Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-5494/2023 по административному исковому заявлению Хромова Станислава Михайловича, Хромовой Юлии Анатольевны о признании частично недействующим Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 10 сентября 2002 года принято постановление N743-ПП, которым утверждены "Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес" (приложение 1 к постановлению).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 51, ноябрь, 2002.
Согласно введению Зеленые насаждения и природные сообщества являются неотъемлемой частью зеленого фонда адрес. Наряду с архитектурным ландшафтом зеленые пространства участвуют в формировании облика города. Они имеют санитарно-гигиеническое, рекреационное, ландшафтно-архитектурное, культурное и научное значение. Важными функциями зеленых насаждений и природных сообществ являются обеспечение устойчивого развития города, поддержание благоприятной для человека среды обитания. Сохранение зеленых насаждений, природных сообществ и их биологического разнообразия является необходимым условием сохранения и развития благоприятной городской среды.
Повышенная загазованность, запыленность и задымленность воздуха, особенности температурного и водного режимов воздуха и почвы, неблагоприятные химические, физико-механические и биологические свойства, наличие каменных, бетонных и металлических поверхностей, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, интенсивный режим использования городских зеленых насаждений и природных сообществ населением обусловливают изменения экологической среды города и ее отличие от естественной среды, в которой сформировались естественные растительные сообщества города, составляющие основу особо охраняемых природных, природных, озелененных территорий и иных территорий, занятых зелеными насаждениями, города.
Все зеленые насаждения и природные сообщества, расположенные на территории адрес, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат защите.
Граждане, должностные и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений и природных сообществ.
Правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны осуществлять контроль за их состоянием, проводить учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и природных сообществ, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений и природных сообществ.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по охране окружающей среды и защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством адрес.
Использование озелененных, природных территорий и иных территорий, занятых зелеными насаждениями, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений и природных сообществ, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с Генеральным планом адрес.
Острой проблемой является создание законодательной и нормативно-технической базы, совмещающей задачи сохранения, развития и защиты зеленых насаждений и природных сообществ с социальными интересами населения и экономическими интересами правообладателей земельных участков территорий зеленого фонда адрес, обеспечивающей системную организацию труда и соответствующее качество работ, состояние зеленых насаждений и природных сообществ.
На решение данных вопросов и направлены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес (далее - Правила).
2.1.2. Правообладатель земельного участка территории зеленого фонда адрес - юридические и физические лица, в собственности, пользовании, оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся земельные участки территории зеленого фонда адрес.
2.6. Озелененные, природные, особо охраняемые зеленые, особо охраняемые природные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями, в адрес могут находиться в федеральной собственности, в собственности адрес, в муниципальной собственности. Независимо от формы собственности каждый правообладатель земельного участка территории зеленого фонда адрес обязан содержать и охранять его, а также осуществлять учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и элементов комплексного благоустройства за счет собственных средств самостоятельно или путем привлечения подрядчика.
8.1.1. Выдача заключений и порубочных билетов и разрешений на пересадку зеленых насаждений производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений в соответствии с утвержденным административным регламентом предоставления государственной услуги (за исключением выдачи порубочных билетов при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях).
8.1.2. Уничтожение и пересадка зеленых насаждений, попадающих в зону проведения работ, производятся при наличии заключения и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20), если иное не установлено настоящими Правилами.
8.1.3. Уничтожение и пересадка зеленых насаждений, находящихся в границах земельного участка, отведенного и (или) предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства или находящегося в частной собственности в соответствии с установленным видом разрешенного использования, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора адрес, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес или Департаментом культурного наследия адрес, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением адрес.
8.1.6. Вырубка деревьев и кустарников при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (приложение 17Б).
8.1.7. Размер компенсации за уничтожаемые зеленые насаждения рассчитывается в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в адрес" (далее - Методика).
8.1.8. Срок действия порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и разрешения на пересадку зеленых насаждений (приложения 17А, 20) указывается в порубочном билете и разрешении на пересадку и составляет два года с даты оформления, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.1.9 настоящих Правил.
8.1.9. Срок действия порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и разрешения на пересадку зеленых насаждений при проведении работ по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства соответствует сроку действия разрешения на строительство.
8.1.10. Срок действия порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (приложение 17Б) указывается в порубочном билете и составляет один год с даты оформления.
8.1.11. Порубочный билет и разрешение на пересадку зеленых насаждений подлежат закрытию до окончания срока их действия.
8.1.12. Закрытие порубочного билета и разрешения на пересадку зеленых насаждений осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес.
8.1.13. Закрытие порубочного билета и разрешения на пересадку зеленых насаждений при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, подлежащих строительному надзору, не осуществляется.
