Решение Липецкого городского Совета депутатов
от 29 ноября 2007 г. N 712
"О городской целевой Программе
"Охрана окружающей среды города Липецка на 2008-2011 годы"
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 16 декабря 2008 г. N 962 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
Рассмотрев проект городской целевой Программы "Охрана окружающей среды города Липецка на 2008-2011 годы", принятый в первом чтении и доработанный с учетом поправок, руководствуясь статьями 20, 36 Устава города Липецка и учитывая решение постоянной комиссии по экологии и здравоохранению, Липецкий городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить городскую целевую Программу "Охрана окружающей среды города Липецка на 2008-2011 годы" (прилагается).
2. Установить прогнозный объем финансирования Программы на 2008-2011 годы за счет средств городского бюджета в сумме 187097,5 тыс. руб.
3. Направить указанный нормативный правовой акт Главе города Липецка для подписания и официального опубликования.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель |
В.И.Синюц |
Секретарь сессии |
А.Д.Тонких |
Городская целевая программа
"Охрана окружающей среды города Липецка
на 2008-2011 годы"
См. также городскую целевую Программу "Охрана окружающей среды города Липецка на 2009-2011 годы", утв. постановлением Главы г. Липецка от 30 сентября 2008 г. N 2444
Настоящая Программа вступает в силу с 1 января 2008 г .
1. Паспорт городской целевой программы
"Охрана окружающей среды города Липецка на 2008-2011 годы"
Наименова- "Охрана окружающей среды города Липецка
ние на 2008-2011 годы"
Программы
Основание Стратегический план развития города
для Липецка до 2016 года, принятый решением
разработки Липецкого городского Совета депутатов
Программы от 29.08.2006 года N 389, решение
Малого Совета администрации города
Липецка от 06.06.2007 года N 7.
Номер
Программы в
едином
городском
реестре
городских
целевых
программ
Заказчик Администрация города Липецка
Координатор Управление экологии администрации
Программы города Липецка
Разработчик Управление экологии администрации
Программы города Липецка
Цели и Цели Программы: реализация основных
задачи принципов экологической политики города
Программы в соответствии с действующим
законодательством; стабилизация и
улучшение экологической обстановки
путем снижения уровня антропогенного
воздействия на окружающую среду;
обеспечение экологической
безопасности территории и населения
города Липецка.
Задачи Программы: стабилизация и
улучшение экологической обстановки
путем снижения уровня
антропогенного воздействия
автотранспорта на атмосферный
воздух; обеспечение экологической
безопасности территории и населения
города Липецка за счет реализации
мероприятий по охране земельных
ресурсов (почв), водных ресурсов
и размещению отходов производства и
потребления; сохранение и
восстановление городских
экосистем; повышение уровня
экологического образования и
просвещения населения города Липецка.
Сроки 2008-2011 годы, в том числе по этапам:
реализации 1 этап - 2008 год; 2 этап - 2009 год; 3
Программы этап - 2010 год; 4 этап - 2011 год.
Ресурсное Финансирование Программы осуществляется
обеспечений за счет средств местного бюджета. Объем
Программы финансирования программы рассчитан в
ценах текущего года и подлежит
корректировке при ежегодном
формировании бюджета на очередной
финансовый год с учетом
индекса-дефлятора и платы за негативное
воздействие на окружающую среду от
предприятий-природопользователей,
расположенных на территории города
Липецка.
Исполнители Структурные подразделения администрации
программных города Липецка; юридические и
мероприятий физические лица, осуществляющие
исполнение конкретных мероприятий
целевой Программы, уполномоченные
Заказчиком осуществлять реализацию
программных мероприятий.
Ожидаемые В результате выполнения
конечные мероприятий Программы ожидается
результаты улучшение экологической обстановки
реализации в целом по городу, в том числе:
Программы по атмосферному воздуху -
снижение уровня загрязнения
атмосферного воздуха
вредными веществами от
автотранспорта до 1 ПДКсс на
автодорогах, включенных в АСУДД
"Зеленая волна"; снижение в 3 раза
выбросов в атмосферный воздух
загрязняющих веществ от
переведенных на газообразное
моторное топливо 15 единиц
автотранспорта, что
способствует стабилизации
комплексного индекса загрязнения
атмосферы (КИЗА5) на уровне 7,0-13,0
единиц;
по земельным ресурсам -
предотвращение загрязнения почв на
территории города Липецка общей
площадью 5000 га за счет
проведения оценки их состояния с
целью выявления и ликвидации всех видов
загрязнений почв;
восстановления городской территории
общей площадью 24 000 га;
по отходам производства и потребления -
снижение нагрузки на окружающую среду
от воздействия отходов за счет
организации в городе эффективной
системы управления отходами
производства и потребления;
исключения 1023 тонны опасных отходов
из общего потока твердых бытовых
отходов; размещения 150 тыс. тонн ТБО
с соблюдением требований
природоохранного законодательства;
по сохранению и восстановлению
городских экосистем - повышение
качества зеленых насаждений города;
сохранение уникальных природных
комплексов за счет организации 12
объектов особо охраняемых природных
территорий (ООПТ) местного значения;
по экологическому образованию и
просвещению населения города Липецка -
вовлечение 95% населения города в
деятельность по охране окружающей среды
города Липецка; воспитанию
экологической культуры как системы
экологических знаний,
экологического мышления, экологически
оправданного поведения.
