Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблемы: исходное состояние муниципальных финансов Лебедянского муниципального района и основные предпосылки для разработки Программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" и в целях реализации положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении "Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", Постановлением администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 17.02.2011 г. N 153 "Об итогах социально-экономического развития Лебедянского района, исполнении районного бюджета за 2010 год и задачах на 2011 год".
Результатом реформ, проводимых в Лебедянском муниципальном районе, стало формирование современной системы управления муниципальными финансами за счет осуществления следующих мероприятий:
- организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между Липецкой областью и Лебедянским муниципальным районам;
- ликвидации "необеспеченных мандатов" и упорядочения расходов по исполнению основных социальных обязательств;
- введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами Лебедянского муниципального района и поселений;
- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию;
- создания нормативной правовой базы для финансового обеспечения оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
- установления формализованных правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Последствия мирового экономического кризиса затронули экономику и бюджетную сферу Лебедянского муниципального района в меньшей степени, чем экономику Липецкой области в целом, что связано с благоприятной экономической конъюнктурой, сложившейся на местном уровне. В бюджет Лебедянского муниципального района в 2010 г. поступило 555 млн. 276,2 тыс. руб. доходов при плане, установленном на уровне 529 млн. 270,8 тыс. руб. Исполнение плана по доходам составило 104,9%. Бюджет Лебедянского муниципального района за 2010 г. по налоговым и неналоговым (собственным доходам) выполнен на 122,6%. (При уточненном годовом плане в размере 184 млн. 133,6 тыс. руб., фактически, в бюджет поступило - 225 млн. 760,2 тыс. руб.), однако, это произошло в результате поступления разового (внепланового) платежа по налогу на доходы физических лиц. При плане равном 130 млн. 309 тыс. руб., фактически, в бюджет поступило 172 млн. 464,6 тыс. руб. Как говорилось раннее, в текущем году поступил разовый платеж по налогу на доходы физических лиц в сумме 38 млн. 123 тыс. руб. Кроме того, в 2009 г. при плане по НДФЛ, равном 295 млн. 245,8 тыс. руб., фактически, поступило 764 млн. 843,6 тыс. руб. Перевыполнение плана по подоходному налогу сложилось за счет перечисления разовых платежей от сделки от продажи акций ОАО "Лебедянский".
Поступление разовых платежей в 2009 и 2010 годах позволило сформировать значительные остатки средств по состоянию на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г. и осуществить финансирование целевых программ, направленных на модернизацию учреждений бюджетной сферы Лебедянского муниципального района и укрепление ее материально-технической базы, а также сформировать районный фонд софинансирования расходов на осуществление капитального ремонта и бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
Вместе с тем, анализ собственной доходной базы бюджета для оценки способности исполнять собственные полномочия, определенные Главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" за счет собственных доходов, проведенный без учета разовых платежей (т.к. на сегодняшний день невозможно прогнозировать поступление аналогичных незапланированных доходов на текущий год и на плановый период) показывает, что собственная доходная база бюджета Лебедянского муниципального района, недостаточна для осуществления устойчивого финансирования текущей деятельности учреждений бюджетной сферы. При сохранении нынешней тенденции к концу планового периода (2013 г.) более половины этих расходов придется дотировать за счет областной помощи и возможных остатков собственных средств, полученных за счет разовых поступлений. (Например, 3 года назад за счет собственных доходов могли быть покрыты 75% затрат, связанных с реализацией собственных полномочий (а без учета капитальных затрат - более 80%); сегодня - по всем расходам по реализации собственных полномочий - покрывается за счет собственных доходов без учета разовых платежей только 70% текущих расходов). Растет и доля собственных доходов, рассчитанных без учета разовых поступлений, идущих на покрытие защищенных и первоочередных расходов: с 70,0% в 2008 г. до 80% к концу "текущей бюджетной трехлетки".
При этом общем объеме расходов бюджета в среднесрочной перспективе нельзя опускаться ниже определенной нормы в финансировании капитальных расходов. Даже без расширения сети и без осуществления нового капитального строительства снижение капитальных расходов ниже 10% от совокупных текущих расходов бюджета на исполнение собственных полномочий будет, вести к деградации учреждений бюджетной сферы.
