 г. N 41-3 утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Положение N 41-3).
Одним из обязательных этапов процедуры проведения общественных обсуждений является размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте администрации города Махачкалы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта (пункт 2 части 3 статьи 1 Положения N 41-3).
Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что 7 октября 2020 г. N 682 врио. главы г. Махачкалы принято постановление, которым создана Комиссия по подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы (далее - Комиссия), утверждены ее состав (приложение N 1), Положение о деятельности Комиссии (приложение N 2), порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы (приложение N 3), порядок направления в Комиссию предложений по подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы (приложение N 4) и этапы градостроительного зонирования территории городского округа "город Махачкала" (приложениеN 5) (л.д. 38-47 том 5).
4 февраля 2021 г. постановлением Главы г. Махачкалы N 60 определено, что общественные обсуждения по проекту внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы следует провести с 5 февраля 2021 г. по 12 марта 2021 г. на официальном сайте администрации г. Махачкалы www.mkala.ru в сети Интернет, в разделе "Общественные обсуждения". До 19 февраля 2021 г. установлен срок направления голосов, замечаний и предложений по рассматриваемому проекту ПЗЗ (пункт 2 данного постановления) (л.д. 24-28 том 2).
Постановление от 4 февраля 2021 г. N 60 об оповещении о начале общественных обсуждений опубликовано 12 февраля 2021 г. в издании "Махачкалинские известия", N 6 (л.д. 35 том 2).
24 февраля 2021 г. состоялись общественные обсуждения по проекту внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы, о чем составлены протокол и заключение о результатах общественных обсуждений от 9 марта 2021 г. (л.д. 29-32 том 2).
Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано 12 марта 2021 г. в издании "Махачкалинские известия" N 10 (л.д. 36 том 2).
29 апреля 2021 г. соответствующие изменения внесены в ПЗЗ г. Махачкалы оспариваемым по делу решением Собрания депутатов N 9-4 (л.д. 51-63 том 2).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что доказательства размещения проекта изменений на официальном сайте администрации г. Махачкалы www.mkala.ru в сети Интернет в разделе "Общественные обсуждения", либо в печатном периодическом издании отсутствуют.
Административные истцы в подтверждение доводов о нарушении процедуры принятия изменений в ПЗЗ предоставили нотариальный протокол осмотра официального сайта администрации г. Махачкалы от 23 августа 2022 г, которому судом первой инстанции дана надлежащая оценка и правомерно отвергнуты доводы ЖСК "Пархоменко" о недопустимости указанного доказательства ввиду его получения в установленном законом порядке в соответствии со статьей 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
Административный ответчик Собрание депутатов городского округа "город Махачкала" в направленном суду апелляционной инстанции письме от 29 ноября 2023 г. за N 285 подтвердило факт не опубликования оспариваемого нормативного правового акта, указав, что материалы, подтверждающие соблюдение процедуры опубликования сохранились не в полном объеме.
В указанной связи, суд первой инстанции, проанализировав хронологическую последовательность принятия оспариваемого решения, правильно пришел к выводу об удовлетворении требований в части признания со дня принятия недействующим пункта 6079 приложения N 2 к решению от 29 апреля 2021 г. N 9-4 по причине нарушения административными ответчиками предусмотренной действующим федеральным и муниципальным градостроительным законодательством процедуры внесения изменений в ПЗЗ, в связи с чем общественные обсуждения, назначенные постановлением Главы г. Махачкалы от 4 февраля 2021 г. N 60, не могут считаться проведенными в соответствии с требованиями закона, поскольку допущенное нарушение является существенным, повлекшим нарушение прав и законных интересов административных истцов, которые были лишены возможности участвовать в общественных обсуждениях, подать свои замечания и предложения по проекту изменений.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований административных истцов о признании недействующим пункта 17 Перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генеральный план муниципального образования "город Махачкала" - приложения к решению Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 27 июля 2017 г. N 17-1.
В соответствии с частью 17 статьи 24 ГрК РФ, внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 ГрК РФ.
Согласно статье 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе вносимые в него изменения утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения. При этом подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В силу положений части 6 этой же статьи оповещение о начале публичных слушаний должно содержать информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту, информацию о порядке и сроках проведения публичных слушаний, о месте и дате открытия экспозиции проекта и о сроках ее проведения, о днях и часах, в которые возможно посещение экспозиции, о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта.
Исходя из положений части 8 данной статьи оповещение о начале публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также распространяется на информационных стендах и иными способами, обеспечивающими доступ участников публичных слушаний к указанной информации.
Как установлено частями 9 - 11 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему, проводится экспозиция такого проекта, в ходе работы которой должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте; участники публичных слушаний в течение этого периода имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся проекта, которые подлежат регистрации и обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний.
В соответствии с частью 2 статьи 28 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Уставом муниципального образования г. Махачкала предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной документации по планировке территории относится к вопросам местного значения (статья 27 Устава). Проекты указанных документов должны выноситься на публичные слушания (ст.17 Устава).