Целевые 1. Комплексный индекс загрязнения
показатели атмосферы (КИЗА).
Программы 2. Количество объектов ООПТ местного
значения.
3. Площадь городских почв,
обследованных и внесенных в карту
состояния почв города Липецка. 4.
Площадь восстановленной городской
территории. 5. Количество ТБО,
размещенных с соблюдением требований
природоохранного законодательства.
6. Количество опасных отходов,
исключенных из общего потока ТБО.
7. Вовлечение населения города Липецка
в деятельность по охране окружающей
среды.
Система Контроль за исполнением Программы
организации осуществляется в установленном порядке
контроля за администрацией города Липецка и
исполнением Липецким городским Советом депутатов.
Программы Организацию выполнения, управления и
корректировки Программы осуществляет
управление экологии администрации
города Липецка.
2. Основные понятия и термины
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
естественная экологическая система (экосистема) - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
расчетный мониторинг - регулярные работы по определению пространственно - временных характеристик загрязнения атмосферы на основе расчетов по математическим моделям переноса и диффузии атмосферных примесей с использованием данных инвентаризации параметров источников выбросов, а также климатических и метеорологических характеристик;
требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
3. Содержание проблем и обоснование
необходимости их решений программным методом
Актуальность проблемы сохранения окружающей среды в городе Липецке продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся на территории с интенсивной промышленной деятельностью. Основными загрязнителями окружающей природной среды в городе Липецке являются предприятия черной металлургии, производства строительных материалов, топливно-энергетический комплекс, автотранспорт. По отраслям промышленности наибольший вклад в загрязнение природной среды вносят следующие предприятия: черная металлургия - ОАО "НЛМК", ОАО "Свободный Сокол", топливно-энергетический комплекс - ОАО "Липецкэнерго": филиал Липецкая ТЭЦ-2; производство строительных материалов - ОАО "Липецкцемент".
Основными экологическими проблемами в городе являются: загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта; загрязнение водных ресурсов предприятиями промышленности, жилищно-коммунального хозяйства; образование и накопление отходов производства и потребления; сохранение зеленых насаждений при реконструкции и строительстве объектов; загрязнение почв вследствие антропогенного воздействия.
Состояние воздушного бассейна является одним из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в городе и условия проживания населения. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по городу в 2006 году составляют 400,99 тыс. тонн и представлены 136 веществами различных классов опасности, в том числе от стационарных источников - 343,97 тыс. тонн, от передвижных источников - 57,02 тыс. тонн. В атмосферу города промышленными предприятиями выбрасываются такие вредные вещества, как оксид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид, сероводород, аммиак, пыль различного происхождения, бенз(а)пирен и другие. Определение пространственно-временных характеристик загрязнения атмосферы на основе расчетов по математическим моделям переноса и диффузии атмосферных примесей с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, а также климатических и метеорологических условий позволяют упорядочить размещение планируемых промышленных объектов, жилых массивов с целью снижения предельно-допустимых нагрузок на экологические системы. Количество автотранспортных средств ежегодно увеличивается, что сопровождается увеличением объема загрязняющих веществ: оксидов азота, серы, углеводородов, сажи. Автомобиль является источником выбросов в атмосферу более 200 ингредиентов вредных веществ, многие из которых имеют канцерогенное и мутагенное воздействие. Выхлопные газы опасны тем, что находятся на уровне дыхания человека и поступают непосредственно в приземный слой атмосферы. Использование в городе Липецке неэтилированного бензина исключает выбросы опасного загрязняющего вещества - свинца. Наблюдается снижение токсичности отработанных газов при замене бензина сжиженным нефтяным газом: в 3-4 раза сокращаются выбросы углеводородов, полностью исключаются выбросы соединений свинца, в 8-10 раз снижается дымность отработавших газов. Таким образом, значительная часть выбросов, поступающих в атмосферу, концентрируется непосредственно в зоне обитания людей. Город Липецк в течение длительного времени входил в список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. По итогам 2006 года основной критерий оценки качества воздуха - комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА5) составил 8,66 единиц, что соответствует высокому уровню загрязнения атмосферы.
Выполнение программных мероприятий по охране атмосферного воздуха направлено на снижение комплексного индекса загрязнения атмосферы и стремление его к минимальному значению диапазона, соответствующего "высокому уровню загрязнения атмосферы".
Одним из основных факторов оздоровления экологической обстановки в таком промышленном городе, как Липецк является система озелененных территорий, которая выполняет роль зеленых фильтров в очищении городского воздуха от пыли, газа, дыма, выбрасываемых промышленными предприятиями и автотранспортом. Площадь общегородских озелененных территорий общего пользования в городе Липецке составляет 834,5 га. При норме 16 кв. м /человека фактическая обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования составляет 16,69 кв. м/человека.