9.1. Правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны:
- обеспечить сохранность насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими Правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, бытовых отходов и т.д.;
- в течение всего года доводить до сведения производственной службы защиты растений (ПСЗР) ГУП "Мосзеленхоз" информацию обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними в соответствии с указаниями специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- по мере необходимости поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий;
- во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с требованиями данных Правил и технологическим регламентом;
- при наличии водоемов на озелененных и природных территориях содержать их в чистоте и производить капитальную очистку их не менее одного раза в 10 лет;
- предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание зеленых насаждений;
- организовывать разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям.
9.2. Все правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6.
9.3. На озелененных и природных территориях запрещается:
- рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников;
- добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения;
- разорять муравейники, гнезда и норы птиц и животных;
- ловить и уничтожать птиц и животных;
- проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта);
- разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны;
- сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (опавшую листву целесообразно собирать в кучи, не допуская разноса по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования или вывозить на свалку);
- заливать катки на любых видах газонов, под древесными насаждениями;
- сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;
- посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в адрес);
- сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны;
- складировать любые материалы;
- устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;
- использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, кроме случая, когда применение роторных машин для уборки улиц и площадей осуществляется при наличии на машинах специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения, а также при возникновении чрезвычайных погодных условий (в этом случае необходимо руководствоваться Регламентом уборки свежевыпавшего снега (снежной массы) с городских дорог и магистралей роторными (шнекороторными) снегоочистителями в период обильных снегопадов и указаниями городского оперативного штаба по координации действий городских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов);
- подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, флажковые гирлянды, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям;
- проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций без согласования по установленным правилам;
- применять любые пестициды на территориях детских, спортивных, медицинских учреждений, школ, предприятий общественного питания, водоохранных зон рек, озер и водохранилищ, зон первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, в непосредственной близости от жилых домов и воздухозаборных устройств;
- применять торф, торфопесчаную смесь и грунты природного происхождения в качестве материала по созданию плодородного слоя почвы и в качестве почвогрунта;
- складирование снега, содержащего материалы, используемые в качестве противогололедных, вне заранее подготовленных для этих целей площадок, за исключением временного складирования (не более 10 дней) на травяном покрове озелененных территорий 3-й категории, расположенных в зоне жилой застройки, при возникновении чрезвычайных погодных явлений при условии соблюдения требований к допустимому содержанию хлоридов в почве (пункт 3.2.19 настоящих Правил).
Побелка деревьев может производиться только (известью или специальными составами для побелки) на отдельных участках и объектах, к содержанию которых предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работ и т.п.).
9.5. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
Административные истцы обратились в Московский городской суд с иском, с учетом уточненных требований просили признать недействующим постановление Правительства Москвы oт 10 сентября 2002 года N743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес" в части приведенных выше пунктов (раздел 1 введение, пунктов 2.1.2, 2.6, 3.1-3.16, 4.1-4.6, 8.1.1-8.1.3, 8.1.6-8.1.13, 9.1, 92, 9.3, 9.5).
В обосновании иска ссылаются на то, что оспариваемые положения затрагивают права административных истцов, приняты с превышением полномочий, распространяют свое действие на частную собственность, ограничивая собственников в реализации их законных прав, противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Московского городского суд от 19 декабря 2023 года производство по делу прекращено в части 3.1-3.16, 4.1-4.6.
Представитель административных истцов требования, изложенные в административном заявлении, поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес заявленные требования не признали, представили письменные возражения, ссылаясь па то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы, не противоречит правовым нормам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые административными истцами отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; участия в проведении государственного экологического мониторинга.
Согласно абзацам 1-3 преамбулы к Федеральному закону от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон "Об охране окружающей среды") в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на адрес.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах адрес, а также па континентальном шельфе и в исключительной экономической адрес.
В соответствии с положениями статьи 1 указанного Федерального закона охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Статьей 2 (части 1, 5) указанного Федерального закона предусмотрено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии е ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования;
Согласно абзацам 2, 4-5, 7, 12 статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных е охраной окружающей среды, в том числе относятся: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды па территории субъекта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии е федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
На основании пункта 10 части 1 статьи 13 Закона адрес от 28 июня 1995 г. "Устав адрес" к полномочиям адрес по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся решение городских вопросов природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно статье 1 Закона адрес от 5 мая 1999г. N 17 "О защите зеленых насаждений" (далее - Закон адрес о защите зеленых насаждений), зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая и городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
адрес - участки земли, па которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово- парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.
Защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов.
Согласно статье 2 Закона адрес о защите зеленых насаждений защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории адрес, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами адрес. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта па зеленые насаждения.
Статьей 7 Закона адрес о защите зеленых насаждений определено, что граждане и юридические лица обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
Лица, имеющие права па земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии с Главой 6 настоящего Закона.
Как установлено статьей 3 Закона адрес о защите зеленых насаждений вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порубочный билет па производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдастся специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.
Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, принятыми в соответствии с настоящим: Законом.
Согласно части 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 г. "Устав адрес" и части 1 статьи I Закона адрес от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти адрес, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти адрес.
В соответствии со статьей 15 Закона адрес от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду; обеспечивает создание эффективных правовых и экономических механизмов регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды в целях стимулирования рационального природопользования; обеспечивает разработку и реализацию природоохранных программ и отдельных природоохранных мероприятий на территории адрес; организует деятельность по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора); осуществляет в сфере природопользования и охраны окружающей среды иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом адрес, иными законами адрес, а также указами Мэра Москвы.
Из изложенного следует, что утверждение Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес относится к компетенции Правительства Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона адрес от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом адрес и Законом адрес от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес".
На основании пункта 2 части 3 статьи 4 Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона адрес от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах адрес" предусмотрено, что нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти адрес считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайге Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, оспариваемое постановление принято с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Административные истцы в обосновании требований о признании недействующим в части вышеприведенного постановления указывают на противоречие его положений Конституции Российской Федерации (ст. 36, 130), Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии оспариваемых норм положениям статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации? суд находит их необоснованными.
Из положений статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В силу части 3 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, указанные статьи Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Указанные нормы являются бланкетными нормами права, отсылают к другим нормативным правовым актам и применяются в системной связи с положениями иных федеральных законов и сами по себе не наделяют административных истцов правом вырубки зеленых насаждений на принадлежащем им участке по своему усмотрению.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, административные истцы являются собственниками земельного участка и осуществляют права и обязанности собственника земельного участка, в том числе, в части соблюдения экологических правил и нормативов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия но охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
В силу части 1 статьи 61 этого же Федерального закона зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. В силу частей 2 и 3 названной статьи охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды; на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие па указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских, поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Следовательно, право распоряжения принадлежащим на праве собственности имуществом не является абсолютным и поставлено в зависимость от задачи сохранения природы и окружающей среды, а также обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поддержание качества окружающей среды, благоприятной для здоровья людей и функционирования экологических систем.
Суд считает необходимым обратить внимание на то, что оспариваемый в указанной части нормативный правовой акт не регламентирует вопросы управления, распоряжения, владения земельными участками как объектами недвижимого имущества, он принят в целях сохранения и развития зеленого фонда адрес, озелененных территорий, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и регулирует отношения в сфере охраны зеленых насаждений, благоприятной окружающей среды в части создания, реконструкции, содержания и иных действии в отношении зеленых насаждении па территорий адрес. Предусмотренное оспариваемыми нормами требование об обязательном получении порубочного билета и (или) разрешения на территории города направлено на реализацию мер по восстановлению состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, с учетом наличия публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые пункты Правил регламентируют порядок охраны зеленых насаждений и содержат общие требования, направленные на сохранение зеленых насаждений, охрану окружающей среды, в связи с чем, не противоречат правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права административных истцов.
Ссылки административных истцов на то, что оспариваемое в части постановление не может регулировать гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе реализации права частной собственности на земельный участок, не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок применения нормативного правового акта не является предметом рассмотрения данного дела.
Утверждения административных истцов о противоречии оспариваемых положений постановления части 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются необоснованными, исходя из нижеследующего.
Как следует из преамбулы данный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Из положений части 1, 4 статьи 7 указанного закона следует, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона адрес от 28 июня 1995г. "Устав адрес" адрес является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения, столицей Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона адрес от 23 июня 1995г. "Устав адрес" Правительство, адрес, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти являются исполнительными органами государственной власти адрес (органами исполнительной власти адрес) и не относятся к органам местного самоуправления.
Согласно статье 7 Устава адрес органы государственной власти адрес и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти адрес. В пределах своих полномочий органы государственной власти адрес и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития адрес.
Принимая во внимание, что Правительство Москвы вправе осуществлять правовое регулирование в объеме, обеспечивающем охрану и создание благоприятной окружающей среды, доводы о противоречии оспариваемых положений Федеральному закону от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несостоятельны.
Несогласие административных истцов с установленными постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений адрес" правилами уничтожения зеленых насаждений не является основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Исходя из того, что вопрос конституционности нормативного правового акта Правительства Москвы отнесен законодательством к исключительной подведомственности Конституционного Суда Российской Федерации, доводы административных истцов о противоречии оспариваемых норм статьям 36, 130 основного закона не могут быть приняты во внимание. В установленном порядке постановление Правительства от 10 сентября 2002 года N743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес" предметом проверки Конституционного суда не являлось.
Поскольку оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Хромова Станислава Михайловича, Хромовой Юлии Анатольевны о признании недействующим Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес" в части раздела 1 введение, пунктов 2.1.2, 2.6, 8.1.1-8.1.3, 8.1.6-8.1.13, 9.1, 9.2, 9.3, 9.5 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.