Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0016-01-2022-001950-75 (N 2-85/2023) по иску Безуглого Олега Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной льготной страховой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной льготной страховой пенсии
по кассационной жалобе представителя Безуглого Олега Анатольевича - Черновой Екатерины Валерьевны, действующей на основании доверенности, на решение Железнодорожного городского суда Красноярского края от 2 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Безуглый О.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю) о возложении обязанности включить период работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указано, что с 1 ноября 2000 г. истец работал в Федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат" (далее - ФГУП ГХК) машинистом компрессорных установок мастерского участка по ремонту электромеханического оборудования участка ремонта цеха сетей и подстанций, 24 ноября 2011 г. он был переведен на должность машиниста насосных установок участка по эксплуатации тоннеля изотопно-химического завода.
В связи с выделением участка и передачей его в другое структурное подразделение, 1 декабря 2014 г. истец был уволен и принят на работу с 1 декабря 2014 г. в общество с ограниченной ответственностью "Производственное ремонтно-эксплуатационное хозяйство Горно- химического комбината" (далее также - ООО "ПРЭХ ГХК") на должность машиниста насосных установок участка ремонтно- эксплуатационного цеха, где работал до 1 мая 2021 г. При этом фактически и географически место его работы не изменилось, работа осталась в подземных условиях, трудовая функция не изменилась. В трудовом договоре от 1 декабря 2014 г. указано, что на рабочем месте установлены условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Ему предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск, была установлена повышенная оплата за тяжелые условия труда. В соответствии с п.3.7 должностной инструкции машинист постоянно занят обслуживанием насосных установок, находящихся на глубине 50 м. от дна реки Енисея.
Указанные работы предусмотрены Списком N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее также -Список N2).
Решением пенсионного органа ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как не был принят к зачету период его работы в должности машиниста насосных установок.
Отказ пенсионного органа истец считает незаконным, просил суд включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 период работы в должности машиниста насосных установок 5 разряда (смена) участка ремонтно- эксплуатационного цеха с 1 декабря 2014 г. по 1 мая 2021 г, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку N2, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости исходя из продолжительности специального стажа работы, с момента возникновения соответствующего права, то есть с 6 октября 2022 г.
Решением Железнодорожного городского суда Красноярского края от 2 мая 2023 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. решение Железнодорожного городского суда Красноярского края от 2 мая 2023 г. оставлено без изменения.
Представитель истца - Чернова Е.В. обратилась в суд с кассационной жалобой на указанные судебные акты, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, Безуглый О.А. 1 ноября 2000 г. был принят в ФГУП "Горно-химический комбинат" машинистом компрессорных установок мастерского участка по ремонту электромеханического оборудования участка ремонта цеха сетей и подстанций, 24 ноября 2011 г. переведен машинистом насосных установок участка по эксплуатации тоннеля изотопно-механического завода, 1 декабря 2014 г. уволен в порядке перевода.
В соответствии с трудовым договором от 1 декабря 2014 г. N истец принят в ООО "Производственное ремонтно-эксплуатационное хозяйство Горно- химического комбината" машинистом насосных установок (смена) теплоэнергетического участка ремонтно-эксплуатационного цеха.
Согласно п.3.6.1 трудового договора на рабочем месте по данной должности установлены условия труда, отклоняющиеся от нормальных. За фактически отработанное время (работу) с условиями труда по установленной должности (в соответствующих производствах и цехах) работнику предоставляется право на досрочное оформление пенсии по пенсионному Списку N2 за дни занятости на работах, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня.
Судом также установлено, что спорный период работы истца отражен работодателем в индивидуальном персонифицированном учете без указания кода особых условий труда ввиду отсутствия оснований для отнесения должности машиниста насосных установок к работам, предусмотренным Списком N2, поскольку его занятость в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком, в том числе в подземных условиях, документально не подтверждена.
Также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период работодатель (страхователь) начислял и уплачивал за него страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от класса опасности рабочего места.
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 15 декабря 2021 г. истцу было отказано в назначении пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ требует дополнительного документального подтверждения.
Безуглый О.А, не согласившись с данным решением, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его работу во вредных условиях труда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с утвержденным предприятием Перечнем льгот и компенсаций от 1 октября 2014 г. машинист насосных установок теплоэнергетического участка ремонтно-эксплуатационного цеха имел право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N2 как периодически занятый на работах в подземных условиях полный рабочий день.
По результатам проведенной ООО "Оптима" специальной оценки условий труда на рабочем месте машиниста насосных установок (смена) теплоэнергетического участка ремонтно-эксплуатационного цеха 24 апреля 2015 г. была утверждена карта N, 26 мая 2016 г. отчет о специальной оценки условий труда, в соответствии с которыми условия труда на рабочем месте машиниста насосных установок признаны допустимыми (2 класс), оснований для предоставления работнику гарантий и льгот за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не имеется.
