Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития лесного хозяйства Липецкой области
Липецкая область относится к малолесным регионам, на ее долю приходится 0,8% лесных земель Центрального федерального округа.
Площадь земель лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, с 2003 года остается неизменной и составляет 200,8 тыс. га, из них лесной растительностью покрыто 172,8 тыс. га или 7,2% территории области.
В лесах области произрастает более 16 видов древесных и кустарниковых пород. Основу лесного фонда составляют лиственные породы - 66%, в том числе твердолиственные (дуб, клен, ясень) - 40%, мягколиственные (береза, осина, ольха) - 26%. Именно они наиболее устойчивы к воздействиям вредных экологических факторов. Около 34% лесных земель занимает хвойный лес. Средний возраст насаждений - 51 год.
Леса выполняют в основном природоохранные функции: сохранение биологического разнообразия, предотвращение эрозии почв и повышение их плодородия, обогащение атмосферы кислородом.
Экономический потенциал лесов невелик и направлен на удовлетворение внутриобластных потребностей. Объем деловой древесины составляет не более 20%, остальное - древесина для технологических нужд и топливные дрова.
Основу лесного хозяйства составляют защитные леса лесного фонда - это 180,5 тыс. га или 90% общей площади леса.
В рамках переданных полномочий Российской Федерации в 9 лесничествах Липецкой области функции лесного контроля и надзора, пожарного надзора в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов осуществляют 9 областных казенных учреждений, создано областное специализированное автономное учреждение "Лесопожарный центр".
Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.
Существенный экологический и экономический ущерб наносят лесные пожары. В результате аномальных климатических условий в 2010 году площадь, пройденная лесными пожарами, составила 9,1 тыс. га (5% площади земель лесного фонда), из которых 5,6 тыс. га погибло, из которых 73% занято хвойными породами.
Насаждения, поврежденные пожарами, нуждаются в срочном проведении санитарно-оздоровительных мероприятий - сплошных санитарных рубок и уборки захламленности. Несвоевременно ликвидированные последствия лесных пожаров вызывают смену хвойных пород на менее ценные мягколиственные древостои.
Ухудшению санитарного состояния лесных насаждений лесного фонда способствует повреждение их вредителями и болезнями леса.
Недостаточность федерального финансирования, сокращение федерального перечня средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов, приводит к снижению объемов мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах на территории Липецкой области.
По данным лесопатологического мониторинга на начало 2013 года вредными организмами в разной степени повреждено 25,1 тыс. га леса (14% земель лесного фонда), в том числе корневой губкой - 14 тыс. га. Площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, превышает 12 тыс. га.
Снижает обеспечение воспроизводства лесов на землях лесного фонда гибель лесных культур старших возрастов из-за сокращения объемов ухода за ними в молодом возрасте.
При отсутствии криминальной обстановки в области незаконных рубок, увеличивается число случаев незаконной заготовки древесины частными лицами без оформления надлежащих документов. Показатель выявляемости виновников совершения нарушений лесного законодательства составляет в среднем 42%, взыскивается около 11% причиненного ущерба.
В целях решения проблем экологической и продовольственной безопасности области, расширения туристско-рекреационных зон и кластеров, улучшения комфортности проживания населения в экологически напряженных местностях имеется резерв для увеличения площадей лесных насаждений на землях иных категорий. К таким относятся малопродуктивные земли сельскохозяйственного назначения, прочие земли - пески, овраги, крутые склоны, неиспользуемые земли поселений и другие. На них ежегодно предполагается создавать 3 тыс. га лесных насаждений.
Сохранение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала Липецкой области сопряжено с рисками, которые могут существенно ослабить лесное хозяйство области. К наиболее значимым относятся:
- риски природного характера, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, последствиями чрезвычайных ситуаций (засуха, ветровал);
- технологические риски, вызванные низким техническим уровнем лесохозяйственных работ;
- санитарные риски, связанные с эпидемиями развития болезней леса, захламленностью лесов.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем. Совершенствование управления рисками обеспечит поддержание защитных функций лесов, биологического разнообразия лесов и их вклад в экологический баланс.
2. Приоритеты государственной политики в сфере лесного хозяйства, краткое описание целей и задач государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития лесного хозяйства является обеспечение непрерывного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения, создание благоприятных экологических условий для населения области.
Программа предусматривает создание условий для устойчивого и эффективного государственного управления лесами, сохранения и повышения их ресурсно-экологического потенциала, обеспечения экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Программой определены основные цели, задачи, объемы и источники финансирования мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, определен комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических решений.
Для повышения эффективности управления лесами Программа включает перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора на землях лесного фонда в Липецкой области.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ, целью Программы является сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов в Липецкой области.
Указанная цель Программы предусматривает решение следующих задач:
- задача 1: обеспечение сохранности и повышение продуктивности лесов на землях лесного фонда;
- задача 2: увеличение площади лесов на землях иных категорий.
Набор индикаторов целей и показателей задач Программы и подпрограмм является достаточным. Они не противоречат друг другу и количественно характеризуют ход реализации государственной программы развития лесного хозяйства в Липецкой области.
Индикатором цели Программы является "лесистость территории Липецкой области".
Показателями реализации Программы в рамках решения задачи 1 по обеспечению сохранности и повышения продуктивности лесов являются:
- доля лесных насаждений, погибших и поврежденных пожарами, вредителями и болезнями леса в общей площади земель лесного фонда, процентов;
- доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов;
- доля выявленных случаев нарушения лесного законодательства на землях лесного фонда, процентов.
Показателями реализации Программы в рамках решения задачи 2 по увеличению площади лесов является "площадь созданных лесных насаждений на землях иных категорий", гектаров
Состав показателей задач Программы увязан с показателями задач и основных мероприятий подпрограмм, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы.
