Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Белоногого А.В, Пластинина И.В, при секретаре судебного заседания Веселова Н.Н, с участием прокурора Андреевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-238/2023 по апелляционной жалобе Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2023 года, которым административное исковое заявление ООО "Коралл" о признании недействующим пункта 3278 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителя административного истца ООО "Коралл" Текушева А.В, заключение прокурора Андреевой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 23 декабря 2019 года издан приказ N166-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень, Приказ от 23 декабря 2019 года N166-п).
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 24 декабря 2019 года.
Пунктом 3278 приложения Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено помещение 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2403, расположенное в здании по адресу: Санкт-Петербург, Малый пр, В.О, д.62, корпус 1, литера А (далее - Помещение).
ООО "Коралл" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 3278 приложения к Приказу Комитета от 23 декабря 2019 года N166-п.
Требования мотивированы тем, что административный истец являлся собственником помещения 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2403, общей площадью 1643 кв.м, расположенного в здании с кадастровым номером 78:06:0002076:2068. Осенью 2019 года помещение 2-Н разделено на два помещения: 2-Н общей площадью 791, 4 кв.м с кадастровым номером 78:06:0002076:3153 и 234-Н общей площадью 856, 6 кв.м с кадастровым номером 78:06:0002076:3152, которые 17 октября 2019 года постановлены на кадастровый учет. Помещение не подлежало включению в Перечень, поскольку на момент издания оспариваемого приказа объекта не существовало, Комитетом нарушен порядок и правила определения вида фактического использования объекта.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комитетом ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального права.
Представители административного ответчика - Комитета, заинтересованных лиц ООО "Кристалл", ООО "Алмаз" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив административное дело в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшей оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что Помещение на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, обладало признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
С выводами суда судебная коллегия соглашается с учетом следующего.
В соответствии с положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктов 1 и 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", подпункта 3.7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года N304, суд первой инстанции верно пришел к выводу о принятии оспариваемого нормативного акта уполномоченным органом публичной власти в пределах предоставленной ему компетенции и с соблюдением установленной формы и порядка опубликования. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующего вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 372 названного Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса РФ.
В Санкт-Петербурге такая особенность установлена Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96), подлежащем применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с подпунктом 2 пунктом 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96 (далее приводится в редакции на дату принятия оспариваемого в части Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 настоящей статьи, в отношении следующих видов недвижимого имущества: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв.м.
Исходя из вышеназванных норм, отнесение объекта недвижимости - нежилого помещения, налоговая база по которым определяется с учетом особенностей, установленных статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, на территории Санкт-Петербурга осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида его фактического использования, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв.м.
По делу установлено, что ООО "Коралл" принадлежит на праве собственности помещение 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2403 общей площадью 1643 кв.м, назначение, наименование - нежилое помещение, вид разрешенного использования - данные отсутствуют.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое помещение с кадастровым номером 78:06:0002076:2403 входит в состав здания с кадастровым номером 78:06:0002076:2068, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малый пр, В.О, д.62, к.1, лит.А, общей площадью 13243, 6 кв.м, назначение - нежилое, наименование - многоэтажный паркинг.
Здание с кадастровым номером 78:06:0002076:2068 расположено на земельном участке кадастровый номер 78:06:0002076:2650, категории - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для размещения транспорта".
В пункт 3277 приложения Перечня здание с кадастровым номером 78:06:0002076:2068 включено в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2023 года по административному делу N3а-19/2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2023 года, удовлетворены административные исковые требования ООО "Стройинжиниринг", ООО "Кристалл", ООО "Коралл", ООО "Альфа"; признан недействующим со дня принятия пункт 3277 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебными актами по административному делу N3а-19/2023, являются преюдициальными по настоящему административному делу в силу части 2 статьи 64 КАС РФ, и не подлежат доказыванию вновь.
Судебными актами по административному делу N3а-19/2023, установлено, и это также подтверждается материалами настоящего административного дела, Комитетом проведено обследование нежилого помещения с целью определения вида его фактического использования, о чем 26 августа 2019 года составлен акт N3686-ВФИ/Ц/2019 в отношении помещения N2-Н, площадью 1674, 3 кв.м и N3684-ВФИ/Ц/2019 в отношении здания с кадастровым номером 78:06:0002076:2068, площадью 13243, 6 кв.м с приложением фотографий. В актах указано, что допуск на обследуемый объект не обеспечен. По результатам обследования установлено фактическое использование более 20% площади помещений для размещения объектов бытового обслуживания. Причины отсутствия доступа в Здание для обследования помещений в акте не указаны, доказательства наличия таких обстоятельств суду не представлены. На фотографиях N1, N2, N3, N6, N8, N9, N10 изображен фасад здания с вывесками "автосалон", "автосервис", "химчистка". Указанные фотографии не являются информативными и не позволяют определить, что более 20% нежилого Здания используется под объекты бытового обслуживания. На фотографиях N4 и N5 изображен въезд в паркинг со стороны фасада и фасадная часть здания паркинга, что не свидетельствует о размещении в Здании объектов бытового обслуживания.