Качество воды в реке Воронеж в целом соответствует рыбохозяйственной категории. Качества воды в створах выше города находится на уровне II класса (чистая), ниже города остается на уровне III класса (умеренно загрязненная). В городе отсутствует система очистки ливневых вод, что вносит дополнительный вклад в загрязнение водоемов и почвы.
Серьезной экологической проблемой, требующей безотлагательного решения, является проблема негативного влияния отходов производства и потребления на окружающую среду как с точки зрения больших объемов образования, так и с точки зрения широкого спектра их морфологического состава. На сегодняшний день в городе отсутствует система раздельного сбора отходов, подлежащих утилизации. Окончательно не решен вопрос сбора и вывоза отходов из районов частной жилой застройки, что отрицательно сказывается на санитарном состоянии города. Недостаточно развита сеть предприятий, перерабатывающих отходы, являющихся вторичными материальными ресурсами; малое количество специализированных организаций в области обращения с опасными отходами. Решается вопрос по исключению из общего потока ТБО опасных медицинских отходов класса Б и В для их обезвреживания и утилизации. Для захоронения строительных отходов используется полигон "Орлиный лог". Твердые бытовые отходы с городской территории поступают на станцию по сортировке и брикетированию ТБО, несортируемая часть после обработки в виде брикетов складируется на полигоне ТБО "Центролит". Ранее действующий полигон ТБО "Венера" подлежит закрытию и рекультивации.
Для оценки экологического состояния городской территории важнейшее значение имеет состояние почв, грунтов, так как почвы представляют тройной интерес: как начальное звено пищевых цепей, как интегральный показатель экологического состояния окружающей среды и как источник вторичного загрязнения приземного слоя атмосферы, поверхностных и грунтовых вод. В целях формирования полной и достоверной информации о состоянии почв, выявления, предупреждения и устранения существующего загрязнения почв с 2004 года за счет средств местного бюджета проводится планомерное обследование почв городской территории. За период времени с 2004 года по 2006 год обследовано 498,983 га городских почв - 1,6% от общей площади городской территории (32000 кв. м ). Результаты обследования почв вносятся в электронную карту состояния почв города Липецка и учитываются при принятии управленческих и градостроительных решений. Обследованная городская территория относится к категории "Допустимая", однако практически на всех участках выявляются локальные загрязнения почв тяжелыми металлами и нефтепродуктами, загрязненные почвы подлежат снятию и вывозу на специально отведенные места. В связи с этим возрастает актуальность проведения обследования городских почв, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, изучения динамики изменения состояния почв, разработки и реализации мер по ликвидации всех видов загрязнений почв, способствующих улучшению экологической ситуации в целом по городу.
Решение вопросов по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения города, реализация намеченных мероприятий по охране окружающей среды невозможна без широкой просветительской деятельности, без развития системы непрерывного экологического образования и воспитания всех слоев населения, в первую очередь подрастающего поколения. Формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания населения города Липецка - одна из важнейших задач, решение которой требует качественных изменений во всех сферах образования, культуры, жизни. Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры и базовых научных знаний населения, экологического мировоззрения и навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической грамотности населения города.
В то же время, достигнут перелом тенденций загрязнения воздуха и водоемов, вошел в повседневную практику учет экологических требований при разрешении вопросов производственного и жилищного строительства; разработан и находится на стадии согласований базирующийся на современных экологических требованиях к землепользованию, планировке и застройке новый Генеральный план города; найдены новые пути к решению проблемы обращения и утилизации отходов производства и потребления. Поэтому главная проблема в улучшении экологической обстановки в городе заключается в том, что ее решение требует значительных материальных затрат и возможно только путем объединения усилий власти, природопользователей при действенной поддержке всего населения города, концентрации финансовых средств и комплексному подходу к решению поставленных задач.
4. Цель, задачи, сроки и этапы реализации целевой программы
Программа направлена на решение важнейшей комплексной проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Целями Программы являются: реализация основных принципов экологической политики города в соответствии с действующим законодательством; стабилизация и улучшение экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия на окружающую среду; обеспечение экологической безопасности территории и населения города Липецка. Задачами Программы являются: стабилизация и улучшение экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух; обеспечение экологической безопасности территории и населения города Липецка за счет реализации мероприятий по выявлению и ликвидации загрязнений городских почв; совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления, включая обезвреживание и утилизацию опасных отходов; сохранению и восстановлению городских экосистем; популяризации проводимых в городе экологических мероприятий и акций через средства массовой информации; повышению уровня экологического образования и просвещения населения города Липецка.
Реализация Программы предусмотрена на период с 2008 по 2011 год включительно и осуществляется в четыре этапа: 1 этап - 2008 год; 2 этап - 2009 год; 3 этап - 2010 год; 4 этап - 2011 год.
5. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы представлен в таблице 1 Программы. Мероприятия объединены в шесть разделов в соответствии с их содержанием и направленностью. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Охрана атмосферного воздуха.
2. Охрана водных ресурсов.
3. Охрана земельных ресурсов.
4. Отходы производства и потребления.
5. Сохранение и восстановление городских экосистем.
6. Экологическое образование и просвещение населения.
Программа сформирована с учетом результатов анализа ранее действующей Программы "Охрана окружающей природной среды города Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 годы)". При разработке комплекса программных мероприятий были учтены следующие факторы: фактическое наличие информации о территории и загрязнениях природных сред, поступлении в окружающую среду вредных веществ, отходах производства и потребления с учетом объемов их образования по типам и классам опасности; возможность сбора и анализа имеющейся информации о состоянии территории и вероятности выявления на ней загрязнения без проведения дополнительных работ (исследований); необходимость реализации срочных мероприятий по охране окружающей среды и здоровья населения; комплексность мероприятий, затрагивающих не только вопросы охраны окружающей среды, здоровья населения, но и инженерно-технические, градостроительные и другие вопросы; экономическая эффективность природоохранных мероприятий; выбор оптимального с экологической и экономической точек зрения мероприятия путем сравнения всех возможных вариантов с учетом специфики города Липецка; оценка расходов на проведение мероприятий.
Программный механизм реализации практических мероприятий рассматривается как один из важнейших рычагов повышения эффективности природоохранной деятельности в городе Липецке, так как позволяет провести ранжирование проблем и выделение приоритетных задач, что принципиально важно в условиях финансового дефицита.
Таблица 1
/--------------------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятия |Исполнители| Сроки | Источники | Объем |
|п/п| |мероприятия|исполнения с |финансирова- |финансирова-|
| | | |разбивкой по |ния (местный | ния (с |
| | | | периодам | бюджет, |разбивкой по|
| | | | выполнения | областной |источникам) |
| | | | мероприятий | бюджет, | тыс. руб. |
| | | | |внебюджетные | |
| | | | | источники) | |
|--------------------------------------------------------------------------|
| 1. Охрана атмосферного воздуха |
|--------------------------------------------------------------------------|
|1.1|Корректировка |Администра-| 2009 г. | Местный | 400 |
| |сводного тома ПДВ|ция города | | бюджет | |
| |с проведением |Липецка |-------------+-------------+------------|
| |расчетного | | 2011 | Местный | 400 |
| |мониторинга | | | бюджет | |
| |загрязнения | | | | |
| |окружающей среды | | | | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|1.2|Развитие АСУ |Администра-| 2008 | Местный | 3300 |
| . |дорожным |ция города | | бюджет | |
| |движением в |Липецка |-------------+-------------+------------|
| |городе Липецке | | 2009 | Местный | 750 |
| | | | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 300 |
| | | | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 650 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|1.3|Перевод |Департамент| 2008 | Местный | 55 |
| . |автотранспорта на|городского | | бюджет | |
| |газообразное |транспорта |-------------+-------------+------------|
| |моторное топливо | | 2009 | Местный | 55 |
| | | | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 55 |
| | | | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 55 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|1.4|Приобретение 2-х |Департамент| 2008 | Местный | 27,5 |
| . |современных |городского | | бюджет | |
| |приборов для |транспорта | | | |
| |проверки | | | | |
| |автотранспорта на| | | | |
| |дымность и | | | | |
| |токсичность | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------|
| 2. Охрана водных ресурсов |
|--------------------------------------------------------------------------|
|2.1|Очистка бортов и|Департамент | 2008 |Местный бюджет| 200 |
|. |тальвегов |ЖКХ |------------+--------------+------------|
| |Студеного и | | 2009 |Местный бюджет| 200 |
| |Мохового логов | |------------+--------------+------------|
| |от мусора | | 2010 |Местный бюджет| 200 |
| | | |------------+--------------+------------|
| | | | 2011 |Местный бюджет| 100 |
|---+----------------+------------+------------+--------------+------------|
|2.2|Инвентаризация и|Администра- | 2008 |Местный бюджет| 250 |
| . |оценка состояния|ция города |------------+--------------+------------|
| |поверхностных |Липецка | 2009 |Местный бюджет| 250 |
| |водных объектов,| |------------+--------------+------------|
| |находящихся в | | 2010 |Местный бюджет| 250 |
| |черте города | |------------+--------------+------------|
| |Липецка | | 2011 |Местный бюджет| 250 |
|--------------------------------------------------------------------------|
| 3. Охрана земельных ресурсов |
