Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт "Норильск" Ткаченко А.В., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N155 в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N116 в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края от 25 сентября 2023 г. (резолютивная часть постановления от 22 сентября 2023 г.), решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 11 декабря 2023 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт "Норильск" (далее - ООО "Аэропорт "Норильск", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N155 в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N116 в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края, от 25 сентября 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Норильского городского суда Красноярского края от 11 декабря 2023 г, ООО "Аэропорт "Норильск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Аэропорт "Норильск" Ткаченко А.В. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершенные в крупном размере незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения ООО "Аэропорт "Норильск" к административной ответственности по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства:
На основании решения Норильского транспортного прокурора от 4 мая 2023 г. N 4, в период с 5 мая 2023 г. по 31 мая 2023 г. в отношении ООО "Аэропорт "Норильск" проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, основанием которой явилась информация от 27 апреля 2023 г. о нахождении на взлетно-посадочной полосе аэропорта "Норильск" (Алыкель) неисправной аэродромной техники.
По результатам указанной проверки, постановлением Норильского транспортного прокурора от 31 мая 2023 г. в Красноярский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ направлены материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании ФИО8 по признакам преступления, предусмотренного частью 5 статьи 290 УК РФ, из которого следует, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасения, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним, является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) (ФАВТ), в полномочия которого, в том числе входит: осуществление выдачи в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, являющихся объектами капитального строительства; осуществление функций государственного заказчика государственного оборонного заказа, федеральных и ведомственных целевых программ, научно-технических и инновационных программ и проектов; осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание ФАВТ и реализацию возложенных на него функций.
31 июля 2017 г..между Федеральным агентством воздушного транспорта от имени Российской Федерации (государственный заказчик) и "данные изъяты" (подрядчик) заключен государственный контракт N N по условиям которого государственный заказчик поручает, а подрядчик обязуется в соответствии с проектной документацией закупить оборудование и материалы, выполнить работы по разработке рабочей и иной технической документации, строительные, монтажные и другие, связанные с реконструкцией объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель" работы, обеспечивающие полноценное функционирование вновь построенных/реконструируемых объектов и их ввод в эксплуатацию, перечень, объем и сроки которых определяются в приложении N 1 к контракту, с передачей их государственному заказчику в установленном порядке. Цена контракта определена в сумме "данные изъяты" рублей, источник финансирования - федеральный бюджет. Расчеты по оплате работ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных государственному заказчику на текущий финансовый год и объемов финансирования, полученных от главного распорядителя средств федерального бюджета, на основании подписанных государственным заказчиком и подрядчиком актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и иных первичных и прочих документов. Сдача и приемка выполненных работ производится в соответствии с действующими СП121.13З20.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, СНиП 3.06.06-88 и Проектной документацией и оформляется актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Для реализации госконтракта заказчик или уполномоченная им организация принимает на себя обязательства по получению разрешения на строительство и передачу его подрядчику; осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, выделенных на объект; организации строительного контроля со стороны госзаказчика собственными силами или путем привлечения подрядной организации, с правом указанных представителей составлять акты о выявленных дефектах, выдавать предписания, письменные распоряжения и т.д.
В целях персонального закрепления специалистов Управления капитального строительства за объектами капитального строительства, приказом врио генерального директора государственного заказчика от 31 января 2019 г. N 023 "О внесении изменений в Приказ от 3 сентября 2018 г. N 328 "О закреплении объектов строительства и реконструкции за специалистами Предприятия", ответственным за реализацию проекта строительно-монтажных работ в аэропорту "Норильск" назначен ФИО9
На основании приказа от 25 декабря 2019 г. N 1283/л, утвержденного протоколом общего собрания участников ООО "Аэропорт "Норильск" от 23 декабря 2019 г. N 12, ФИО10 назначен на должность генерального директора указанного юридического лица с 11 января 2020 г, с премированием его за ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола общего собрания участников ООО "Аэропорт "Норильск" от 27 апреля 2021 г. N 05 за успешное завершение проектов ("Реконструкция аэропортового комплекса (г. Норильск, Красноярский край)" и "Реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель", г. Норильск, Красноярский край" в условиях жестких ограничений, связанных с распространением короновирусной инфекции и выплатой денежных средств в размере "данные изъяты" рубля.
