Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Рагозина Владимира Николаевича на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года по административному делу N 2а-3893/2023 по административному исковому заявлению Рагозина В.Н. к администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рагозин В.Н. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее также - Администрация), в котором просил суд:
признать незаконным бездействие администрации, выразившиеся в непринятии мер по определению места и обустройству специальной территории, обозначенной табличками и оборудованной контейнером для сбора экскрементов животных на территории МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области;
обязать Администрацию определить места и обустроить специальные территории, обозначенные табличками и оборудованные контейнерами для сбора экскрементов животных на территории г. Кудрово МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в срок до 01.01.2024 г.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В районе местонахождения данного жилого дома не определены места и не обустроены площадки для выгула домашних животных, что является нарушением требований Правил благоустройства и санитарного содержания территории, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней" от 28 января 2021 года N 4, постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 1 февраля 2012 года N 13 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации".
Бездействие Администрации МО "Заневское городское поселение" в непринятии мер по определению мест и обустройства площадок для выгула домашних животных нарушает права административного истца и неопределенного круга лиц на улучшение качества среды проживания в г. Кудрово, а также нарушаются охраняемые законом интересы и права граждан Российской Федерации на благоприятную среду проживания и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Рагозина В.Н. отказано.
В кассационной жалобе Рагозина В.Н. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 13 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 ноября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с нарушением и неправильным применением норм процессуального права, нарушением норм материального права, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая административное дело, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы административного искового заявления, что на территории МО "Заневское городское поселение", в частности в городе Кудрово, не обустроены площадки для выгула собак в ходе производства по делу не нашли своего подтверждения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда признала выводы суда первой инстанции обоснованными и правомерными.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных судами фактических обстоятельствах дела нормы права применены судами верно.
Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 498-ФЗ при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрено, что выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 498-ФЗ при выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования, в том числе исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу.
На основании статьи 8 Федерального закона N 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Площадки для выгула собак являются элементами благоустройства жилого микрорайона (п. 8.2 СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.01.2020 г. N 33/пр)).
В силу пунктов 3, 19, 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
Решением Совета депутатов муниципального образования МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 февраля 2020 года N 07 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории МО "Заневское городское поселение".
Пунктом 6.1 Главы указанных 15 Правил предусмотрено, что площадки для выгула собак размещаются в местах согласованных с администрацией, на территориях общего пользования жилых районов, свободных от зеленых насаждений, под линиями электропередач с напряжением не более 110 кВ, за пределами санитарной зоны источников водоснабжения первого и второго поясов. Для размещения площадки на территориях природного комплекса требуется согласование с администрацией. Схема размещения площадок для выгула собак публикуется в средствах массовой информации.
Пунктом 6.2 Главы 15 Правил благоустройства и санитарного содержания территории МО "Заневское городское поселение" предусмотрено, что площадки для выгула собак, размещаемые на территориях жилого назначения рекомендуется выделять площадью 400-600 кв.м, на прочих территориях - до 800 кв.м, в условиях слоившейся застройки может приниматься уменьшенный размер площадок, исходя из имеющихся территориальных возможностей.
Пунктом 6.3 Главы 15 Правил предусмотрено, что доступность площадок следует обеспечивать не более 400 м. На территории микрорайонов с плотной жилой застройкой - не более 600 м.
Судами установлено, что постановлением Администрации от 16 мая 2019 года N 238 "Об определении мест, предназначенных для выгула домашних животных на территории муниципального образования "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" определены места для выгула домашних животных на территории МО "Заневское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, которое было опубликовано в газете "Заневский вестник" N27 (414) от 29.05.2019 (л.д. 176, 178)
Приложением к указанному постановлению определены следующие места для выгула домашних животных: г.п. Янино-1: прилегающая территория к левой стороне улицы Кольцевой и окраина и лесопарковая зона; г. Кудрово: Сквер "Березовая роща" и окраина и лесопарковая зона; д. Новосергеевка: окраина и лесопарковая зона.
Постановлением Администрации от 3 октября 2022 года N 631, которое было опубликовано в газете "Заневский вестник" N 46 (601) от 16.12.2022 г, внесены изменения в постановление Администрации от 16 мая 2019 года N 238. Приложением к постановлению определены места для выгула домашних животных на территории МО "Заневское городское поселение": в том числе, на территории г. Кудрово определены два места для выгула домашних животных: земельный участок с кадастровым номером N, прилегающий к ул. Центральной общей площадью 1991 кв.м; земельный участок с кадастровым номером N, прилегающий к пр. Строителей общей площадью 8236 кв.м.
Судами установлено, что земельные участки, отведенные для выгула собак, огорожены, установлены соответствующие таблички, обозначающие места выгула животных, и урны для сбора экскрементов животных.
При этом судом первой инстанции установлено, что расстояние от места проживания административного истца Рагозина В.Н. до ближайшего места выгула домашних животных: территории, прилегающей к пр. Строителей севернее микрорайона Новый Оккервиль (земельный участок с кадастровым номером N) составляет 590 м.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказано правомерно.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рагозина Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.