|--------------------------------------------------------------------------|
|3.1|Выполнение работ|Администра- | 2008 |Местный бюджет| 10000 |
| . |по выявлению |ция города |------------+--------------+------------|
| |загрязненных и |Липецка | 2009 |Местный бюджет| 10000 |
| |деградированных | |------------+--------------+------------|
| |земель (почв) в | | 2010 |Местный бюджет| 15000 |
| |городе Липецке; | |------------+--------------+------------|
| |корректировка | | 2011 |Местный бюджет| 15000 |
| |электронной | | | | |
| |карты состояния | | | | |
| |почв города | | | | |
| |Липецка | | | | |
|---+----------------+------------+------------+--------------+------------|
|3.2|Проведение |Администра- | 2008 |Местный бюджет| 3000 |
| . |мероприятий по |ция города |------------+--------------+------------|
| |рекультивации и |Липецка | 2009 |Местный бюджет| 3000 |
| |восстановлению | |------------+--------------+------------|
| |городских земель| | 2010 |Местный бюджет| 3000 |
| |(почв); по | |------------+--------------+------------|
| |ликвидации | | 2011 |Местный бюджет| 3000 |
| |выявленных | | | | |
| |загрязнений и | | | | |
| |нарушений почв | | | | |
| |города Липецка | | | | |
|---+----------------+------------+------------+--------------+------------|
|3.3|Выявление |Администра- | 2010 |Местный бюджет| 500 |
| . |источников |ция города |------------+--------------+------------|
| |антропогенного |Липецка | 2011 |Местный бюджет| 500 |
| |загрязнения почв| | | | |
| |города Липецка; | | | | |
| |составление | | | | |
| |карты | | | | |
| |техногенной | | | | |
| |нагрузки; | | | | |
| |разработка | | | | |
| |мероприятий, | | | | |
| |направленных на | | | | |
| |снижение | | | | |
| |негативного | | | | |
| |воздействия | | | | |
| |источников | | | | |
| |загрязнения почв| | | | |
|---+----------------+------------+------------+--------------+------------|
|3.4|Организация |Администра- | 2011 |Местный бюджет| 1500 |
| . |системы контроля|ция города | | | |
| |состояния почв |Липецка | | | |
| |объектов, | | | | |
| |требующих | | | | |
| |постоянного | | | | |
| |наблюдения и | | | | |
| |расположенных на| | | | |
| |территории | | | | |
| |города Липецка | | | | |
| |(1 раз в год по | | | | |
| |контрольным | | | | |
| |200-250 точкам) | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------|
| 4. Отходы производства и потребления |
|--------------------------------------------------------------------------|
|4.1|Рекультивация |Департамент| 2008 | Местный | 10000 |
| . |полигона ТБО |ЖКХ | | бюджет | |
| |"Венера" | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2009 | Местный | 10000 |
| | | | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 10000 |
| | | | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 10000 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|4.2|Строительство |МУ | 2008 | Местный | 6000 |
| . |карт городского |"Управление| | бюджет | |
| |полигона ТБО |строительс-|-------------+-------------+------------|
| |"Центролит" |тва города | 2009 | Местный | 6000 |
| | |Липецка" | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 6000 |
| | | | | бюджет | |
| | | |-------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 6000 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|4.3|Сбор, вывоз и |Департамент| 2008 | Местный | 7000 |
| . |утилизация |здравоохра-| | бюджет | |
| |опасных |нения |-------------+-------------+------------|
| |медицинских | | 2009 | Местный | 7000 |
| |отходов класса Б | | | бюджет | |
| |и В, образующихся| |-------------+-------------+------------|
| |в ЛПУ | | 2010 | Местный | 7000 |
| |департамента | | | бюджет | |
| |здравоохранения | |-------------+-------------+------------|
| |администрации | | 2011 | Местный | 7000 |
| |города Липецка | | | бюджет | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|4.4|Сбор, хранение, |Администра-| 2008 | Местный | 500 |
| . |сдача на |ция города | | бюджет | |
| |утилизацию |Липецка |-------------+-------------+------------|
| |ртуть-содержащих | | 2009 | Местный | 500 |
| |отходов, | | | бюджет | |
| |образующихся в | |-------------+-------------+------------|
| |администрации | | 2010 | Местный | 500 |
| |города Липецка, | | | бюджет | |
| |ее структурных | |-------------+-------------+------------|
| |подразделениях, | | 2011 | Местный | 500 |
| |подведомственных | | | бюджет | |
| |муниципальных | | | | |
| |предприятиях и | | | | |
| |учреждениях | | | | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|4.5|Разработка, |Администра-| 2008 | Местный | 200 |
| . |корректировка, |ция города | | бюджет | |
| |согласование |Липецка |-------------+-------------+------------|
| |проектов | | 2009 | Местный | 400 |
| |нормативов | | | бюджет | |
| |образования | |-------------+-------------+------------|
| |отходов и лимитов| | 2010 | Местный | 1000 |
| |размещения | | | бюджет | |
| |отходов, | |-------------+-------------+------------|
| |паспортов на | | 2011 | Местный | 1000 |
| |опасные отходы | | | бюджет | |
| |для администрации| | | | |
| |города Липецка, | | | | |
