Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Ехаловой Ю.А, Шадриной Е.В, при секретаре Валович А.Г, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, административное дело N 3а-75/2023 по апелляционным жалобам ФИО1, Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 4 сентября 2023 года, которым административное исковое заявление ФИО1 о признании не действующим пункта 6136 Перечня, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год"; пункта 5999 Перечня, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год"; пункта 6378 Перечня, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год"; пункта 6139 Перечня, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год"; пункта 6802 Перечня, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N 98-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"; пункта 7067 Перечня, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года N 102-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год"; пункта 7596 Перечня, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года N 101-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, выслушав объяснения представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области - ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражавшей против доводов апелляционной жалобы административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворенных требований, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент) изданы приказы:
- 24 ноября 2016 года N 83-н, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год);
- 22 ноября 2017 года N 63-н, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год);
- 20 ноября 2018 года N 67-н, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год);
- 15 ноября 2019 года N 87-н, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год);
- 19 ноября 2020 года N 98-н, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год);
- 18 ноября 2021 года N 102-н, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год);
- 17 ноября 2022 года N 101-н, которым определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Указанные приказы вместе с Перечнями на 2017-2022 годы размещены на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (www.pravo.gov35.ru) и опубликованы в областной газете "Красный Север" до начала соответствующего налогового периода.
ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доли нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 589, 7 кв.м, назначение - нежилое, расположенное на первом этаже здания, по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес", которое включено в пункт 6136 Перечня на 2017 год, в пункт 5999 Перечня на 2018 год, в пункт 6378 Перечня на 2019 год, в пункт 6139 Перечня на 2020 год, в пункт 6802 Перечня на 2021 год, в пункт 7067 Перечня на 2022 год, в пункт 7596 Перечня на 2023 год, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
ФИО1 обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия: пункт 6136 Перечня на 2017 год, пункт 5999 Перечня на 2018 год, пункт 6378 Перечня на 2019 год, пункт 6139 Перечня на 2020 год, пункт 6802 Перечня на 2021 год, пункт 7067 Перечня на 2022 год, пункт 7596 Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что принадлежащее ей на праве общей долевой собственности нежилое помещение, с кадастровым номером N, площадью 589, 7 кв.м, назначение - нежилое, расположенное на первом этаже здания, по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес", не относится к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку его площадь составляет 3, 3% от общей площади здания - многоквартирного дома. Включение данного объекта недвижимости в Перечни нарушает ее права, так как влечет обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Вологодского областного суда от 4 сентября 2023 года административный иск ФИО1 удовлетворен частично.
Суд признал недействующим со дня его принятия пункт 6136 Перечня на 2017 год. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано (Т.2 л.д.217-232).
В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на то, что суд не установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, и не дал надлежащую оценку доказательствам, просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме (Т.3 л.д.12-16).
Департамент имущественных отношений Вологодской области в апелляционной жалобе просит отменить решение Вологодского областного суда от 4 сентября 2023 года, как не соответствующее нормам материального права и отказать в удовлетворении требований административного иска в полном объеме (Т.3 л.д.1-2).
Административным ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу (Т.3 л.д.22)
Прокурором, участвующим в деле, представлены возражения на апелляционные жалобы (Т.3 л.д.30-31).
ФИО1 представлены возражения на апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области (Т.3 л.д.36-38).
Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области, заинтересованное лицо ФИО8 извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2021 года, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 указанной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) была возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 31 городского округа города Вологды Вологодская городская Дума решилаустановить и ввести в действие с 1 января 2016 года на территории городского округа города Вологды налог на имущество физических лиц.
Согласно статье 2 Решения Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 N 628 "О налоге на имущество физических лиц" налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения, предусмотренных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации: иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно Закону Вологодской области от 26 ноября 2015 года N 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой является 1 января 2016 года.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей редакции также предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих приведенные в этом пункте значения, в частности, 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых актов было возложено на Департамент имущественных отношений Вологодской области в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" и пунктами 1.4, 3.1.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874.
С учетом указанных норм, статьи 60 Устава Вологодской области и положений статьи 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", статьи 5 Закона Вологодской области от 2 мая 2011 года N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области" суд первой инстанции правильно признал, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением порядка принятия, утверждения и опубликования нормативных правовых актов, что не оспаривалось сторонами по делу.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ, действующей на момент определения оспариваемыми приказами Перечней на 2018-2022 годы) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ, действовавшей на момент определения Перечня на 2017 год), предусматривал определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, утвержденной в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Аналогичные приведенным редакциям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации положения предусмотрены статьей 1(1) Закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакциях от 26 ноября 2015 года и от 6 февраля 2017 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания не действующим со дня его принятия пункт 6136 Перечня на 2017 год, суд первой инстанции исходил из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ, действовавшей на момент утверждения Перечня на 2017 год, в соответствии с которым нежилое помещение могло быть признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в случае, если его назначение в соответствии с кадастровым паспортом или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Указав, что возможность учета в таких целях разрешенного использования или наименования нежилого помещения, в том числе его составных частей, указанной редакцией предусмотрена не была, суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно выписке из ЕГРН и кадастрового паспорта от 10 октября 2012 года назначение помещения с кадастровым номером N указано - нежилое, что само по себе, не означает, что спорное помещение используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Вместе с тем, обследование спорного объекта для определения его фактического использования при включении его в Перечень на 2017 год не производилось до 26 января 2023 года, в связи с чем, по мнению суда первой инстанции, у административного ответчика не имелось оснований для включения помещения с кадастровым номером N в Перечень на 2017 год.