19 сентября 2013 г. решением Собрания депутатов N 23-3б утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний в городском округе "город Махачкала" (далее по тексту Положение N 23-3б).
Согласно пункту 7 Положения N 23-3б (в редакции решения Собрания депутатов от 26.12.2013 г. N 25-7), правом на участие в публичных слушаниях обладают лица, проживающие на территории проведения публичных слушаний и достигшие ко дню проведения публичных слушаний 16-летнего возраста.
Лицам, имеющим право на участие в публичных слушаниях, гарантируется заблаговременное - не менее чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний - оповещение о предстоящих публичных слушаниях (пункт 9.1 Положения N 23-3б).
В силу пункта 9.2. Положения N 23-3б, оповещение осуществляется посредством опубликования (обнародования) муниципального правового акта о назначении публичных слушаний в средствах массовой информации в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Также оповещение может осуществляться посредством размещения муниципального правового акта о назначении публичных слушаний на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет", расклеивания его копий в специально отведенных местах, рассылки по месту жительства граждан.
Согласно пункту 10.2 Положения N 23-3б, проект муниципального правового акта, выносимый на публичные слушания, оформленный в качестве приложения к муниципальному правовому акту о назначении публичных слушаний, доводится до сведения граждан, проживающих на территории проведения публичных слушаний, в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Положения.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания депутатов городского округа "город Махачкала", назначаются Собранием депутатов городского округа "город Махачкала", а по инициативе Главы города Махачкалы - Главой города Махачкалы.
Назначение публичных слушаний оформляется принимаемым Собранием депутатов городского округа "город Махачкала" или Главой города Махачкалы муниципальным правовым актом (пункт 16 Положения N 23-3б), требования к содержанию которого перечислены в пункте 17 данного Положения.
Порядок организации и проведения публичных слушаний регламентирован главой 6 Положения N 23-3б, которой предусмотрено ведение протокола публичных слушаний с определением требований к его содержанию (пункт 24).
В соответствии с пунктом 27.1 Положения N 23-3б, на основании протокола о проведении публичных слушаний в течение 5 рабочих дней со дня проведения публичных слушаний Организатор составляет заключение о результатах публичных слушаний.
В течение пяти рабочих дней со дня подготовки заключения о результатах публичных слушаний Организатор направляет заключение соответствующему должностному лицу, органу местного самоуправления и обеспечивает его опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Дополнительно заключение может быть размещено на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (пункт 28 Положения N 23-3б).
Согласно пункту 39 Положения N 23-3б, срок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа, проекту изменений, вносимых в генеральный план, с момента оповещения жителей городского округа о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что по проекту изменений, вносимых в Генплан г. Махачкалы постановлением врио. Главы г. Махачкалы от 3 марта 2017 г. N 280 на территории городского округа "город Махачкала" были назначены публичные слушания.
Указанным постановлением определена дата проведения публичных слушаний - 4 апреля 2017 г, а также перечень земельных участков, в отношении которых планируется изменение функциональных зон, в котором под пунктом 17 указан спорный земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу г. Махачкала, Пархоменко 60а (л.д.109-116 том 3).
Приведенное постановление опубликовано 10 марта 2017 г. в издании "Махачкалинские известия" за N 10 (л.д. 118 том 3).
4 апреля 2017 г. на заседании Комиссии по землепользованию и застройке городского округа г. Махачкалы, комиссией в присутствии 38 жителей г. Махачкалы заслушаны и единогласно приняты решения по вопросам изменения функционального зонирования 32-х земельных участков, в том числе спорного земельного участка (вопрос 17), о чем составлен протокол (л.д. 119-129 том 3).
По результатам проведения публичных слушаний, Комиссия по землепользованию и застройке городского округа г. Махачкалы, с учетом отсутствия замечаний и предложений к вынесенному на публичные слушания проекту изменений в Генплан г. Махачкалы, приняла решение рекомендовать Главе г. Махачкалы принять проект вносимых изменений согласно приложению N 1 (л.д. 130-131 том 3).
Вышеуказанное заключение вместе с Перечнем земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генплан г. Махачкалы, опубликовано 21 апреля 2017 г. и 26 мая 2017 г. в издании "Махачкалинские известия" за N 16, и N 21 г.
Оспариваемым по делу решением Собрания депутатов от 27 июля 2017 г. N 17-1 вышеуказанные изменения внесены в Генплан г. Махачкалы (л.д.141-145 том 3).
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции об отклонении доводов административных истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, факт проведения на территории городского округа "город Махачкала" публичных слушаний по проекту изменений в Генплан г. Махачкалы, внесенных в него оспариваемым административными истцами муниципальным правовым актом подтверждается вышеприведенными доказательствами.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы административных истцов об отсутствии возможности участвовать в публичных слушаниях по вопросу внесения изменений в Генплан г. Махачкалы, правильно сославшись на заблаговременное за 25 дней до дня проведения публичных слушаний размещение в печатном издании "Махачкалинские известия" оповещения о предстоящих публичных слушаниях с указанием перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения, в том числе, сведения о планируемом изменении функционального назначения земельного участка, расположенного по адресу г. Махачкала, ул. Пархоменко, 60-а, на зону "О8" (пункт 17).