| |ее структурных | | | | |
| |подразделений, | | | | |
| |подведомственных | | | | |
| |муниципальных | | | | |
| |предприятий и | | | | |
| |учреждений | | | | |
|---+-----------------+-----------+-------------+-------------+------------|
|4.6|Внедрение системы|Администра-| 2008 | Местный | 300 |
| . |учета и контроля |ция города | | бюджет | |
| |за образованием, |Липецка |-------------+-------------+------------|
| |хранением и | | 2009 | Местный | 100 |
| |утилизацией | | | бюджет | |
| |промышленных и | |-------------+-------------+------------|
| |бытовых отходов, | | 2010 | Местный | 50 |
| |приобретение, | | | бюджет | |
| |сопровождение и | |-------------+-------------+------------|
| |поддержание | | 2011 | Местный | 50 |
| |программных | | | бюджет | |
| |продуктов | | | | |
| |"Эколог-город", | | | | |
| |"Отходы - | | | | |
| |регион", "2-тп | | | | |
| |(обзор) отходы" | | | | |
|--------------------------------------------------------------------------|
| 5. Сохранение и восстановление городских экосистем |
|--------------------------------------------------------------------------|
|5.1|Организация 12 |Администра- | 2008 | Местный | 250 |
| . |объектов особо |ция города | | бюджет | |
| |охраняемых |Липецка |------------+-------------+------------|
| |природных | | 2009 | Местный | 250 |
| |территорий (ООПТ)| | | бюджет | |
| |местного значения| |------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 250 |
| | | | | бюджет | |
| | | |------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 250 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+------------+------------+-------------+------------|
|5.2|Издание |Администра- | 2011 | Местный | 250 |
| . |информационного |ция города | | бюджет | |
| |буклета по ООПТ |Липецка | | | |
| |тиражом не менее | | | | |
| |3,0 тысяч | | | | |
| |экземпляров | | | | |
|---+-----------------+------------+------------+-------------+------------|
|5.3|Посадка и уход за|Департамент | 2008 | Местный | 500 |
| . |зелеными |ЖКХ, МУ | | бюджет | |
| |насаждениями в |"Управление |------------+-------------+------------|
| |парке 7-го жилого|главного | 2009 | Местный | 500 |
| |района - парк |смотрителя | | бюджет | |
| |"Молодежный" |г. Липецка" |------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 500 |
| | | | | бюджет | |
| | | |------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 500 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+------------+------------+-------------+------------|
|5.4|Закладка |Администра- | 2008 | Местный | 600 |
|. |ботанического |ция города | | бюджет | |
| |сада в парке |Липецка |------------+-------------+------------|
| |"Быханов сад" | | 2009 | Местный | 600 |
| | | | | бюджет | |
| | | |------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 300 |
| | | | | бюджет | |
| | | |------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 300 |
| | | | | бюджет | |
|--------------------------------------------------------------------------|
| 6. Экологическое образование и просвещение населения |
|--------------------------------------------------------------------------|
|6.1|Поддержка |Администра- | 2008 | Местный | 1500 |
| . |экологического |ция города | | бюджет | |
| |воспитания, |Липецка |------------+-------------+------------|
| |образования и | | 2009 | Местный | 1500 |
| |просвещения | | | бюджет | |
| |подрастающего | |------------+-------------+------------|
| |поколения | | 2010 | Местный | 1500 |
| |посредством | | | бюджет | |
| |учреждений | |------------+-------------+------------|
| |дошкольного | | 2011 | Местный | 1500 |
| |образования, | | | бюджет | |
| |образования, | | | | |
| |культуры, по | | | | |
| |физической | | | | |
| |культуре и спорту| | | | |
|---+-----------------+------------+------------+-------------+------------|
|6.2|Проведение на |Администра- | 2008 | Местный | 200 |
|. |территории города|ция города | | бюджет | |
| |Липецка Дней |Липецка |------------+-------------+------------|
| |защиты от | | 2009 | Местный | 300 |
| |экологической | | | бюджет | |
| |опасности | |------------+-------------+------------|
| | | | 2010 | Местный | 500 |
| | | | | бюджет | |
| | | |------------+-------------+------------|
| | | | 2011 | Местный | 500 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+------------+------------+-------------+------------|
|6.3|Подготовка и |Администра- | 2008 | Местный | 500 |
| . |издание |ция города | | бюджет | |
| |информационных |Липецка |------------+-------------+------------|
| |материалов | | 2009 | Местный | 500 |
| |(листовки, | | | бюджет | |
| |аншлаги, | |------------+-------------+------------|
| |брошюры); | | 2010 | Местный | 500 |
| |учебно-просвети- | | | бюджет | |
| |тельские | |------------+-------------+------------|
| |мероприятия | | 2011 | Местный | 500 |
| | | | | бюджет | |
|---+-----------------+------------+------------+-------------+------------|
|6.4|Популяризация и |Администра- | 2008 | Местный | 500 |
| . |информационное |ция города| | бюджет | |
| |обеспечение |Липецка |------------+-------------+------------|
