Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио адресВ., при секретаре Фоминой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N 2а-181/22 по административному исковому заявлению Иванова-Игнатьева Андрея Юрьевича к сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации фио, Председателю Следственного комитета Российской Федерации фио о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения, по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Басманного районного суда адрес от 04 октября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Иванов-Игнатьев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации фио, Председателю Следственного комитета Российской Федерации фио о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения, указав, что обращался с жалобой в Следственный комитет Российской Федерации на неправомерные действия сотрудника, который рассмотрел жалобу 25 октября 2021 года, вместо Председателя Следственного комитета РФ фио на решение первого заместителя руководителя ГСУ Следственного комитета РФ фио от 31 мая 2021 года, направив ответ об оставлении без рассмотрения по существу обстоятельств обжалования. Решение фио, фио, как вышестоящее должностное лицо на предмет законности до настоящего времени не проверил, кроме того, данные решения и бездействия незаконны, поскольку решение фио в соответствии с законом обязан проверять только вышестоящее должностное лицо, однако фио данное обстоятельство по существу не исследовал, самовольно принял решение. Жалоба на действия фио Бастрыкиным А.И. до настоящего времени не рассмотрена по существу. фио не рассмотрел по существу факты лишения истца права обжалования решения фио, допущенное инспектором, фио проигнорировал нарушение прав и не рассмотрел жалобу на решение фио Неправомерные бездействия административных ответчиков нарушают его права, в связи с чем административный истец просит признать незаконными бездействия, обязать устранить нарушение его прав.
Решением Басманного районного суда адрес от 04 октября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Иванов-Игнатьев А.Ю. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным на основании ст. ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со статьей 12 данного Федерального закона по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу пункта 3 статьи 10 названного Федерального закона ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что приговором Калининского районного суда адрес от 12.12.2019 Иванов-Игнатьев А.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 318 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 19.05.2019 апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда адрес приговор оставлен без изменения.
Вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда адрес от 09.02.2021 фио признана виновной по ч. 1 ст. 307 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа сумма
В ходе судебного следствия фио, а также знакомые подсудимого заявили, что в момент совершения хищения Иванов-Игнатьев А.Ю. находился в другом месте и не мог принять участия в его совершении.
Доводы обращений заявителя обусловлены несогласием с полученными ответами по вопросу уголовного преследования его матери фио за дачу заведомо ложных показаний.
Показания указанных лиц исследованы судом и признаны недостоверными, данными с целью помочь подсудимому избежать уголовной ответственности за содеянное.
По результатам проверок в следственном управлении возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 307 УК РФ в отношении фио и других лиц, которые направлены в суд.
Вступившим в законную силу приговором суда от 09 февраля 2021 года
фио признана виновной по ч. 1 ст. 307 УК РФ.
Иванов-Игнатьев А.Ю. обратился в Следственный комитет Российской Федерации 22 марта 2021 года на ответы должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации.
Обращение административного истца рассмотрено, первым заместителем руководителя Главного следственного управления фио, истцу дан ответ приведенные им доводы рассмотрены заместителем руководителя Главного следственного управления СК России фиоС, по результатам 18 февраля 2021 года ему предоставлен мотивированный ответ.
18 января 2021 года заместителем руководителя Главного следственного управления фио рассмотрено обращение административного истца, в котором истцу сообщено, что показания фио исследованы судом при вынесении обвинительного приговора и признаны недостоверными. По данному факту проведена процессуальная проверка, результаты которой послужили основанием для возбуждения в отношении нее уголовного дела по ч. 1 ст. 307 УК РФ, приговором Ленинского районного суда адрес от 09 февраля 2021 года фио признана виновной в совершении инкриминируемого преступления. Доводы о незаконности проведения оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действий по уголовному делу N 32 034 проверены, в том числе судом, признаны необоснованными. Истцу также сообщено, что указанным вопросам должностными лицами Центрального аппарата СК России ранее неоднократно давались мотивированные ответы, оснований для пересмотра которых не имеется.
Иванов-Игнатьев А.Ю. обратился в Следственный комитет Российской Федерации 28 июня 2021 года о несогласии с ответами должностных лиц Главного следственного управления Следственного комитета России.
Обращение административного истца рассмотрено, инспектором второго отдела Управления контроля за следственными органами Главного следственного управления, истцу дан ответ о том, что доводы о незаконности проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственный действий ранее проверены, в том числе судом и признаны необоснованными, в поступившем обращении не содержится новых доводов относительно исследуемых событий, а лишь указывается о несогласии с ранее полученным ответом и повторно описываются незаконные, по мнению заявителя, действия должностных лиц, разъяснено, что при отсутствии мотивированных аргументов и конкретных замечаний относительно оценки приведенных сведений, возможность пересмотра вышестоящим должностным лицом ранее данных ответов отсутствует.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 10 названного Федерального закона ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Обращения административного истца рассмотрены, первым заместителем руководителя Главного следственного управления фио, инспектором второго отдела Управления контроля за следственными органами Главного следственного управления фио и даны мотивированные ответы по существу его обращений.
Несогласие Иванова-Игнатьева А.Ю. с содержанием ответов, не нарушает права административного истца, не препятствует к осуществлению его прав и свобод.
Оценив представленные материалы, суд пришел к выводу, что административными ответчиками не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, указанных в статье 218 КАС РФ.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
В то же время, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда адрес от 04 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.