В период с 1 декабря 2020 г. по 23 декабря 2020 г. у ФИО11 возник умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу в крупном размере, выразившийся в премировании и иной личной заинтересованности, вызванной стремлением показать себя успешным руководителем, способным выполнять возложенные на него рабочие задачи, что прямо связано со своевременным завершением работ по реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель", выполняемых в рамках госконтракта в соответствии с календарным графиком производства работ, и, как следствие, получением соответствующей премии, а также исключением негативных последствий в виде признания его неэффективным руководителем ООО "Аэропорт "Норильск".
Так, в период с 1 декабря 2020 г. по 31 декабря 2020 г. ФИО12 реализуя свой умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу, осознавая общественную опасность своих действий и предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий для экономических интересов государственного заказчика, прибыл в г. Москву, где встретился с ФИО13 для обсуждения вопросов исполнения условий госконтракта и достижения по нему взаимовыгодных результатов.
В ходе указанной встречи, в период с 1 декабря 2020 г. по 31 декабря 2020 г, ФИО14, осведомленный об условиях исполнения контракта, невыполнения подрядчиком части необходимого объема работ, а также в целях получения премирования, реализуя свой умысел, направленный на дачу взятки, передал ФИО15 первую часть незаконного денежного вознаграждения в виде взятки в сумме "данные изъяты" рублей с целью подписания со стороны государственного заказчика акта о приемке выполненных работ и указанных в представленном акте, вне зависимости от содержания акта о приемке, выполненных работ, в том числе при условии указания в них работ, которые фактически не выполнены, что прямо влияло на своевременное завершение работ по реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель" и, как следствие, его премирование.
ФИО16 в вышеуказанное время, находясь на территории г. Москвы, являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в группе управления проектами Управления капитального строительства государственного заказчика, в силу занимаемой должности, будучи осведомленным о заинтересованности ФИО17. в своевременном завершении работ по реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель", понимая, что в силу указанного он способен осуществить общее покровительство подрядчика, в том числе при подписании акта о приемке выполненных работ от 23 декабря 2020 г. N34/Ф, имея умысел на получение взятки, в период с 1 декабря 2020 г. по 31 декабря 2020 г, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, получил лично от ФИО18 незаконное денежное вознаграждение в виде взятки в размере "данные изъяты" рублей.
Далее, ФИО19, продолжая реализовывать свой умысел, в период с 1 октября 2021 г. по 30 ноября 2021 г, после получения вышеуказанной премии от общего собрания участников ООО "Аэропорт "Норильск", находясь на территории г. Норильска, осознавая общественную опасность и предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде неисполнения требований технического регламента и нормальной деятельности государственного заказчика, осознавая наличие оснований к несвоевременному завершению работ по реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель", передал ФИО20. оставшуюся часть денежных средств в качестве взятки в размере "данные изъяты" рублей через ФИО21.
В свою очередь ФИО22, продолжая реализовывать задуманное, в период с 1 октября 2021 г. по 30 ноября 2021 г, находясь в г. Норильске, с целью получения от ФИО23. оставшихся денежных средств, осознавая характер и общественную опасность своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде осуществления общего покровительства по службе в интересах подрядчика, выраженного в том, что при подписании актов о приемке выполненных работ от 23 декабря 2020 г. N 34/Ф, удостоверяя соответствие объемов фактически выполненных работ и указанных в представленном акте, вне зависимости от содержания акта о приемке выполненных работ, в том числе при условии указания в них работ, которые фактически не выполнены, что влекло своевременное завершение работ по реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта "Алыкель", получил от ФИО24 оставшуюся часть взятки в размере "данные изъяты" рублей, получив в общем размере взятку в сумме "данные изъяты" рублей.
Таким образом, должностные лица ООО "Аэропорт "Норильск", действуя в интересах юридического лица, передали ФИО25 денежные средства в общей сумме "данные изъяты" рублей.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность ООО "Аэропорт "Норильск" подтверждаются полно приведенными в судебных актах доказательствами, которым судьи дали верную оценку и обоснованно признали Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют, автором жалобы не представлены.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судебными инстанциями обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, правила подсудности не нарушены, право на защиту реализовано, административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 19.28 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалоба по делу об административном правонарушении рассмотрена городским судом в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, доводы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N155 в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N116 в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края от 25 сентября 2023 г. (резолютивная часть постановления от 22 сентября 2023 г.), решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 11 декабря 2023 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт "Норильск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт "Норильск" Ткаченко А.В. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.