Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5979/2023 по административному исковому заявлению ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Перечни на 2019-2022 годы под пунктами, соответственно, 5094, 452, 797 4678 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0004013:1031, по адресу: г.Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, стр.1 (далее - Здание).
Административный истец ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2019-2022 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве хозяйственного ведения принадлежат помещения в Здании, в отношении которых ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" уплачивает налог на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости; для организации увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики г. Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал, ходатайствовал о прекращении производства по административному делу в части требований об оспаривании Перечня на 2019 год.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не просили; судом на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Заинтересованным лицом ФКУ "Налог-Сервис" представлены письменные объяснения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Здание с кадастровым номером 77:01:0004013:1031, имеет площадь 37 410, 2 кв.м, является 8-этажным; 18 нежилых помещений, общей площадью 10 705, 2 кв.м. в Здании на праве хозяйственного ведения принадлежат ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР"; права административного истца зарегистрированы с 2016 года, о чем свидетельствуют представленные выписки из ЕГРН.
Никем не оспаривается, что административный истец обязан уплатить в отношении принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения нежилых помещений в Здании, включенном в оспариваемые Перечни, налог на имущество организаций за спорные налоговые периоды 2019-2022 годов исходя из их кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2019-2022 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом его площади).
При этом, как справедливо обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 N46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в системе действующего правового регулирования не предполагается возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, для отнесения расположенных на таком участке зданий к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
При рассмотрении административного дела из объяснений представителя административного ответчика установлено, что Здание включено в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, а также исходя из критерия вид фактического использования Здания.
Материалами дела подтверждается, что Здание в спорные налоговые периоды располагалось на земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0004013:34, 77:01:0004013:88, 77:01:0004013:9 с видами разрешенного использования - "эксплуатации существующих зданий под административные цели и вычислительный центр", "эксплуатации существующего административного здания", "эксплуатации части здания под административные цели, эксплуатация части здания под административные цели".
Данные земельные участки административному истцу не принадлежат, их собственником является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Применительно к статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, видам разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 и от 1 сентября 2014 г. N540, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, установленные в настоящем случае виды разрешенного использования земельных участков под Зданием нельзя полагать определенными для целей статьи 378.2 НК РФ; их юридическая конструкция допускает использование на них объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях, а правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер, то есть содержание вида разрешенного использования согласно правовой позиции, закрепленной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, устанавливается с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.
При таких данных, представляется, что в настоящем случае критерий вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести Здание к административно-деловому центру, торговому комплексу без учета его фактического использования, предназначения в спорные периоды в соответствии с тем правовым режимом земельных участков, который соответствует статье 378.2 НК РФ;
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; толкование указанного положения в его системной взаимосвязи с положениями статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, в том числе прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения Здания в оспариваемые Перечни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлены акты обследования фактического использования:
N 9016027 от 21 мая 2015 года, в котором отражен вывод о том, что Здание фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, под размещение офисов (72%) и объектов общественного питания (9%) (общая доля таких видов использования - 81%).
N91219081 от 30 сентября 2021 года, согласно которому Здание используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ для размещения офисов (26, 7%) и объектов общественного питания (7, 73%) (общая доля таких видов использования - 34, 42%).
Между тем, в нарушение пунктов 3.4, 3.5 Порядка в актах отсутствуют достаточные сведения, достоверно подтверждающие фактическое использование более 20% Здания для размещения офисов и объектов общественного питания; при условии, что обследования проведены с доступом, но в актах не указаны конкретные выявленные признаки офисов, объектов общественного питания, в том числе с привязкой к этажам и сведениям технической документации, а приложенные фотографии, очевидно, не подтверждают фактическое использование помещений в Здании в качестве офисов.
Так, на фототаблице к акту 2015 года представлены 9 внешних фотографий Здания, фотографии помещений по видам деятельности отсутствуют; на фасаде Здания зафиксированы вывески объекта общественного питания (Возьми кофе с собой), химчистки, цифровой типографии (услуги копирования).