В ходе реализации Программы, подпрограмм и мероприятий предусмотренные показатели будут достигнуты при сохранении предполагаемого уровня финансирования лесного хозяйства области.
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы
Программа включает 2 подпрограммы, выделенные в соответствии с целью и задачами Программы:
- подпрограмма 1: "Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда";
- подпрограмма 2: "Лесоразведение на землях иных категорий".
Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели и задач Программы.
В рамках подпрограммы 1 "Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда" предусмотрен комплекс мер по формированию мониторинга пожарной опасности в лесах, укреплению материально-технической базы, обеспечению пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением. Они направлены на повышение оперативности тушения лесных пожаров и позволят свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить повреждение огнем объектов экономики.
Реализация мероприятий в сфере защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов обеспечит своевременное выявление и качественную диагностику лесопатологических факторов, своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий.
Созданию условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, снижению случаев незаконных рубок будет способствовать дальнейшее совершенствование системы лесоуправления через повышение эффективности контроля над использованием и воспроизводством лесов.
Реализация мероприятий по подпрограмме 1 "Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда" обеспечит сокращение доли лесных насаждений погибших и поврежденных пожарами, вредителями и болезнями леса на 4,7%.
Подпрограмма 2 "Лесоразведение на землях иных категорий" направлена на создание лесных насаждений на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения и землях поселений. За период реализации указанной подпрограммы будет создано 20 тыс. га новых лесов.
Результатом реализации подпрограмм "Охрана, защита и воспроизводство лесов на землях лесного фонда" и "Лесоразведение на землях иных категорий" станет достижение цели государственной программы - к концу 2020 года лесистость территории области составит 8,0%.
4. Краткое описание этапов и сроков реализации государственной программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации государственной программы
Срок реализации государственной программы Липецкой области "Развитие лесного хозяйства в Липецкой области" - 2014 - 2020 годы.
Индикатор цели и показатели задач реализации государственной программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и отраслевой отчетности.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач указанной государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий, вошедших в ее состав, по годам их реализации приведены в приложении 1.
Постановлением Администрации Липецкой области от 4 апреля 2014 г. N 164 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации государственной программы
Расходы Программы формируются за счет средств федерального и областного бюджетов.
Объемы финансирования Государственной программы в 2014 - 2020 годах составят 2621946,5 тыс. рублей, в том числе:
- расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета - 837894,3 тыс. рублей;
2014 год - 112342,3 тыс. руб.;
2015 год - 114016,1 тыс. руб.;
2016 год - 122307,1 тыс. руб.;
2017 год - 122307,2 тыс. руб.;
2018 год - 122307,2 тыс. руб.;
2019 год - 122307,2 тыс. руб.;
2020 год - 122307,2 тыс. руб.
- расходы областного бюджета - 1784052,2 тыс. рублей;
2014 год - 230182,4 тыс. руб.;
2015 год - 250611,8 тыс. руб.;
2016 год - 260651,6 тыс. руб.;
2017 год - 260651,6 тыс. руб.;
2018 год - 260651,6 тыс. руб.;
2019 год - 260651,6 тыс. руб.;
2020 год - 260651,6 тыс. руб.
Средства федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы определены прогнозно в соответствии с Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Объем расходов будет уточняться ежегодно после утверждения федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объем расходов областного бюджета на 2014 - 2016 годы приведен в соответствии с проектом Закона Липецкой области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Объем расходов последующих лет определен экспертно с учетом достижения значения индикатора развития лесного хозяйства, определенного Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года. Указанный объем расходов может быть уточнен после утверждения областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Подробно ресурсное обеспечение Программы на 2014 - 2020 годы представлено в приложениях 2 и 3 к Программе.
6. Описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач государственной программы
В 2014 году реализации Программы применение мер государственного регулирования не планируется.
В последующем, по мере выявления необходимости, ответственным исполнителем может быть принято решение о применении в установленном порядке налоговых, кредитных и иных мер государственного регулирования реализации мероприятий Программы.
7. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками
Реализация Программы может быть подвергнута рискам, снижающим эффективность ее выполнения.
В зависимости от характера и масштабности проявления рисков природного характера могут возникнуть критические ситуации из-за повреждения и гибели лесов вследствие лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных организмов, что приведет к незапланированному увеличению объемов реабилитационных работ и необходимости привлечения дополнительного финансирования в целях их осуществления.
При создании лесов на землях иных категорий могут возникнуть риски управленческого характера, связанные с оформлением земельных участков, переводом земель из одной категории в другую.
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов в процессе реализации Программы необходимо принятие следующих мер:
- мониторинг реализации Программы, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и индикаторов Программы;
- принятие решений, направленных на эффективное использование средств;
- осуществление контроля за качеством выполняемых мероприятий;
- своевременное межведомственное взаимодействие для принятия мер по созданию условий для закладки новых лесов.
8. Мониторинг реализации государственной программы
Управление лесного хозяйства Липецкой области является ответственным исполнителем государственной программы и в сроки, установленные постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области", осуществляет:
- разработку ежегодного плана реализации Программы, при необходимости внесение изменений в него в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на реализацию основных мероприятий;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- подготовку отчетов о финансовом обеспечении Программы, достижении значений индикаторов целей, показателей задач государственной программы;
- предложения о применении мер государственного регулирования в сфере лесного хозяйства;
- подготовку доклада о реализации Программы с описанием достигнутых результатов, оценкой фактической эффективности и предложениями по дальнейшей реализации Программы.
9. Методика расчета целевых индикаторов и показателей задач государственной программы, значения которых не утверждены методиками международных организаций, правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области, а также не определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения и данных бюджетной отчетности
Целевые индикаторы и показатели задач Программы утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 года N 141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.