| |природоохранной | | 2009 | Местный | 500 |
| |деятельности - | | | бюджет | |
| |доведение до | |------------+-------------+------------|
| |населения через | | 2010 | Местный | 500 |
| |СМИ экологической| | | бюджет | |
| |информации и норм| |------------+-------------+------------|
| |экологического | | 2011 | Местный | 500 |
| |поведения в | | | бюджет | |
| |хозяйственно-бы- | | | | |
| |товой | | | | |
| |деятельности | | | | |
|---+-----------------+------------+------------+-------------+------------|
|6.5|Организация |Администра- | 2008 | Местный | 300 |
| . |дополнительного |ция города | | бюджет | |
| |экологического |Липецка |------------+-------------+------------|
| |образования для | | 2009 | Местный | 300 |
| |ответственных | | | бюджет | |
| |должностных лиц | |------------+-------------+------------|
| |администрации | | 2010 | Местный | 300 |
| |города Липецка, | | | бюджет | |
| |структурных | |------------+-------------+------------|
| |подразделений | | 2011 | Местный | 300 |
| |администрации | | | бюджет | |
| |города Липецка, | | | | |
| |подведомственных | | | | |
| |муниципальных | | | | |
| |предприятий и | | | | |
| |учреждений | | | | |
\--------------------------------------------------------------------------/
6. Механизм реализации целевой программы
и контроль ее исполнения
Программа основана на принципе единого управления и координации деятельности всех городских служб, участвующих в ее реализации. Контроль исполнения Программы осуществляется в установленном порядке заказчиком Программы. Организацию выполнения, управления и корректировки Программы осуществляет управление экологии администрации города Липецка.
Основными задачами управления Программой являются: контроль хода выполнения Программы; координация программы с другими программами социально-экономического развития города Липецка; подготовка предложений по корректировке и развитию Программы; отчет о выполнении Программы.
Система управления Программой позволяет обеспечивать анализ выполнения мероприятий, а также принимать оперативные меры по их корректировке. Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, увеличение финансирования, а так же продление сроков реализации мероприятий, осуществляется в установленном порядке по предложению муниципального заказчика. Реализация Программы осуществляется в рамках действующего законодательства.
7. Ресурсное обеспечение целевой программы
Основным источником финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города, использование которых отражено в плане реализации программных мероприятий (таблица 2).
Таблица 2
/--------------------------------------------------------------------\
| N | Раздел |Источник| Объемы финансирования по годам (тыс. |
|п/п| Программы |финанси-| руб.) |
| | |рования |-----------------------------------------|
| | | | Всего | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
|---+-------------+--------+---------+-------+-------+-------+-------|
|1. |Охрана |Местный | 6047,5 |3382,5 | 1205 | 355 | 1105 |
| |атмосферного |бюджет | | | | | |
| |воздуха | | | | | | |
|---+-------------+--------+---------+-------+-------+-------+-------|
|2. |Охрана водных|Местный | 1700 | 450 | 450 | 450 | 350 |
| |ресурсов |бюджет | | | | | |
|---+-------------+--------+---------+-------+-------+-------+-------|
|3. |Охрана |Местный | 64500 | 13000 | 13000 | 18500 | 20000 |
| |земельных |бюджет | | | | | |
| |ресурсов | | | | | | |
|---+-------------+--------+---------+-------+-------+-------+-------|
|4. |Отходы |Местный | 97100 | 24000 | 24000 | 24550 | 24550 |
| |производства |бюджет | | | | | |
| |и потребления| | | | | | |
|---+-------------+--------+---------+-------+-------+-------+-------|
|5. |Сохранение и |Местный | 5050 | 1350 | 1350 | 1050 | 1300 |
| |восстановле- |бюджет | | | | | |
| |ние городских| | | | | | |
| |экосистем | | | | | | |
|---+-------------+--------+---------+-------+-------+-------+-------|
|6. |Экологическое|Местный | 12700 | 3000 | 3100 | 3300 | 3300 |
| |образование и|бюджет | | | | | |
| |просвещение | | | | | | |
| |населения | | | | | | |
|---+-------------+--------+---------+-------+-------+-------+-------|
| | Всего: | |187097,5 |45182,5| 43105 | 48205 | 50605 |
\--------------------------------------------------------------------/
Расчет необходимой потребности в бюджетных ресурсах произведен с учетом изучения рынка работ и услуг программных мероприятий, сложившегося объема финансирования затрат предыдущей Программы, а так же показателя индекса-дефлятора, определенного Минэкономразвития России.
Основным источником поступления денежных средств из бюджета города является плата за негативное воздействие на окружающую среду от предприятий-природопользователей, расположенных на территории города Липецка. В связи с этим объемы финансирования Программы за счет средств местного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджета города на очередной финансовый год.
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы из средств местного бюджета составит 187097,5 тыс. рублей.
