Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-303/2023 (УИД 75RS0025-01-2022-004915-98) по исковому заявлению Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Менчикова Александра Петровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Забайкальская краевая общественная организация Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Менчикова Александра Петровича (далее по тексту - Менчиков А.П.) обратилась в Читинский районный суд Забайкальского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с декабря 2021 г. по октябрь 2022 г. в размере 7 113, 5 рублей, недоначисленной оплаты отпускных за периоды отпуска с 16 мая 2022 г. по 1 июня 2022 г, с 15 августа 2022 г. по 25 августа 2022 г. в размере 986, 93 рублей; о признании подпункта "б" пункта 5.2.2, пункта 5.3.6 Положения об оплате труда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 30 июня 2020 г. N, не подлежащими применению; об обязании произвести начисление заработной платы за фактически отработанное время, с учетом времени нахождения на перерыве для отдыха и питания, произвести расчет ежемесячной заработной платы, исходя из нормы часов в отработанном месяце по производственному календарю и фактически отработанному времени, произвести расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера; о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу Менчикова А.П. взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с декабря 2021 г. по октябрь 2022 г. в размере 5 788, 94 рублей, недоначисленная оплата отпускных в размере 977, 90 рублей, компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей. На ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность производить Менчикову А.П. расчет сверхурочной работы с учетом, установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера. На ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность производить начисление ежемесячной заработной платы Менчикову А.П. исходя из фактически отработанного времени, с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 августа 2023 г. решение Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2023 г. в части удовлетворения исковых требований Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, действующей в интересах Менчикова А.П, о возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанностей производить Менчикову А.П. расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера, производить начисление ежемесячной заработной платы, исходя из фактически отработанного времени, с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания, отменено. Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в данной части отказано. Это же решение суда в части взыскания задолженности по отпускным изменено. С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу Менчикова А.П. взыскана недоначисленная оплата отпускных в размере 365, 95 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 августа 2023 г. отменить в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы, оплаты отпускных, компенсации морального вреда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указало на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В силу пункта 2.1.1 должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной (тепловое хозяйство) жилищно-коммунальной службы N с. Домна, утвержденной 3 июня 2019 г, машинист кочегар котельной обслуживает водогрейные котлы с суммарной тепло производительностью до 12, 6 ГДж/ч (до 3Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Предусмотренные работодателем в графике сменности за спорный период перерывы для отдыха и питания фактически истцу предоставлялись, для этих целей имеется специально оборудованное помещение. В рабочее время истца включено только время исполнения работником своих трудовых обязанностей. Локальными нормативными актами работодателя, трудовым договором и соглашением к нему включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено; на предприятии не установлено непрерывное производство, локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не приняты; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания. Трудовое законодательство не требует, чтобы перерыв для отдыха и питания работник проводил вне места работы, при этом доказательств тому, что во время перерывов для отдыха и питания истец привлекался работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей, суду не предоставлено. Возложение обязанности на учреждение производить расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера неправомерно, поскольку расчет сверхурочной работы, применяемый учреждением, произведен с учетом действующего законодательства. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании трудового договора, заключенного 20 ноября 2020 г, Менчиков А.П. принят на работу в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России машинистом (кочегаром) котельной теплового хозяйства производственного участка N жилищно-коммунальной службы N.
Пунктом 5.1 трудового договора установлено, что режим рабочего времени и времени отдыха, порядок предоставления отпуска регулируются законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя.
Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода три месяца. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40 часов в неделю. При этом работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графикам сменности в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. График сменности составляется на каждый учетный период и доводится до сведения работника не позднее, чем за один месяц до введения его в действие (пункт 5.2 трудового договора).
Время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, иных внутрисменных перерывов предоставляется в соответствии с трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Правилами внутреннего трудового распорядка работодателя, графиком сменности (пункт 5.3 трудового договора).
Менчикову А.П. установлен должностной оклад в размере 6 809 рублей, районный коэффициент 1, 3, процентная надбавка к заработной плате в размере 10%, процентная надбавка за выслугу лет 10% (пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 трудового договора).
Приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 31 марта 2017 г. N, в целях усиления производственной и исполнительской дисциплины работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждены Правила внутреннего трудового распорядка в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее по тексту - Правила внутреннего трудового распорядка).
Пунктом 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка закреплена обязанность работодателя вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником.
Рабочее время работников учреждения определяется настоящими Правилами, а также трудовым договором, графиком сменности (пункт 7.1 Правил внутреннего трудового распорядка).
В пункте 7.2 Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что работникам учреждения (за исключением работающих в сменном режиме) устанавливается пятидневная рабочая неделя нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), если иное не предусмотрено трудовым договором конкретного работника.
В соответствии с пунктом 7.3 Правил внутреннего трудового распорядка время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания для работников устанавливается следующее: начало работы - 09.00 (моск.); перерыв -13.00 - 13.45 (моск.); окончание работы - 18.00 (моск.) (понедельник - четверг); - 16.45 (моск.) (пятница). Время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания работников филиалов учреждения устанавливается приложением к настоящим Правилам.
Согласно приложению N к Правилам внутреннего трудового распорядка рабочий день для филиала ЦЖКУ Минобороны России (по Восточному военному округу) с 09.00 до 18.00 (в пятницу - до 16.45), перерыв с 13.00 до 13.45 (местное время).
В пункте 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка указано, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обеспечивает работникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Графики сменности разрабатываются работодателем и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Работники распределяются по сменам равномерно. Переход из одной смены в другую должен происходить в часы, определенные графиками сменности (пункт 7.6 Правил внутреннего трудового распорядка).
При непрерывных работах запрещается оставлять работу до прихода сменяющего работника. В случае неявки сменяющего работник заявляет об этом непосредственному начальнику, который обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником (пункт 7.7 Правил внутреннего трудового распорядка).
В пункте 7.17 Правил внутреннего трудового распорядка установлено, что работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа) производится в случаях и в пределах, предусмотренных действующим законодательством. Такое привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника.
Работодатель ведет точный учет сверхурочных работ путем составления журнала сверхурочных работ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд не более 120 часов в год (пункт 7.18 Правил внутреннего трудового распорядка).
В целях обеспечения оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 30 июня 2020 г. N, утверждено Положение об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В пункте 5.2.1 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России установлено, что оплата труда работников учреждения за отработанное время (дни, часы) производится по установленным должностным окладам за фактически отработанное время как произведение фактически отработанного времени (в днях, часах) на расчетную тарифную ставку (за день, час).
Согласно подпункту "б" пункта 5.2.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России расчетная часовая ставка определяется для работников, работающих при суммированном учете рабочего времени (с учетным периодом - квартал): делением установленного должностного оклада на среднеквартальную норму часов. Среднеквартальная норма часов рассчитывается делением количества часов по производственному календарю за квартал на 3.
Оплата труда работникам с суммированным учетом рабочего времени и учетным периодом 3 месяца рассчитывается по формуле: оклад/среднеквартальная норма часов за месяц х отработанное количество часов в месяц (пункт 5.3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
В пункте 5.4.3 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России регламентирована оплата труда за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени.
У работников, которым в соответствии с условиями трудовых договоров установлен сменный режим труда с суммированным учетом рабочего времени, сверхурочной работой считается отработанное время сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде (пункт 5.4.3.1); учреждение по истечении учетного периода оплачивает работникам сверхурочную работу: за первые два часа работы - в полуторном размере (доплачивается 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час); за последующие часы работы - в двойном размере (доплачивается 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час) (пункт 5.4.3); количество часов сверхурочной работы, подлежащих оплате по истечении учетного периода, для работников, которым установлен сменный режим труда с суммированным учетом рабочего времени, рассчитывается отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС) (пункт 5.4.3.3); по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, равного отработанному сверхурочно. При предоставлении дополнительного времени отдыха оплата сверхурочных часов производится в одинарном размере, дополнительное время отдыха не оплачивается (пункт 5.4.3.4); оплата за сверхурочную работу при суммированном учете производится на основании письменного приказа начальника учреждения (филиала, ЖКС). Оформление приказа осуществляется отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС) (пункт 5.4.3.5).
