Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
управления образования
и науки Липецкой области
от 31 января 2012 г. N 121
Ведомственная целевая программа
"Меры государственной поддержки развития образования Липецкой области на 2012 - 2014 годы"
31 декабря 2013 г.
Приказом Управления образования и науки Липецкой области от 31 декабря 2013 г. N 1194 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт ведомственной целевой программы "Меры государственной поддержки развития образования Липецкой области на 2012 - 2014 годы"
I. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года к приоритетным направлениям развития региона относится повышение доступности качественного образования.
Региональная политика в области образования в период с 2006 по 2011 годы осуществлялась в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой программой развития образования, приоритетным национальным проектом "Образование", комплексным планом модернизации образования Липецкой области до 2014 года, целевой программой "Модернизация образования Липецкой области (2009 - 2011 годы)", ведомственной целевой программы "Меры государственной поддержки развития образования и науки Липецкой области на 2009 - 2011 годы".
За период реализации указанных программ удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление системных изменений в отрасли, формирование новой модели образования. Практически по всем направлениям активизировались процессы, нацеленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений. Создана устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития системы образования Липецкой области.
В новом учебном году все школы области приступают к реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов, что потребует от учителей новых умений и навыков, т.е. инновационного подхода к образовательной деятельности.
Вместе с тем вопросы перехода на новые стандарты образования и одновременное повышение качества образовательного процесса требуют обновления содержания и технологий образования.
Продолжена работа по созданию оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей талантливых детей.
Впервые в области начала свою работу очно-заочная школа "Одаренный ребенок". Основная часть занятий в ней проводится в дистанционном режиме, обучение ведется по десяти учебным предметам: физике, математике, химии, астрономии, географии и информатике. К обучению приступили около 400 обучающихся образовательных учреждений области.
Модернизации образования региона требует профессиональной и социальной состоятельности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.
Особой задачей, обозначенной Президентом РФ Д.А. Медведевым в Послании Федеральному собранию, должно стать "создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов". В рамках решения данной задачи в области с 2009 года ведется активная работа по организации обучения детей-инвалидов в дистанционной форме. Данные меры позволят организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также существенно повысить уровень информационно-коммуникационных навыков у таких детей.
С 1 сентября 2009 года 48 детей приступили к обучению в Центре дистанционного образования на базе школы-интерната III-IV. На эти цели было затрачено 47 млн. рублей из средств областного и федерального бюджетов. К 2014 году этим образовательным процессом планируется охватить 300 детей-инвалидов.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти области создаются условия для получения общего и среднего (полного) общего образования, а также для самообразования.
Одним из методов позитивного воздействия на показатели детской беспризорности, подростковой преступности, наркомании является создание условий для активизации работы по гармоничному и всестороннему развитию детей (проведение мероприятий по организации дополнительного образования, пропаганде здорового образа жизни, воспитанию патриотизма, повышению общеобразовательного уровня, проведения групповых тренингов по привитию навыков культурного общения и поведения и др.).
Важнейшей составляющей для формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей.
Происходят качественные изменения в системе дополнительного образования детей:
- в образовательный процесс вводятся дополнительные образовательные программы нового поколения;
- совершенствуются организационные формы, методы управления дополнительным образованием детей;
- вырабатывается система изучения спроса на услуги дополнительного образования детей.
Итоговая аттестация выпускников 11-х классов осуществляется в форме Единого государственного экзамена. На территории Липецкой области ЕГЭ проводится по 13 предметам из 14 возможных.
Подведены окончательные итоги ЕГЭ. Результаты по обязательным предметам русскому языку, математике лучше, чем в прошлом году. Средний балл по русскому языку вырос с 62 до 67, по математике с 52 до 57.
Снизилось количество выпускников, не справившихся с испытанием. Увеличилось число высокобалльников в 3,5 раза по русскому языку и в 8 раз по математике.