Оснований для удовлетворения административного иска в остальной части суд не усмотрел, признав, что включение спорного объекта в Перечни на 2018-2023 годы отвечает условиям действующей на тот момент редакции статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с техническим паспортом от 20 марта 2001 года объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 589, 7 кв.м имеет наименование - магазин; согласно экспликации к техническому паспорту от 20 марта 2001 года в нем имеется помещение N 8 с наименованием "торговый зал" площадью 253, 6 кв.м; согласно экспликации к техническому паспорту здания (строения) от 18 января 2016 года помещение литера А 2Н, поименовано как магазин "Остинский", в составе помещения имеется торговый зал площадью 260, 2 кв.м, что составляет 44, 12% об общей площади объекта недвижимости с кадастровым номером N.
В части удовлетворенных судом первой инстанции требований судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, в силу следующего.
Как следует из представленных в материалы дела документов, объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 589, 7 кв.м, назначение - нежилое, расположено на 1 этаже, помещение 1-31 и расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N, адрес объекта: Вологодская область, город Череповец, "адрес", количество этажей 10, в том числе подземных 1, год завершения строительства и ввода в эксплуатацию - 1988 год (Т.1 л.д.18-23, Т.2 л.д.172-185).
Многоквартирный жилой дом, в котором находится нежилое помещение с кадастровым номером N, принадлежащее административному истцу на праве собственности, расположен на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования - эксплуатация многоэтажного здания, категория земель - земли населенных пунктов (Т.1 л.д.74).
На основании договора купли-продажи от 7 мая 2001 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Череповца и ООО магазин "Остинский" в лице директора ФИО1, в собственность покупателя передано встроенно-пристроенное нежилое помещение площадью 589, 1 кв.м, расположенное по адресу: город Череповец, "адрес" (Т.2 л.д.5-7).
В соответствии со справкой МУП "Череповецкий центр технической инвентаризации" от 15 июня 2002 года о наличии, составе, техническом состоянии недвижимого имущества по результатам инвентаризации и обследования в натуре от 20 марта 2001 года, ООО магазин "Остинский" N: недвижимое имущество встроенно-пристроенного нежилое помещение по адресу: "адрес", помещение 2Н (магазин), имеет инвентарный N, кадастровый N, регистрационный номер в реестре N, полезная площадь объекта 589, 1 кв.м. (Т.2 л.д.20).
Протоколом N1/2009 общего собрания участников ООО магазин "Остинский" от 24 июня 2009 года, постановлено продать ФИО1, ФИО8 по 1/2 доле каждой в праве собственности нежилое помещение (магазин): площадью 589, 7 кв.м, расположенное по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес" номер на поэтажном плане - 2Н, инвентарный N, предыдущий кадастровый N (Т.2 л.д.21).
Из свидетельства о государственной регистрации права 35-СК N от 14 июля 2009 года следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 24 июня 2009 года, на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля магазина, с назначением: нежилое помещение, общая площадь 589, 7 кв.м, этаж 1, адрес объекта: Вологодская область, город Череповец, "адрес", кадастровый N, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 июля 2009 года сделана запись N (Т.1 л.д.151).
Как следует из кадастрового паспорта от 23 июля 2009 года, выданного Государственным предприятием Вологодской области "Череповецтехинвентаризация", помещение с инвентарным номером N расположено на 1 этаже, по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес", общей площадью 589, 7 кв.м, с назначением - нежилое, номер помещения на поэтажном плане 2Н с условным кадастровым номером N, в соответствии с планом объекта (приложение - 1) Магазин (Т.2 л.д.25).
Из ответа Управления Росреестра по Вологодской области от 25 мая 2023 года N06-15/000359@ на запрос Вологодского областного суда следует, что сведения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N внесены в ЕГРП 5 июня 2001 года на основании технического паспорта на встроенно-пристроенное помещение от 20 марта 2001 года выданного МУП "ЧЦТИ" с наименованием "магазин", сведения в отношении указанного объекта внесены в ГКН 10 октября 2012 года на основании технического паспорта здания (строения) от 29 апреля 2011 года без указания наименования. 25 мая 2023 года Управлением в сведениях ФГИС ЕРГН исправлена техническая ошибка в наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером N (было "помещение", стало без указания) (Т.1 л.д.137).