На фототаблице к акту 2021 года представлены 29 фотографий, на которых в Здании зафиксированы помещение кафе и кабинетов ФАС России, а также вывески на фасаде Здания АО "Внешнеэкономическое предприятие "Судоэкспорт", ФАС России.
В разделе 2 акта 2015 года указаны сведения только о двух этажах в Здании; в этом же разделе акта 2021 года указано о том, что 6 050, 8 кв.м. в Здании используются как офисы, 1 751 кв.м. - как объекты общественного питания; расположение помещений по видам деятельности в актах никак не конкретизировано, в том числе применительно к экспликации и поэтажным планам; их проверить ввиду указанного не представляется возможным; из расчетов офисных помещений не ясно, касаются ли они кабинетов ФАС России, которые зафиксированы на фото в акте 2021 года.
При этом, обращаясь к расчетам в акте 2015 года (разделы 6.1 -6.4), судом установлено их явное противоречие технической документации на Здание, в котором полезная площадь составляет 22 500 кв.м, а не как указано в акте 28 152, 8 кв.м.
Расчет помещений, используемых под объекты общественного питания, как очевидно следует из обоих актов, произведен исключительно по экспликации, что противоречит Порядку и Методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
При этом, если учесть одинаковые данные технической документации на Здание касательно помещений с назначением общественное питание (1 751 кв.м.), вызывают сомнения разные заключения в актах 2015 и 2021 годов о размере указанного вида деятельности (7, 73% и 9%); расчеты в актах доверия не вызывают.
При таких данных, к указанным актам суд относится критически и находит, что они не подтверждают однозначно фактическое использование Здания в спорные налоговые периоды под цели, в соответствии со статьями 378.2 НК РФ; акты составлены с нарушением Порядка и не могут быть положены в основу настоящего решения; в том числе в них отсутствуют достаточные сведения, подтверждающие фактическое использование Здания для размещения офисов в понимании пункта 1.4 Порядка; инспекторы не обладали достоверной информацией об организациях и органах, осуществляющих деятельность в Здании; в актах содержатся противоречия относительно этажности Здания, проделаны, очевидно, некорректные расчеты, не основанные на технической документации и сведениях государственного кадастра недвижимости.
Учитывая изложенное, оценивая акты Госинспекции, суд находит, что непосредственно в связи с ними Правительство Москвы данными, достоверно свидетельствующими о фактическом использовании более 20% Здания для размещения офисов и объектов общественного питания не располагало; акты не отвечают требованиям статей 60 и 61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам.
Доводы административного ответчика о том, что указанные акты заявителем в установленном порядке не оспорены, незаконными не признаны, в соответствии с пунктами 3.9. Порядка Предприятие за проведением повторных мероприятий по определению вида фактического использования Здания в Департамент экономической политики и развития г.Москвы не обращалось, правового значения, по убеждению суда, не имеют; предусмотренная Порядком административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
При этом, по материалам дела установлено, что 20 545, 1 кв.м. в Здании используется ФАС России, ФБУ Информационно-технический центр ФАС России и ФКУ "Налог-сервис"; 10 705, 2 кв.м. находится в хозяйственном ведении административного истца.
Деятельность, которую ведут указанные орган государственной власти, госучреждения, офисной не является.
Как следует из Положения о Федеральной антимонопольной службе, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, статус ФАС России определен как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
ФБУ "Информационно-технический центр ФАС России" является бюджетным учреждением, основной целью деятельности которого является обеспечение функционирования ФАС России как органа государственной власти. В соответствии с уставом ФБУ "Информационно-технический центр ФАС России" является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией.
ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России - подведомственное учреждение Федеральной налоговой службы, созданное в рамках проекта модернизации Налоговой службы как ИТ-учреждение, главной задачей которого является обеспечение деятельности цифровой технологической платформы ФНС России. С его помощью реализуется непрерывная отказоустойчивая работа электронных сервисов Федеральной налоговой службы. Предметом и основной целью деятельности ФКУ является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов. Задачами ФКУ являются обеспечение информационно-вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, анализ состояния и сопровождение внедренных программных комплексов и технологических процессов ФНС России. В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ ОКВЭД ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России 63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
В соответствии со статьями 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано Российской Федерацией. Государственное учреждение может быть бюджетным.
Далее, как установлено в ходе судебного разбирательства, помещения ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" (10705, 2 кв.м.), административный истец использует в целях основной уставной деятельности; в них размещены его собственные службы и работники предприятия.
Вопреки доводам административного ответчика, деятельность административного истца в Здании по смыслу статьи 378.2 НК РФ судом также не признается офисной.
Согласно Уставу ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" предприятие создано в 1982 году, является научной организацией согласно свидетельству о государственной аккредитации научной организации, находится в ведомственном подчинении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации; ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" имеет 8 региональных филиалов, является организацией для решения задач деятельности Федерального центра мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК Российской Федерации (Федеральный кадровый центр ОПК). ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" определено и выполняет функции головной организации по стандартизации оборонной продукции промышленности обычных вооружений авиационной промышленности, а также головной организацией по научно-техническому и научно-методическому обеспечению создания, сохранения и использования страхового фонда документации; целями деятельности ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" является осуществление научной и научно-технической деятельности, информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной политики в области развития ОПК России, сопровождение разработки и реализации государственных федеральных программ, разработки и изготовление отдельных видов продукции, оказание услуг.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (код ОКВЭД 72.19).
В соответствии со штатным расписанием и организационной структурой ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" на предприятии работают порядка 800 сотрудников, занятых в таких подразделениях как Центр координации сопровождения научной деятельности, Центр эксплуатации и развития интегрированной системы информационно-аналитического управления в сфере ОПК, Центр прогнозирования развития науки, техники и технологий, Центр каталогизации, Центр цифровизации ОПК, Центр сбора и верификации данных, Центр комплексного анализа состояния и прогнозирования развития ОПК, Центр диверсификации организаций ОПК, Центр системных исследования по стандартизации оборонной продукции, Центр по стандартизации авиационной промышленности, Центр мобилизационной подготовки промышленности, Федеральный центр мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК России, аспирантура, Отдел организации и методического обеспечения учебного процесса программ высшего профессионального образования, Отдел спецсвязи, Отраслевой отдел специальной информации, РСО, директорат, Центр научного и информационно-аналитического сопровождения деятельности Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и т.п.
ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" разработана и утверждена Инструкция об организации пропускного и внутриобъектового режима в его помещениях в Здании; допуск сотрудников осуществлялся в соответствии с пропускным режимом по соответствующим удостоверениям либо пропускам; возможность посещения ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" неограниченным кругом лиц исключена.
ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" получены лицензии на осуществление в Здании работ и деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, в том числе на проведение научно-исследовательских работ в области авиационной техники, в том числе с применением методов математического моделирования, на проведение опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации, модификации авиационной техники, проведение технического контроля (надзора) при производстве и ремонте авиационной техники (Чертежи и спецификации), на проведение в Здании работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности - особой важности), осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны; на образовательную деятельность (дополнительное профессиональное образование) по профессиям информатика и вычислительная техника, экономика; на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации.
Как следует из представленных административным истцом договоров аренды, оснований не доверять которым не имеется, с ООО "Быстровкусово" и ООО "Приват-Клиник", указанным организациям в спорные налоговые периоды Предприятием были переданы в пользование помещения в Здании, площадью 281, 9 кв.м. (для организации питания обучающихся и работников ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР") и 19, 2 кв.м. + 24, 8 кв.м. (медицинский пункт, медицинский кабинет).
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что использование в спорные налоговые периоды помещений в Здании самим административным истцом (за исключением переданных ООО "Быстровкусово"), также как и работа в Здании органа власти и госучреждений, не охватывается понятием "офис" в смысле, придаваемом этому значению статьей 378.2 НК РФ и подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка.