Согласно справке специалиста ООО "Оптима", проводившего оценку специальных условий труда, машинист насосных установок в течение смены находится 50% на открытой территории, 10% - в бытовом помещении, 40% - в насосной, что при применении методики расчета дает 2 класс условий труда.
Безуглый О.А. 10 июля 2016 г. персонально был уведомлен об изменении условий труда, с ним было подписано соглашение от 12 сентября 2016г. о том, что условия труда являются допустимыми (2 класс), в установленном порядке результаты оценки условий труда им оспорены не были.
Поскольку доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости в соответствии с положениями ст.ст.59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бесспорно подтверждающие непосредственную занятость Безуглого О.А. на выполнении работ, предусмотренных Списком N2, в подземных условиях, в течение полного рабочего дня не менее 80% представлены не были, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Отклоняя доводы истца о том, что полная занятость на соответствующих видах работ в подземных условиях подтверждается должностной инструкцией машиниста насосных установок, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со ст.60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, которые применяются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.5 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Должностная инструкция не содержит сведений о занятости истца на выполнении работ, предусмотренных Списком N2, не менее 80 процентов рабочего времени. В соответствии с условиями трудового договора от 1 декабря 2014 г. работнику предоставляется право на досрочное оформление пенсии по Списку N2 за дни занятости на работах, предусмотренных Списком. Уточняющие справки о днях занятости на соответствующих работах, выданные работодателем, в том числе за период с 1 декабря 2014 г. по 11 сентября 2016 г, истцом не представлены.
Доводы истца о том, что ранее выполняемая им работа в должности машиниста насосных установок участка по эксплуатации тоннеля изотопно-механического завода была включена ответчиком в специальный стаж, судом апелляционной инстанции не были приняты во внимание, поскольку федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с тяжелыми условиями труда. Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по дополнительному тарифу.
При этом, вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог бы быть разрешен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно- правовых актах, тогда как факта неправильного наименования занимаемой истцом должности судом установлено не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при этом основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "б" п. 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В упомянутом Списке N 2 имеется раздел ХХХIV "Атомные энергетика и промышленность", в котором содержится раздел 4 "Работа в подземных условиях Горнохимического комбината" (23604000), предусматривающий под кодом 23604000-17541 - рабочих, руководителей и специалистов, не
предусмотренных разделом XXIV Списка N 1, постоянно занятых на работах в подземных условиях.
При этом в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 содержится раздел XXIV "Атомные энергетика и промышленность".
Истец, обращаясь с иском в суд, полагает, что занимаемая им должность машиниста насосных установок ООО ""ПРЭХ ГХК" относится к должностям под кодом 23604000-17541- рабочие, руководители и специалисты, не предусмотренные разделом XXIV Списка N 1, постоянно занятые на работах в подземных условиях, указанных в Списке N 2.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Правила от 11 июля 2002 г. N 516)
Абзацем 1 п. 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2014 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1 - 18 ч. 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда).
По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Установив отсутствие доказательств, подтверждающих непосредственную занятость истца на выполнении работ, предусмотренных Списком N2, в подземных условиях, в течение полного рабочего дня не менее 80%, представление работодателем сведений в ОСФР по Красноярскому краю в отношении спорного периода работы истца без указания кода особых условий труда ввиду отсутствия оснований для отнесения должности машиниста насосных установок к работам, предусмотренным Списком N2, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что период работы истца в ФГУП "ГХК" был засчитан ответчиком в специальный стаж, а передача участка по эксплуатации тоннеля в структурное подразделение ООО "ПРЭХ ГХК" никак не повлияла на условия осуществления трудовых обязанностей истца, его место работы и обязанности не изменились, что результаты специальной оценки условий его труда не соответствуют фактическим условиям, что карта специальной оценки условий труда составлена с нарушением законодательства, были предметом правовой оценки суда первой и апелляционной инстанции (о чем выше указано), оснований не соглашаться с выводами судов судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не усматривает, поскольку выводы судов соответствуют приведенному правовому регулированию.
Доводы истца о том, что он предлагал суду проверить данные, представленные в справке работодателя и убедиться в отсутствии на поверхности какого-либо оборудования и обустроенного рабочего места машиниста насосных установок, также не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку, как верно отметил суд апелляционной инстанции, в соответствии с требованиями ст.60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судами учтено, что на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, была возложена обязанность по уплате начиная с 1 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 г. - ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 г. результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труд" (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы и доводы кассатора о том, что суды должны были руководствоваться правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П, поскольку из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П также следует, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Железнодорожного городского суда Красноярского края от 2 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Безуглого Олега Анатольевича - Черновой Екатерины Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.