В соответствии с выпиской из ЕГРН по состоянию на 31 мая 2023 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N указаны следующие характеристики объекта: ранее присвоенный государственный учетный N, местоположение Вологодская область, город Череповец, "адрес", помещение 1-31, площадь 589, 7 кв.м, назначение - нежилое, наименование - данные отсутствуют, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж N 1 (Т.2 л.д.8-10).
При этом в материалы дела представлен договор аренды нежилого помещения от 1 августа 2013 года, заключенный между ИП ФИО8, ИП ФИО1 и ООО "ПродСервис", предметом которого являлось предоставление арендодателем за плату во временное пользование нежилого помещения под продовольственный магазин общей площадью 529, 7 кв.м. Объект аренды (нежилое помещение) расположен по адресу: магазин "Остинский", город Череповец, "адрес", характеристика объекта: торговый зал площадью 260, 2 кв.м, подсобные помещения площадью 269, 5 кв.м, срок аренды с 1 августа 2013 года по 31 июля 2017 года. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 22 августа 2013 года (Т.2 л.д.27-32).
В соответствии с договором аренды части нежилого помещения от 23 июня 2017 года, ИП ФИО8, ИП ФИО1 заключили договор аренды нежилого помещения с ООО "Кулинар", под магазин розничной торговли общей площадью 560, 7 кв.м. Объект аренды расположен по адресу: город Череповец, "адрес", помещение 1-31, кадастровый N, характеристика объекта: торговый зал площадью 260, 2 кв.м, подсобные помещения площадью 300, 5 кв.м, срок аренды с 10 июля 2017 года по 09 июля 2022 года. По соглашению сторон 17 сентября 2018 года, договор расторгнут досрочно (Т.2 л.д.33-37).
Как следует из технического паспорта, составленного Государственным предприятием Вологодской области "Череповецтехинвентаризация" 18 января 2016 года, на многоквартирный жилой дом, адрес объекта: Вологодская область, город Череповец, "адрес" инвентарный N, в перечне основных и отдельных частей строения и пристроек поименовано литера постройки А по плану 2Н магазин "Остинский" площадью 589, 7 кв.м (Т.2 л.д.181).
Из экспликации к поэтажному плану здания следует: литер А, по плану 2Н, этаж 1 магазин "Остинский" в наименовании частей помещения указаны: тамбур, раздевалка, гардероб, тамбур, кладовая хлеба, торговый зал (площадь 260, 2 кв.м=44, 12%), кладовая инвентаря, разгрузочная, моечная тары, хранение тары, фасовочная, коридор, кладовая бак.тов, холодное помещение, коридор, охлаждающая камера, холодное помещение, холодная камера, кладовая гастр, склад, кабинет заведующей, бухгалтерия, два кабинета, коридор, туалет, умывальная, душевая - итого площадью 589, 7 кв.м. (Т.2 л.д.183-184).
Таким образом, судебная коллегия считает, что в Перечень на 2017 год, нежилое помещение правомерно включено исключительно по его назначению в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ.
Редакция вышеуказанной нормы предусматривала, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом обследование помещения на предмет его фактического использования в спорный период не проводилось и по указанному основанию нежилое помещение в Перечень не включалось, поскольку сведения в документах технического учета (инвентаризации) являлись достаточным основанием для включения нежилого помещения в Перечни 2017-2023 годы.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Вологодской области подлежит удовлетворению и решение Вологодского областного суда от 4 сентября 2023 года, в части удовлетворения административных требований ФИО1 о признании недействующим со дня его принятия пункт 6136 Перечня на 2017 год подлежит отмене, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, наличие соответствующих сведений в документах технического учета (инвентаризации) является самостоятельным критерием для включения объекта недвижимости в перечень, составление которого предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство подтверждает правомерность включения спорного объекта в оспариваемые Перечни на 2018-2023 годы, поэтому судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, в части отказа в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь нежилого помещения, принадлежащая административному истцу в размере 1/2 доли на праве общей долевой собственности, для целей включения в перечни на 2017-2023 годы, составляет менее 20% от общей площади многоквартирного жилого дома, основаны на неверном толковании норм материального права, фактически повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о противоречии оспариваемых Приказов, законодательству, имеющим большую юридическую силу, у судебной коллегии не имеется, в связи, с чем апелляционная жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения и обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - удовлетворить.
Решение Вологодского областного суда от 4 сентября 2023 года в части удовлетворения административного иска ФИО1 о признании недействующим со дня его принятия пункта 6136 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" - отменить, в удовлетворении требований ФИО1 в указанной части - отказать.
В остальной части решение Вологодского областного суда от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.01.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.