Судами также установлено, что "автосалон" и "автосервис" располагаются в помещении 2-Н общей площадью до его реконструкции 1674, 3 кв.м (ранее присвоенный кадастровый номер 78:06:0002076), которое на момент проведения обследования было преобразовано в результате переустройства в два самостоятельных помещения 2-Н площадью 791, 4 кв.м и 234-Н площадью 856, 6 кв.м.
В подтверждении своей позиции административным истцом в материалы настоящего административного дела представлен технический паспорт помещения, подготовленный кадастровым инженером Бухтеевым П.В. по итогам выполнения кадастровых работ в связи с образованием помещений, расположенных по адресу: г.Санкт-Петербург, Малый проспект В.О, д.62 к.1, лит.А, 19 июля 2019 года, согласно которому в результате проведения строительно-монтажных работ осуществлен раздел ранее учтенного нежилого помещения и образованы нежилые помещения: 2-Н площадью 791, 4 кв.м, 234-Н площадью 856, 6 кв.м.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 19 сентября 2022 года подтверждается постановка помещения 2-Н площадью 791, 4 кв.м с кадастровым номером 78:06:0002076:3153 и помещения 234-Н площадью 856, 6 кв.м с кадастровым номером 78:06:0002076:3152 на кадастровый учет 17 октября 2019 года.
В материалы административного дела представлен договор купли-продажи N2-Н от 09 февраля 2021 года, заключенный между ООО "Кристалл" и ООО "Коралл", согласно которому ООО "Коралл" обязалось передать принадлежащее ему на праве частной собственности нежилое помещение 2-Н, кадастровый номер 78:06:0002076:3153, находящееся в многоэтажном паркинге по адресу: г.Санкт-Петербург, Малый проспект В.О, д.62 к.1, лит.А, ООО "Кристалл". Согласно пункту 2 договора характеристика нежилого помещения: нежилое помещение расположено на 1 этаже паркинга, общая площадь - 791, 4 кв.м. Согласно пункту 3 договора отчуждаемое нежилое помещение принадлежит ООО "Коралл" на основании заявления о государственной регистрации прав на нежилое помещение образованное в результате раздела помещений с кадастровым номером 78:06:0002076:3153 от 04 октября 2019 года N78/066Э700Э2019-268. В силу пункта 9 договора, право собственности на отчуждаемое нежилое помещение возникает у ООО "Кристалл" с момента государственной регистрации договора.
Из представленных документов следует, что на момент составления акта (26 августа 2019 года), на дату утверждения Перечня (23 декабря 2019 года), нежилое помещение с кадастровым номером 78:06:0002076:2403 было преобразовано в результате переустройства в два самостоятельных помещения 2-Н площадью 791, 4 кв.м и 234-Н площадью 856, 6 кв.м.
Доказательства, свидетельствующие об ином, суду не представлены.
Не опровергает приведенные выше обстоятельства и Акт обследования N3686-ВФИ/Ц/2019 от 26 августа 2019 года, которому суд первой инстанции дал оценку в порядке статьи 84 КАС РФ.
Так, указанный акт не содержит сведения об обследовании помещения 2-Н площадью 1674, 3 кв.м. Напротив, в акте указано, что доступ на объект не обеспечен. При этом причины отсутствия доступа в обследуемое помещение 26 августа 2019 года акт не содержит. Доказательства наличия таких обстоятельств суду не представлены.
Из чего следует, что вопреки доводам апелляционной жалобы, рассматривая вопрос о фактическом использовании спорного объекта недвижимости, Акт обследования N3686-ВФИ/Ц/2019 от 26 августа 2019 года на период утверждения Перечня не подтверждает обстоятельства того, что помещение 2-Н площадью 1674, 3 кв.м фактически существовало и обладало признаками объектов налогообложения, установленными в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
В тоже время площадь помещения 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:3153 составляет 791, 4 кв.м, площадь помещения 234-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:3152 составляет 856, 6 кв.м, то есть каждое помещение составляет менее 1000 кв.м, что не позволяет отнести их к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96.
С учетом изложенных обстоятельств, у суда имелись основания для удовлетворения административных исковых требований административного истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судья
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.