Из представленных в материалы дела табелей учета рабочего времени следует, что за каждую смену Менчикову А.П. учитывалось от 10 часов до 11, 5 часов рабочего времени, из учета исключалось время от 30 минут до 2 часов, отведенное для отдыха и приема пищи.
За период с декабря 2021 г. по октябрь 2022 г. при начислении заработной платы Менчикову А.П. работодателем не были учтены часы: в декабре 2021 г. - 9 часов работы, в том числе 4 часа за работу в ночное время; в марте 2022 г. - 30 часов работы, в том числе 14 часов за работу в ночное время, 2 часа за работу в ночное время праздничные дни; в апреле 2022 г. - 15, 5 часов работы, в том числе 6 часов за работу в ночное время; в мае 2022 г. - 8 часов работы, в том числе 4 часа за работу в ночное время, 4 часа за праздничные дневные; в сентябре 2022 г. - 3, 5 часа работы, в том числе 1, 5 часа за работу в ночное время; в октябре 2022 г. - 1 5 часов работы, в том числе 8 часов за работу в ночное время.
Забайкальская краевая общественная организация Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, указав, что поскольку кочегары не имеют возможности отлучаться во время перерывов с места работы, в их рабочее время должны включаться перерывы для отдыха и питания, однако в нарушение требований части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем в 2021-2022 гг. расчет заработной платы Менчикову А.П. производился без учета времени, предоставляемого для отдыха и питания, положения подпункта "б" пункта 5.2.2, пункта 5.3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ухудшают положение Менчикова А.П. по сравнению с установленным трудовым законодательством, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что работа Менчикова А.П. носит непрерывный характер, он не имеет право покидать рабочее место в течение рабочей смены, не может использовать время отдыха по собственному усмотрению, следовательно работодатель обязан учитывать и оплачивать Менчикову А.П. рабочее время 12 часов в смену, в то время как из табелей учета рабочего времени следует, что за каждую смену за спорный период от 30 минут до 2 часов, отведенных для отдыха и приема пищи, из учета исключались, Менчикову А.П. не производилась оплата сверхурочных часов.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что условия подпункта "б" пункта 5.2.2 и пункта 5.3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ухудшают положение Менчикова А.П. по сравнению с установленным трудовым законодательством, поэтому в силу части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению, отметив, что фактически заработная плата за отработанный месяц поставлена в зависимость от среднеквартальной нормы часов, а не нормы часов в отработанном месяце, тогда как по условиям трудового договора Менчикову А.П. установлен должностной оклад в месяц, соответственно, оплата труда за отработанный месяц должна рассчитываться исходя из нормального (согласно производственному календарю) количества часов в конкретном месяце, а не среднеквартальной нормы часов, как производит ответчик.
В этой связи суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика производить начисление ежемесячной заработной платы Менчикова А.П. исходя из нормы часов в отработанном месяце по производственному календарю и фактически отработанному времени, и признании подпункта "б" пункта 5.2.2, пункта 5.3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не подлежащими применению.
Приняв во внимание установленный факт нарушения права работника на получение заработной платы своевременно и в полном объеме, суд взыскал в пользу Менчикова А.П. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части необоснованного исключения работодателем из рабочего времени Менчикова А.П. перерывов для отдыха и питания и необходимости оплаты указанных периодов, указав, что они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при верной оценке представленных в дело доказательств.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанностей производить Менчикову А.П. расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера, производить начисление ежемесячной заработной платы, исходя из фактически отработанного времени, с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания, принял в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в данной части отказал. Это же решение суда в части взыскания задолженности по отпускным изменил. Взыскал с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу Менчикова А.П. недоначисленную оплату отпускных в сумме 365, 95 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций положениям приведенных норм процессуального закона не соответствуют.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).
На основании части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем пятым части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие рабочего времени определено статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (часть 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть 2 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (часть 3 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации).
Перерывы в течение рабочего дня (смены) отнесены к времени отдыха (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (часть 2 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации). Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и т.д.), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" приказом Министра обороны Российской Федерации Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу), порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).