Результаты, показываемые выпускниками области в целом по региону, сравнимы с общероссийскими результатами: средний балл по всем дисциплинам, сдаваемым в форме ЕГЭ, на уровне или чуть выше среднероссийских результатов.
Один из итогов проведения единого государственного экзамена - получение объективной картины об уровне качества знаний выпускников школ области, поэтому важным направлением работы при подготовке к проведению ЕГЭ является обеспечение таких условий, при которых результаты экзамена будут максимально достоверными.
Однако результаты анализа современного состояния образования области свидетельствуют, что образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Сегодня не теряют своей остроты такие вопросы как: неравный доступ к качественному образованию, начиная с дошкольного возраста; обновление содержания и технологии образования в условиях перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения.
Особой задачей, обозначенной Президентом РФ Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию, должно стать "создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов". В рамках решения данной задачи в области с 2009 года ведется активная работа по организации обучения детей-инвалидов в дистанционной форме. Данные меры позволят организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также существенно повысить уровень информационно-коммуникационных навыков у таких детей.
Система специального (коррекционного) образования характеризуется следующими проблемами и негативными тенденциями:
- потребность в совершенствовании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы специального (коррекционного) образования;
- недостаточный уровень развития специальных и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность в укреплении материально-учебной базы системы специального (коррекционного) образования;
- необходимость совершенствования реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- необходимость создания безопасных и комфортных условий пребывания детей в специальных (коррекционных) учреждениях, их успешной социализации в обществе.
Своевременное решение изложенных проблем позволит создать условия для получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в длительном лечении.
Основными направлениями реализации задач государственной политики в сфере специального (коррекционного) образования являются:
- осуществление образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальной образовательной траектории;
- создание условии для организации физкультурно-оздоровительной работы и медико-социальных условий пребывания обучающихся, воспитанников;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников системы специального (коррекционного) образования;
- развитие специальных и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- укрепление материально-учебной базы системы специального (коррекционного) образования;
- создание безопасных и комфортных условий пребывания детей в специальных (коррекционных) учреждениях, их успешной социализации в обществе.
Важнейшей составляющей для формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей Липецкой области возникли следующие проблемы:
- снижение количества детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования детей;
- потребность в укреплении материально-учебной базы учреждений дополнительного образования детей;
- снижение количества детей, посещающих объединения дополнительного образования по спортивно-технической и эколого-биологической направленности.
II. Основные задачи программы
Задачи, решаемые в рамках Программы:
- обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей дошкольного возраста;
- обеспечение соответствия качества общего образования изменяющимся запросам общества;
- создание условий для сохранения и развития системы дополнительного образования.
В целях решения поставленных задач предполагается реализация мероприятий, направленных на:
- воспитание и обучение детей-инвалидов в образовательных учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования;
- предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях;
- обеспечение контроля качества образования, совершенствование управления им, получение и предоставление достоверной и объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- реализацию программ дополнительного образования детей в соответствии с потребностями населения области.
Приказом Управления образования и науки Липецкой области от 31 декабря 2013 г. N 1194 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Описание ожидаемых результатов и хода реализации Программы по годам
Реализация Программы позволит повысить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Липецкой области. Результаты реализации программных мероприятий за период 2012 - 2014 годов характеризуются показателями и индикаторами, приведенными в следующей таблице:
Таблица 1
IV. Система программных мероприятий
Мероприятие по достижению задачи 1 "Обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей дошкольного возраста"
1. Воспитание и обучение детей-инвалидов в образовательных учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования:
- обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях и детей-инвалидов, обучающихся на дому самостоятельно.
Мероприятие по достижению задачи 2 "Обеспечение соответствия качества общего образования изменяющимся запросам общества"
1. Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях:
- реализация основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях на территории Липецкой области;
2. Обеспечение предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) учреждениях:
- содержание специальных (коррекционных) учреждениях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;
- реабилитация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, получающих начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование;
- социальная поддержка обучающихся, воспитанников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Обеспечение предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях:
- содержание учреждений, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование лицам, находящимся в местах лишения свободы.
