Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротина Е.С., рассмотрев без проведения судебного заседания материалы административного дела N 61OS0000-01-2023-000487-63 (N 9а-114/2023) по частной жалобе административного истца Муравьевой Анжелы Борисовны на определение судьи Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. об отказе в принятии административного искового заявления Муравьевой Анжелы Борисовны об установлении равной рыночной кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Муравьева А.Б. обратилась в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением об установлении равной рыночной кадастровой стоимости объектов:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2824 кв. м, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", в размере 145 000 рублей по состоянию на 29 августа 2023 г.;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2983 кв. м, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", в размере 153 000 рублей по состоянию на 16 августа 2023 г.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника объектов недвижимости и налогоплательщика.
Определением судьи Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. в принятии административного иска отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе административный истец Муравьева А.Б. просит определение судьи Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. отменить и разрешить вопрос по существу.
В соответствии со статьей 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив представленные материалы, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого постановления.
Отказывая в принятии административного иска, судья областного суда исходил из того, что поданный административный иск об установлении равной рыночной кадастровой стоимости объектов не подлежит рассмотрению в суде.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулировавшим вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3).
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен вышеуказанным законом, статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон о кадастровой оценке).
Федеральным законом Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ) введена статья 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Согласно положениям статьи 22.1 названного Федерального закона заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ до 1 января 2026 г. устанавливается переходный период применения 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Пунктом 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ предусмотрено, что с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; не применяются положения статьи 22 Федерального закона о кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
На территории Ростовской области постановлением Правительства Ростовский области от 29 декабря 2022 г. N 1186 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2023 г.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 11 ноября 2022 г. N П-7 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков" по состоянию на 1 января 2022 г. утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Из материалов дела следует, что Муравьева А.Б. 6 сентября 2023 г, 18 сентября 2023 г, 27 октября 2023 г. обратилась в государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N в размере их рыночной стоимости.
Уведомлениями бюджетного учреждения от 11 сентября 2023 г. N ВЗ-61/2023/001014, N ВЗ-61/2023/001015, от 2 ноября 2023 г. N ВЗ-61/2023/001333, N ВЗ-61/2023/001334 заявления Муравьевой А.Б. возвращены без рассмотрения на основании частей 1, 6, пункта 1 части 8 статьи 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке - заявления поданы без выписки ЕГРН о правах, без приложения соответствующего требованиям статьи 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке отчета об оценке рыночной стоимости объектов.
Решениями бюджетного учреждения от 16 октября 2023 г. N ОРС-61/2023/001090 и N ОРС-61/2023/001089 отказано в установлении равной рыночной кадастровой стоимости объектов по заявлениям Муравьевой А.Б. от 18 сентября 2023 г.
Административный истец Муравьева А.Б. с заявлением об оспаривании в порядке административного судопроизводства уведомлений и решений бюджетного учреждения в отношении поданных ею заявлений об установлении рыночной стоимости объектов не обращалась, требований о незаконности данных решений истцом не заявлено, что свидетельствует о согласии Муравьевой А.Б. с данными решениями бюджетного учреждения.
В силу части 11 статьи 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости.
Согласно части 15 Федерального закона о кадастровой оценке решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Установленный статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости является обязательным, несоблюдение такого порядка влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ - отказ суда в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г.).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Поскольку с 1 января 2023 г. на территории Ростовской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости на территории Ростовской области осуществляется в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона о кадастровой оценке уполномоченным на то органом - государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области", в связи с чем требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения и не носит самостоятельного характера.
Не умаляя доводов частной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что уведомление бюджетного учреждения о возврате без рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта не является решением бюджетного учреждения и не может быть оспорено в порядке административного судопроизводства в рамках требований о пересмотре результатов кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции исходит из того, что самостоятельное требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, без оспаривания решений бюджетного учреждения, отдельному рассмотрению в суде не подлежит, в связи с чем отказ суда в принятии данного административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в полной мере соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы частной жалобы об отсутствии оснований для отказа в принятии административного иска и нарушении права административного истца на судебную защиту при установленных по делу обстоятельствах не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого определения, не опровергают выводов судьи, основаны на ошибочном толковании норм процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Ростовского областного суда от 20 ноября 2023 г. - оставить без изменения, частную жалобу Муравьевой Анжелы Борисовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Е.С. Сиротина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.