Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Игрим на решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года по гражданскому делу N2-393/2023 по иску прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к МКУ "Игримский культурно-досуговый центр", администрации городского поселения Игрим о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Березовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" (далее также - Учреждение) до 29 февраля 2024 года реализовать мероприятия по антитеррористической защищенности объекта в виде обеспечения пропускного и внутриобъектового режима и осуществления контроля за ними; оборудования прилегающей к объекту с северной стороны территории системой наружного освещения; оборудования прилегающей к объекту территории системой видеонаблюдения; организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на территорию объекта, в том числе путем строительства соответствующего заграждения; обеспечения блокировки калитки и входной двери электромеханическими (электромагнитными) запорными устройствами и иными запорными устройствами; оборудования объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Также прокурором заявлены требования о возложении на администрацию городского поселения Игрим (далее - Администрация) обязанности по обеспечению финансирования вышеуказанных мероприятий не позднее 29 февраля 2024 года.
Требование мотивированы тем, что оснащение территории Учреждения осуществляющего культурно-развлекательную деятельность, не соответствует предъявляемым к нему требованиям антитеррористической защищенности. Нарушения закона подлежат устранению МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" как организацией обязанной осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, так и Администрацией, как органом местного самоуправления, обязанным осуществлять финансовое обеспечение Учреждения.
Решением Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года, исковые требования прокурора Березовского района удовлетворены в полном объеме.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2023 года, кассационная жалоба Администрации передана для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.
В поданной 08 декабря 2023 года кассационной жалобе представитель Администрации, ссылаясь на незаконность судебных актов, просит их изменить, увеличив срок выполнения мероприятий, указывая на их большой объем и длительность процедур, необходимых для их исполнения.
Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры представлены возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу в части требований к МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" не имеется.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Как следует из материалов дела, МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" является структурным подразделением Дома культуры пгт. Игрим, включено в Реестр объектов возможных антитеррористических посягательств, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, на который распространяются требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Данному объекту присвоена вторая категория опасности.
Прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения Учреждением законодательства в сфере противодействия терроризму и пожарной безопасности, по результатам которой выявлено, что объект не оборудован непрерывным ограждением территории по установленным нормативам; не в полном объеме оснащен системой видеонаблюдения; не в полном объеме оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения ЧС; не установлен электромеханический (электромагнитный) замок или иное запорное устройство, имеется неконтролируемый (бесконтрольный) вход лиц на территорию объекта культуры, отсутствует учет и контроль лиц входящих на территорию объекта культуры; не проводится периодическая проверка (обход и осмотр) здания и прилегающей территории; не обеспечивается освещение прилегающей территории, а именно с северной стороны здания; не организован санкционированный допуск граждан и транспортных средств на территорию объекта; не представлены сведения о проведении учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территории) за 2022 года; не организована физическая охрана объекта частными организациями.
В связи с установленными нарушениями, 30 марта 2023 года Прокуратурой Березовского района в отношении директора МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" вынесено представление об устранении нарушений федерального закона в сфере противодействия терроризму.
На момент рассмотрения настоящего дела представление прокуратуры исполнено лишь в части, а именно утвержден План (дорожная карта) мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проведенной прокуратурой проверки в части антитеррористической защищенности здания, направлено письмо в Администрацию о выделении финансирования на устранение нарушений.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что культурно-развлекательное учреждение не соответствуют требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, относящегося ко второй категории опасности, меры, направленные на создание безопасных условий для лиц, пребывающих в МКУ "Игримский культурно-досуговый центр", не предпринимаются.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Факт несоответствия МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта судами установлен, подтверждается материалами дела.
Не оспаривая в ходе рассмотрения дела наличие возложенной судом обязанности, административный ответчик считает, что до даты, установленной судом (29 февраля 2024 года) невозможно исполнить решение суда.
Однако, впротивовес доводам кассационной жалобы, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, суды не усмотрели наличия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
Кроме того, в случае невозможности исполнения решения в установленный судом срок, административные ответчики не лишены права на обращение в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке положений статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к Администрации.
Как установлено судами, согласно Уставу МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" учредителем Учреждения является муниципальное образование городское поселение Игрим (п.1.2, п.6.1). Учреждение является некоммерческой организацией - казенным учреждением культуры, финансируемым из бюджета городского поселения Игрим (п.1.3). Имущество учреждения является объектом муниципальной собственности (п.4.1). Источником финансовых средств учреждения являются: ассигнования учредителя из местного бюджета на основании утвержденной схемы доходов; иные источники в соответствии с законодательством РФ (п.5.1).
Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Учитывая изложенные правовые нормы, понуждение Администрации к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных образований, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Администрацию такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, решение суда и определение суда апелляционной инстанции в связи с нарушением норм материального права подлежат отмене в части удовлетворения требований к Администрации с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 сентября 2023 года в части возложения обязанности на администрацию городского поселения Игрим обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности МКУ "Игримский культурно-досуговый центр" отменить, в удовлетворении требований в указанной части отказать.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения Игрим - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.