8. Ожидаемые социально-экономические эффекты
от реализации программных мероприятий
Организация и проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволят обеспечить реализацию единой экологической политики и получить позитивные результаты по созданию благоприятных условий проживания граждан на территории города Липецка. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для сочетания экологических и социально-экономических интересов населения; снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; повышение культуры и грамотности населения города в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основной экономический эффект Программы будет состоять в предотвращении экологически опасных ситуаций и минимизации затрат на их ликвидацию. Основной социальный эффект Программы будет состоять в сохранении и улучшении экологических условий проживания на территории города, увеличении зеленых мест отдыха, что способствует сохранению здоровья населения, снижению риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей природной среды, сохранению генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений.
При оценке экологических показателей (эффективность) природоохранных мероприятий учитываются не только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздействия, но и оценивается предотвращенный экономический ущерб, снижение экологических издержек будущих поколений. Кроме того, для экологических мероприятий характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия появятся только через несколько лет.
Реализация мероприятий Программы позволит более оперативно обеспечивать администрацию города Липецка и население достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии окружающей среды, будет способствовать развитию и закреплению стереотипов поведения людей, направленных на предотвращение неоправданного загрязнения природной среды.
Система показателей целевой Программы представлена в таблице 3.
Таблица 3
/----------------------------------------------------------------------\
|Наименование целей | Величина | Плановые показатели |
| и показателей |показателя в |------------------------------------|
| |базовом 2006 |Период 1 |Период |Период 3 |Период 4|
| | году (до |2008 год |2 2009 | 2010 |2011 год|
| | начала | | год | | |
| | реализации | | | | |
| | программы) | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|1. Стабилизация и | | | | | |
|улучшение | | | | | |
|экологической | | | | | |
|обстановки путем | | | | | |
|снижения уровня | | | | | |
|антропогенного | | | | | |
|воздействия | | | | | |
|автотранспорта на | | | | | |
|атмосферный воздух | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|1.1. Комплексный | | | | | |
|индекс загрязнения | 8,66 | 7-13 | 7-13 | 7-13 | 7-13 |
|атмосферы (КИЗА) | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|2. Обеспечение | | | | | |
|экологической | | | | | |
|безопасности | | | | | |
|территории и | | | | | |
|населения города | | | | | |
|Липецка | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|2.1. Площадь | 374 | 1000 | 1000 | 1500 | 1500 |
|городских почв, | | | | | |
|обследованных и | | | | | |
|внесенных в карту | | | | | |
|состояния почв | | | | | |
|города Липецка, | | | | | |
|(гектар) | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|2.2. Площадь | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 |
|восстановленной | | | | | |
|городской | | | | | |
|территории, | | | | | |
|(гектар) | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|2.3. Количество | | | | | |
|ТБО, размещенных с | | | | | |
|соблюдением | | | | | |
|требований | 24,04 | 37,3 | 37,5 | 37,7 | 37,9 |
|природоохранного | | | | | |
|законодательства, | | | | | |
|(тысяч тонн) | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|2.4. Количество | | | | | |
|опасных отходов, | | | | | |
|исключенных из | 3 | 103 | 205 | 305 | 410 |
|общего потока ТБО, | | | | | |
|(тонн) | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|3. Сохранение и | | | | | |
|восстановление | | | | | |
|городских экосистем| | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|3.1. Количество | | 3 | 3 | 3 | 3 |
|объектов ООПТ | | | | | |
|местного значения, | | | | | |
|(штук) | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|4. Повышение уровня| | | | | |
|экологического | | | | | |
|образования и | | | | | |
|просвещения | | | | | |
|населения города | | | | | |
|Липецка | | | | | |
|-------------------+-------------+---------+-------+---------+--------|
|4.1. Вовлечение | | | | | |
|населения города | | | | | |
|Липецка в | 5 | 20 | 25 | 25 | 25 |
|деятельность по | | | | | |
|охране окружающей | | | | | |
|среды, (процент) | | | | | |
\----------------------------------------------------------------------/
Программа вступает в силу с 1 января 2008 года.
Глава г. Липецка |
М.В.Гулевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа направлена на решение важнейшей комплексной проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Программа разработана в целях реализации основных принципов экологической политики города в соответствии с действующим законодательством; стабилизации и улучшения экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия на окружающую среду; обеспечения экологической безопасности территории и населения города Липецка.
Реализация программы предусмотрена на период с 2008 по 2011 год включительно и осуществляется в четыре этапа: 1 этап - 2008 год; 2 этап - 2009 год; 3 этап - 2010 год; 4 этап - 2011 год.
Прогнозный объем финансирования программы на 2008-2011 годы за счет средств городского бюджета установлен в сумме 187097,5 тыс. руб.
Кроме того, утвержден комплекс мероприятий программы. Для каждого мероприятия утверждены сроки, источники и объемы финансирования, а также перечень ответственных за их исполнение органов и учреждений.
Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29 ноября 2007 г. N 712 "О городской целевой Программе "Охрана окружающей среды города Липецка на 2008-2011 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Программа, утвержденная настоящим решением, вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст решения опубликован в газете "Огни Липецка" от 16 февраля 2008 г. N 1 - 2
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 16 декабря 2008 г. N 962 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2009 г.