Факт не опубликования административными ответчиками карты функциональных зон Генплана г. Махачкалы с указанием их границ не свидетельствует о нарушении прав административных истцов на участие в публичных слушаниях, поскольку сведения об изменении функциональной зоны испрашиваемого земельного участка содержались в приложении к постановлению органа местного самоуправления от 3 марта 2017 г. N 280, опубликованном 10 марта 2017 г. в издании "Махачкалинские известия" за N 10.
Не является основанием удовлетворения заявленных административных исковых требований, отсутствие в материалах административного дела доказательств проведения административными ответчиками выставок и экспозиций демонстрационных материалов проекта внесения изменений в Генплан г. Махачкалы, поскольку, как следует из заседания Комиссии по землепользованию и застройке городского округа г. Махачкалы, 38 жителей г. Махачкалы принимали участия в публичных слушаниях, состоявшихся в 17 час. 00 мин. 4 апреля 2017 г. в актовом зале администрации г. Махачкалы по адресу г. Махачкала, пл. Ленина, 2, в связи с чем граждане, проживающие на территории городского округа "город Махачкала", были ознакомлены с проектом вносимых изменений путем их опубликования 10 марта 2017 г. в издании "Махачкалинские известия" за N 10.
Делая вывод о соблюдении права граждан на получение информации о предстоящих публичных слушаниях, суд первой инстанции, верно, не усмотрел существенного нарушения процедуры их проведения в отсутствие в постановлении о назначении публичных слушаний указания на организатора публичных слушаний, отсутствии в заключении о результатах публичных слушаний подписей организаторов, а также о не размещении заключения о результатах публичных слушаний на официальном сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет, отметив, что пунктом 3 постановления врио. Главы г. Махачкалы от 3 марта 2017 г. N 280, организация и проведение публичных слушаний были поручены администрации г. Махачкалы в лице Комиссии по землепользованию и застройке городского округа г. Махачкалы, что свидетельствует о соответствии указанного постановления требованиям подп. "д" пункта 17 Положения N 23-3б.
Суд первой инстанции, правильно отвергнул, признав несущественными нарушения, выразившиеся в отсутствии в постановлении о назначении публичных слушаний от 3 марта 2017 г. N 280 сведений о способе ознакомления с текстом проекта муниципального правового акта, получения иной информации, необходимой для участия в публичных слушаниях и перечня мероприятий, необходимых для организации и проведения публичных слушаний, в виде календарного плана с указанием мероприятия, сроков исполнения, ответственного исполнителя, а также отсутствии в заключении о результатах публичных слушаний от 4 апреля 2017 г. сведений о количестве граждан, принявших участие в публичных слушаниях и о количестве голосов, поданных "за" или "против", а также количестве воздержавшихся по проекту муниципального правового акта, вынесенному на публичные слушания, указав, что данные обстоятельства не повлияли на законность принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными. В этой связи вышеуказанные отдельные нарушения, не могут являться основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Таким образом, недостатки проведения отдельных процедур подготовки и утверждения изменений в Генеральный план, указанные административными истцами, не являются существенными и не могут свидетельствовать о безусловном основании для признании незаконным оспариваемого нормативного правового акта.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П).
Из материалов административного дела видно, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N, образован из земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан от 11 сентября 2014 г. N 306-р образован и сформирован земельный участок, площадью 7 108 кв.м. (Участок 1) и земельный участок площадью 14 098, 08 кв.м. (Участок N 2) из земельного участка площадью 21 206, 08 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вида разрешенного использования - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов - под эксплуатацию границы порта.
По завершении регистрации права собственности Российской Федерации Участок N 1 внесен в фонд перераспределения Российской Федерации с разрешенным использованием - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, Участок N 2 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" под существующим больничным комплексом (л.д. 8-9 том 5).
Согласно кадастровой выписке от 9 ноября 2017 г. земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 23 октября 2014 г, площадью 7 108 кв.м, разрешенным использованием - многоэтажная жилая застройка, собственником земельного участка является Российская Федерация с 3 апреля 2015 г. (л.д. 15-19 том 56).
Как указано выше собственником земельного участка является ЖСК "Пархоменко" на основании договора купли-продажи от 14 декабря 2017 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим Решения от 27 июля 2017 г. N 17-1, исходил из того, что административные истцы правообладателями спорного земельного участка не являются, какие-либо объекты недвижимости, расположенные в границах этого земельного участка, административным истцам не принадлежат, в связи с чем объективных и допустимых доказательств того, что установление в Генплане г. Махачкалы в отношении принадлежащего ЖСК "Пархоменко" функциональной зоны "О8" создает какие-либо препятствия административным истцам по использованию принадлежащих им объектов недвижимости и земельного участка, материалы дела не содержат.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N (л.д. 17-22 том 4).
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
Иные доводы апелляционных жалоб также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципальных правовых актов федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 24 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Гаджиевой Умажат Басировны, Алферовой Елены Александровны, Закарьяевой Марины Владимировны и жилищно-строительного кооператива "Пархоменко" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.