Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 10 октября 2023 года по административному делу N2а-2357/2023 по административному иску Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о признании постановлений незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации г. Кунгура Пермского края (далее - Администрация) от 02 апреля 2020 года N181-171-01-09 на основании заключения межведомственной комиссии от 17 марта 2020 года N16 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кунгур ул. Строителей, 6 признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения граждан до 01 января 2025 года, срок сноса многоквартирного дома определен до 01 января 2026 года.
Постановлением Администрации от 28 декабря 2020 года N323-171-01-09 на основании заключения межведомственной комиссии от 16 декабря 2020 года N58 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кунгур ул. Ситникова, 86, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения граждан до 01 января 2026 года, срок сноса многоквартирного дома определен до 01 января 2027 года.
Постановлением Администрации от 15 сентября 2021 года N 987-171-01-09 на основании заключений межведомственной комиссии от 25 августа 2021 года N210 и N56 признаны аварийными и подлежащими сносу жилые многоквартирные дома, расположенные в г. Кунгуре, по адресам: ул. Свободы, 149, ул. Луговая, 48 "б" соответственно. Для собственников помещений данных многоквартирных домов установлен срок отселения - 01 января 2027 года, срок сноса многоквартирных домов установлен до 01 января 2028 года.
Кунгурский городской прокурор (далее по тексту - прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации о признании вышеуказанных постановлений в части установления сроков расселения из многоквартирных домов и их сноса незаконными, возложении обязанности установить срок отселения проживающих в них лиц до 01 января 2024 года, срок сноса домов - не позднее 01 января 2025 года.
В обоснование административных требований ссылался на то, что указанные многоквартирные дома являются аварийными и непригодными для проживания граждан по признаку опасности для жизни и здоровья людей.
Согласно технических заключений МУП "Кунгурстройзаказчик", ООО "Стройпроект", ООО "ВерхнекамПроект", техническое состояние объектов оценивается как "аварийное".
Безаварийная эксплуатация здания жилого дома невозможна, так как выявленные дефекты могут привести к обрушению конструкций вследствие потери несущей способности. Ввиду возможного обрушения конструкций возникает угроза жизни и здоровья граждан.
В связи с чем, учитывая аварийное состояние указанных многоквартирных домов, полагал, что срок, установленный оспариваемыми постановлениями Администрации для расселения жильцов и сноса домов, является чрезвычайно длительным, за этот период могут произойти необратимые последствия для граждан.
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 28 июля 2023 года оспариваемые постановления Администрации признаны незаконными с возложением на административного ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу определить для граждан разумный срок отселения и срок сноса спорных аварийных домов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 10 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным постановления администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края от 02 апреля 2020 года N181-171-01-09 по установлению сроков расселения и сноса многоквартирного дома по адресу: г. Кунгур, ул. Строителей, д. 6, и возложения на Администрацию обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить разумный срок отселения и срок сноса данного аварийного дома.
В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В остальной части решение Кунгурского городского суда Пермского края от 28 июля 2023 года оставлено без изменения.
В поданной 08 декабря 2023 года кассационной жалобе представитель Администрации просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения административных требований, принять по делу новое решение об отказе в их удовлетворении, ссылаясь на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, неверную оценку представленных в материалы дела доказательств.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для отмены апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в части 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, приняв во внимание представленные результаты технических обследований МУП "Кунгурстройзаказчик", ООО "ВерхнекамПроект", с учетом конкретных обстоятельств административного дела, критической степени износа многоквартирных жилых домов расположенных в г. Кунгуре по ул. Ситникова, 86, по ул. Луговая, 48б, по ул. Свободы, 149, существования явной опасности для здоровья и жизни, проживающих в них граждан, пришел к выводу об удовлетворении требований, возложив на административного ответчика обязанность, с учетом полномочий органа местного самоуправления, по установлению разумных (более ранних) сроков отселения граждан из данных многоквартирных домов во избежание обрушения их несущих конструкций и в целях предотвращения наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, причинения вреда имуществу граждан, установив для этого срок в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Также, суд первой инстанции удовлетворил настоящий административный иск в отношении жилого объекта - многоквартирного дома по адресу: г. Кунгур, ул. Строителей, д. 6.
Не соглашаясь с судом первой инстанции в части выводов о необходимости сокращения сроков расселения и сноса указанного многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции учел степень аварийности его конструктивных элементов, а также разумность срока, установленного оспариваемым постановлением для расселения граждан (до 01 января 2025 года), в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения административных требований прокурора в данной части.
В части отказа в удовлетворении требований судебные акты не оспариваются.
Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (в редакции, действующей в интересующий период).