Ввиду указанного нельзя полагать, что более 20% Здания в спорные периоды используется под виды деятельности, предусмотренные статей 378.2 НК РФ; напротив, при рассмотрении дела установлено, что более 80% общей площади Здания (30 968, 4 кв.м.) в спорные периоды не использовалось под цели налогообложения из кадастровой стоимости.
Административным ответчиком, вопреки требованиям статей 62 и 213 КАС РФ никаких иных объективных доказательств, свидетельствующих о том, что Здание включено в Перечни на 2019-2022 годы правомерно, подтверждающих его соответствие критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости, использовании согласно установленному для него виду разрешенного использования и правовому режиму земельного участка, который соответствует статье 378.2 НК РФ, не представлено, а судом не установлено.
Ссылки Правительства Москвы на информацию из сети Интернет, в том числе об аренде офисов в Здании, которое позиционируется как "бизнес-центр - Садовая-Кудринская ул.11с1", "бизнес-центр Воркинглайн", работе коммерческих юридических лиц в Здании, суд не принимает во внимание.
Представленные административным ответчиком сведения и объявления датированы 2023 годом и никак не конкретизированы применительно к спорным налоговым периодам, а равно не дают объективного представления о том, что офисы заявленных Правительством Москвы организаций в Здании, в том числе упомянутого в акте 2021 года АО "Внешнеэкономическое предприятие "Судоэкспорт", занимают более 20% общей площади Здания (свыше 7500 кв.м.).
По аналогичным причинам суд признает несостоятельными и доводы административного ответчика о том, что по данным системы СПАРК в Здании зарегистрировано более 100 коммерческих юридических лиц.
Подготовленным административным истцом расчетом, который Правительством Москвы не опровергнут, подтверждается, что 20 545, 1 кв.м. в Здании используется ФАС России, ФБУ Информационно-технический центр ФАС России и ФКУ "Налог-сервис", 10 705, 2 кв.м. находится в хозяйственном ведении административного истца; деятельность, которую ведут указанные органы и организации коммерческо-офисной по смыслу статьи 378.2 НК РФ, как уже указано выше, не является; общая площадь Здания составляет 37 410, 2 кв.м. Таким образом, оставшаяся (за вычетом помещения столовой ООО "Быстровкусово") площадь Здания (6441, 8 кв.м.) не превышает предусмотренного законом 20%-ного барьера (7 482 кв.м.) и независимо от ее фактического использования какими-либо лицами в самостоятельных коммерческих целях это не свидетельствует о соответствии Здания в спорные периоды признакам административно-делового центра, предусмотренным законом.
Вопреки доводам административного ответчика, деятельность предприятий не тождественна офисной; само по себе кабинетно-учрежденческое назначение помещений административного истца об использовании их в самостоятельных офисных целях не свидетельствует; такого рода аргументы административного ответчика суд находит надуманными; никаких объективных доказательств того что работающие в Здании сотрудники ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" не вовлечены в единый процесс научных исследований и разработок в области естественных и технических наук, административным ответчиком в нарушение требований статей 62 и 213 КАС РФ не представлено.
Таким образом, оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит, что Здание соответствует признакам, определенным статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исключении Здания из Перечней; в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Руководствуясь статьями 194, 214 КАС РФ, суд отклоняет ходатайство административного ответчика о прекращении производства по административному делу в части требований, касающихся Перечня на 2019 год; в указанной части нормативный правовой акт не отменен, силу не утратил, его положения нарушают права административного истца. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия (часть 1 статьи 208 КАС РФ) и указанное право, как и обязанность суда разрешить спор в порядке главы 21 КАС РФ по существу, не зависят от установленных законодательством о налогах и сборах сроков и порядка возврата излишне уплаченных (удержанных) обязательных платежей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 5094.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 452.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 797.
Признать недействующими с 01 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 4678.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ФГУП "ВНИИ "ЦЕНТР" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 декабря 2023 года
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.