4. Обеспечение контроля качества образования, совершенствование управления им, получение и предоставление достоверной и объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень:
- обеспечение функционирования системы оценки качества образования в Липецкой области для обеспечения контроля качества образования, совершенствования управления им, получения и предоставления достоверной и объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Мероприятие по достижению задачи 3 "Создание условий для сохранения и развития системы дополнительного образования"
1. Реализация программ дополнительного образования детей в соответствии с потребностями населения области:
- содержание подведомственных учреждений дополнительного образования детей;
- организация содержательного досуга и удовлетворение потребности детей в дополнительном образовании.
Приказом Управления образования и науки Липецкой области от 31 декабря 2013 г. N 1194 таблица 2 раздела IV настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 2
V. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
VI. Описание социально-экономических последствий реализации Программы
Программа представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере развития образования в Липецкой области. Состав показателей (их значения), соответствующих Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, рассчитан на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Липецкой области.
Выполнению поставленных задач могут мешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
- финансово-экономические риски, связанные с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в Программу, пересмотра значений целевых индикаторов и показателей, и, возможно, отказ от реализации отдельных мероприятий. Сокращение финансирования Программы негативным образом скажется на показателях Программы и решения конкретных задач;
- нормативно-правовые риски, связанные с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации предлагаемых в Программе мероприятий, а также ограниченных возможностей правового регулирования значимых вопросов развития сферы образования;
- социальные риски, связанные с демографической ситуацией.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам в течение всего срока Реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе сравнения фактически достигнутых показателей непосредственных результатов программы с затратами на их достижение.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от степени исполнения системы программных мероприятий, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Оценка эффективности выполнения показателей Программы производится на основе отчетных данных о выполнении мероприятий в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 30.04.2008 г. N 93 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы и показатели.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам определяется по следующей формуле:
, где:
- уровень выполнения Программы;
- количество фактически набранных баллов за выполнение индикаторов Программы;
- максимальное количество баллов.
При выполнении индикатора Программы ему присваивается 1 балл, при невыполнении баллы не присваиваются.
Максимальное количество баллов соответствует количеству индикаторов Программы.
Оценка экономической эффективности Программы рассчитывается по итогам отчетного года по следующей формуле:
, где:
-оценка экономической эффективности по соответствующей задаче (мероприятию) за отчетный период;
- объем финансирования, предусмотренный законом Липецкой области на соответствующий финансовый год на реализацию каждой из задач (мероприятия) Программы;
- фактический объем финансирования на реализацию каждой из задач (мероприятия) Программы за год;
- плановый показатель непосредственного результата реализации мероприятия каждой из задач Программы в расчете на год;
- фактическое значение показателя непосредственного результата реализации мероприятий каждой из задач ведомственной целевой программы в соответствии с приложением N 1 за соответствующий финансовый год.
Экономическая эффективность признается достигнутой при условии, что значение больше или равно 1.
Реализация Программы позволит обеспечить:
- дальнейшее развитие сети образовательных учреждений области;
- повысить качество предоставляемых услуг.
Приказом Управления образования и науки Липецкой области от 31 декабря 2013 г. N 1194 в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения
VIII. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Расчет расходов на 2012 год и плановый период до 2014 года произведен исходя из потребности в государственных услугах, включенных в реестр расходных обязательств главных распорядителей.
Общий объем расходов на реализацию Программы предусматривает затраты на: обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Липецкой области, повышение эффективности стабильного функционирования и развития системы специальных (коррекционных) школ-интернатов, системы дополнительного образования.
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Объемы бюджетного финансирования ежегодно уточняются в процессе исполнения бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2012 - 2014 годы составит за счет средств областного бюджета - 14854751,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 4 333 527,6 тыс. руб., 2013 год - 5943456,6 тыс. руб., 2014 год - 4 478 514,9 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.