На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно абзацу 2 пункта 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в пункте 22 постановления его Пленума от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, законом не установлен, однако они должны соответствовать требованиям разумности.
Как следует из материалов дела, согласно актов обследования многоквартирных домов межведомственной комиссии от 16 декабря 2020 года, 25 августа 2021 года процент износа многоквартирных домов по адресу: ул. Луговая, д. 48Б, по состоянию на 1999 год составлял 19%, ул. Свободы, д. 149, по состоянию на 2005 год - 42 %, ул. Ситникова, д. 86, по состоянию на 1999 год - 46%.
В соответствии с актом осмотра от 28 апреля 2023, составленным прокурором совместно с консультантом отдела инспекции государственного жилищного надзора, фотоматериалами, приобщенными к акту осмотра, в доме по адресу: г. Кунгур, ул. Свободы, 149 имеется разрушение стенового материала наружных стен, в том числе цокольной части, наличие трещин раскрытием до 2 см в верхнем перекрытии и перегородке квартиры 16, локальные участки разрушения кровельного покрытия.
В доме по адресу: г. Кунгур, ул. Луговая, 48Б - расслоение кирпичной кладки наружной стены дворового фасада, наличие трещин раскрытием до 2 см. на наружной стене дворового фасада, деформация маяков наблюдений, потеря связи балконов со стеной дома со стороны главного фасада, расслоение стенового материала.
В доме по адресу: г. Кунгур, ул. Ситникова, 86 - разрушение бетонного слоя балконных плит с оголением арматуры, наличие трещин на наружных стенах раскрытием до 1 см. деформация маяка наблюдений, провисание верхнего перекрытия более 1/400 пролета на площадке 2 этажа.
Учитывая вышеприведенные нормы, оценив собранные по делу доказательства по правилам, закрепленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установленные на их основании обстоятельства, установив, что установленный Администрацией срок отселения из указанных домов граждан не отвечает требованиям разумности, является недопустимым при существующей угрозе обрушения домов, реальной угрозе жизни и здоровья граждан, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции о наличии реальной угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах, и, как следствие, о нарушении их прав на безопасность и на жилище, отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об указанных обстоятельствах.
Вместе с тем, с такими доводами кассационной жалобы согласиться нельзя.
Согласно положений СП 13-102-2003. "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", принятых Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 года N 153, несущие конструкции - это строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания.
Аварийное состояние - это категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Так, из технического отчета по оценке технического состояния общего имущества многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Луговая, 48 "б", выполненного ООО "ВерхнекамПроект", следует, что дальнейшая эксплуатация здания допускается при проведении срочных противоаварийных мероприятий и проведении мероприятий по усилению или восстановлению конструкций, находящихся в аварийном и ограничено-работоспособном состоянии, либо при контроле технического состояния. Для предотвращения аварийной ситуации требуется тщательная заделка трещин, усиление конструкций, до выполнения инструментального обследования, инженерно-геологические изыскания грунтов.
Согласно заключения специалиста ООО "ВерхнекамПроект" по оценке технического состояния общего имущества многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Свободы, 149, для предотвращения аварийной ситуации требуется выполнение срочных противоаварийных мероприятий: ограждение территории возможного обрушения участка кирпичной кладки стены, мониторинг технического состояния конструкций. Инструментальное обследования, усиление конструкций. Дальнейшая эксплуатация здания многоквартирного жилого дома не допускается.
Как следует из заключения по результатам обследования многоквартирного жилого дома по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Ситникова, 86, выполненного МУП "Кунгурстройзаказчик", техническое состояние фундаментов, наружных стен жилого дома, деревянных конструкций чердачного и междуэтажного перекрытия здания, конструкций перекрытий кровли, конструкций деревянных оконных и дверных блоков, конструктивные элементы внутренней системы канализации в здании находятся в аварийном состоянии. Фундаменты бетонные, ленточные имеют просадки отдельных участков (трещины по стенам).
Согласно выводов вышеприведенных заключений специалистов техническое состояние всех рассматриваемых объектов оценивается как "аварийное".
Таким образом, судами достоверно установлено, что имеются сведения об исчерпании несущей способности и эксплуатационных характеристик спорных многоквартирных домов, в связи с чем существует опасность их обрушения.
Несоблюдение требований действующего законодательства, регулирующего установление разумных сроков расселения и сноса в отношении таких многоквартирных домов, может повлечь угрозу жизни и здоровью проживающих в таких домах граждан и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения и пребывания вблизи вышеуказанных домов.
В связи с чем, выводы судов нижестоящих инстанций о сокращении сроков расселения граждан, вопреки доводам кассационной жалобы, являются обоснованными, подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку применительно к положениям статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунгурского городского суда Пермского края от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.