Согласно пункту 1 раздела I "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера руководителям воинских частей и организаций" приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г..N 545 руководителям воинских частей и организаций размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом руководителям воинских частей и организаций устанавливаются: 1) выплаты компенсационного характера: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; 2) выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном настоящим приложением; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда.
Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в ином размере устанавливается по решению Министра обороны Российской Федерации на основании ходатайств заместителей Министра обороны Российской Федерации, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты; премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - до двух должностных окладов в порядке, установленном настоящим приложением. Размеры выплат надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя.
В пункте 2 раздела II "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 приведен исчерпывающий перечень видов выплат компенсационного характера: выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4 - 10, 55 - 57, 61 - 66, 71 - 74, 77, 78 и 81 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункты 11 и 12 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (пункты 18 - 20 настоящего приложения).
Пунктом 3 раздела II "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 5 раздела II "Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций" приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г..N 545 при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому): 1) численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; 2) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); 3) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу: а) на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; б) в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда), - из расчета среднемесячных расходов по учетным данным текущего года.
Выплаты компенсационного характера (за исключением районных коэффициентов и коэффициентов за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) по вакантным должностям (профессиям) в фонде оплаты труда не учитываются; 4) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4, 5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения N 2 к настоящему приказу, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда), - в фактически установленном размере.
Фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 6 раздела II "Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций" приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545).
Вместе с тем приведенные нормативные положения Трудового кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, требования процессуального закона к доказательствам и доказыванию не соблюдены.
По данному делу о взыскании в пользу Менчикова А.П. не выплаченной ему в полном размере заработной платы судам следовало установить: каков режим рабочего времени Менчикова А.П. (пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, работа с ненормированным рабочим днем, сменная работа и т.д.); каким образом работодателем осуществлялся учет его рабочего времени (суммированный, почасовой и т.д.); является ли работа, выполняемая Менчиковым А.П. работой, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно; работал ли Менчиков А.П. в смену один, имел ли возможность покинуть рабочее место и использовать установленное время для отдыха и питания в соответствии со статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации; предоставлялись ли Менчикову А.П. перерывы для отдыха и питания, и каким образом, выполнены ли ответчиком установленные в пункте 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, рекомендации с целью соблюдения требований части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации, и какие для этого действия совершены ответчиком; осуществлялась ли Менчиковым А.П. в указанный в исковом заявлении период работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, имелась ли переработка, которая может быть расценена как сверхурочная работа, если имелась, то каким образом она исчислялась.
Однако эти юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций определены и установлены не были, они не вошли в предмет доказывания по делу, предметом исследования и оценки судов в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Не дана судами оценка доводам ответчика, приводимым им в судах первой и апелляционной инстанций о том, что локальными нормативными актами, действующими у работодателя, трудовым договором и соглашением к нему включение перерывов для отдыха и питания в рабочее время не предусмотрено; на предприятии работодателя не установлено непрерывное производство, локальные нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не приняты; работодателем установлен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания; доказательств того, что место для приема пищи и отдыха не могло быть использовано Менчиковым А.П. для приема пищи и отдыха в материалах дела не имеется.
Также не получили какой-либо правовой оценки судов доводы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о том, что количество часов сверхурочной работы, подлежащих оплате по истечении учетного периода, для работников, которым установлен сменный режим труда с суммированным учетом рабочего времени, рассчитывается отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС), оплата за сверхурочную работу при суммированном учете производится на основании письменного приказа начальника учреждения (филиала, ЖКС), оформление приказа осуществляется отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС), соответствующие приказы Менчиковым А.П. суду представлены не были, не имеется их и в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства Российской Федерации по Забайкальскому краю"; порядок и механизм оплаты труда за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени регламентирован пунктом 5.4.3 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Судами не принято во внимание, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" оплата за сверхурочную работу относится к выплатам компенсационного характера, в связи с чем на указанную выплату не могут быть начислены иные компенсационные и стимулирующие выплаты.
При изложенных обстоятельствах решение Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 августа 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 31 августа 2023 г. в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы, оплаты отпускных, компенсации морального вреда отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.