Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Капункина Ю.Б, Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, поступившую в суд первой инстанции 16 октября 2023 года, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Протащук О.А. к департаменту по имущественным отношениям города Севастополя о признании распоряжения органа власти незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Протащук О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту по имущественным отношениям города Севастополя о признании распоряжения органа власти незаконным.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 августа 2022 года административные исковые требования Протащук О.А. удовлетворены.
Судом признано незаконным распоряжение департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 8 апреля 2022 года N 1220-РДЗ "Об отмене распоряжения департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16 июня 2020 года N 3305-РДЗ".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 апреля 2023 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по доверенности Мокина Е.П. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Протащук О.А. отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16 июня 2020 города Севастополя N 3305-РДЗ "О предоставлении Протащук О. А. земельного участка в собственность, расположенного: "адрес", площадью 489 кв.м." образован земельный участок площадью 489 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером N с сохранением его в измененных границах; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: "адрес" площадью 567 кв.м, кадастровый квартал N; земельный участок отнесен к категории земель: "земли населенных пунктов"; определен вид разрешенного использования: "ведение садоводства"; указанный земельный участок предоставлен в собственность Протащук О.А.
20 июля 2020 года право собственности Протащук О.А. на указанный выше земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, с присвоением ему кадастрового номера N.
6 февраля 2021 года Протащук О.А. на основании договора купли-продажи земельного участка продала Ртищеву Р.С. указанный выше земельный участок. Право собственности Ртищева Р.С. было зарегистрировано в ЕГРН 8 февраля 2021 года.
8 апреля 2022 года департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение N 1220-РДЗ об отмене распоряжения N 3305-РДЗ от 16 июня 2020 года, которым Протащук О.А. был предоставлен в собственность названный земельный участок. Основанием для отмены распоряжения явилось приведение в соответствие распорядительных актов департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с учетом решения Севастопольского Совета народных депутатов от 13 апреля 1993 N 287.
Удовлетворяя административные исковые требования Протащук О.А, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 8, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 и 4 статьи 7, части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указал, что органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъектных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Поскольку доказательств законности оспариваемого распоряжения административным ответчиком не представлено, то принятым департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя распоряжением от 8 апреля 2022 года N 1220-РДЗ нарушены права и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Принятие такого акта не может повлечь произвольного и внесудебного прекращения субъективного гражданского права, возникшего на основании отменяемого ненормативного акта. Акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно могут быть отменены в порядке самоконтроля, только если на его основе не возникло гражданское право.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суды дали надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 31 января 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинО.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.