Необходимо отметить, что обозначенные проблемы не являются специфическими, присущими, исключительно, Лебедянскому муниципальному району. В той или иной форме они присутствуют в экономике большинства муниципальных образований, что отмечено в документах, послуживших основанием для разработки настоящей Программы, т.е. относятся к категории "системных". Вместе с тем данные проблемы - решаемы.
Для нормализации ситуации в среднесрочной перспективе необходимо:
- обеспечить максимально эффективное расходование средств путем внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР);
- обеспечить эффективный механизм контроля эффективности расходования бюджетных средств с учетом перехода от сметного финансирования учреждений бюджетной сферы к их финансированию на основе муниципальных заданий;
- привести информационно-аналитические системы управления муниципальными финансами в соответствие с новыми условиями финансирования муниципальных учреждений и органов местного самоуправления.
Для ускорения реформы бюджетной сети на федеральном уровне был принят Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который определил ключевые направления дальнейшего реформирования бюджетной сети на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Закон ввел новые типы учреждений: казенное учреждение, которое по своему статусу приближено к существующему бюджетному учреждению, и бюджетное учреждение, которое приближено по правовому статусу к автономному учреждению. В 2011 г. и первом полугодии 2012 г. во исполнение норм вышеуказанного закона в Лебедянском муниципального районе необходимо осуществить перевод всей бюджетной сети в новые организационно-правовые формы, что подразумевает принятие значительного количества нормативных правовых актов, обеспечивающих указанный переход к новым типам учреждений и новому режиму финансирования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении "Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" предусматривается поэтапный переход к программной структуре бюджетов, что подразумевает постепенное увеличение доли расходов, распределяемой в рамках целевых программ.
Также целесообразно предпринять ряд дальнейших шагов, направленных на повышение эффективности и оптимизацию функций муниципального управления. Острой проблемой в бюджетной сфере является организация эффективного финансового контроля. Особую актуальность имеют вопросы организации новых форм и методов финансового контроля, поскольку финансирование учреждений на основе муниципальных заданий, а не на основе принятых смет предполагает новые подходы к контролю и смещение акцентов в контроле на вопросы выполнения муниципальных заданий.
Таким образом, стоящие перед Лебедянским муниципальным районом задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации администрации Лебедянского муниципального района, главных распорядителей бюджетных средств, а также взаимодействия с органами государственной власти Липецкой области, ОФК и с муниципальными образованиями (поселениями). Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является районная целевая программа.
2. Цели и задачи Программы
Исходное состояние муниципальных финансов Лебедянского муниципального района является основным фактором, обуславливающим систему целей и задач Программы. Основным результатом Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности администрации Лебедянского муниципального района и районных муниципальных учреждений по выполнению их функций и обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Лебедянского муниципального района, в рамках построения системы бюджетирования, ориентированного на результат. Для достижения указанного результата Программа предусматривает решение следующих 3-х основных задач:
Задача 1. Повышение эффективности бюджетных расходов по основным направлениям социально-экономической политики.
Данная задача является комплексной, и ее решение может быть достигнуто путем осуществления следующих мероприятий:
- создание системы мониторинга потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ), а также оценки качества оказываемых услуг (выполняемых работ);
- разработки и внедрения комплексной методики оценки качества финансового менеджмента с определением поощрений и штрафных санкций в отношении главных распорядителей, получателей бюджетных средств и муниципальных учреждений, показавших, соответственно, лучшие (худшие) результаты в отчетном финансовом году.
В результате проведения мероприятий в Лебедянском муниципальном районе должна быть созданы системы оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей, получателей бюджетных средств и муниципальных учреждений, а также мониторинга потребности в оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнении работ), оценки качества оказываемых услуг (выполняемых работ)
Задача 2. Разработка и внедрение методики контроля эффективности расходования бюджетных средств в процессе предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).
Данная задача должна решаться исходя из того, что с принятием закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и формированием программного бюджета основной приоритет контрольных мероприятий смещается с контроля соответствия произведенных расходов утвержденной смете и правильности применения бюджетной классификации на контроль исполнения муниципальных заданий и мероприятий целевых программ, достижения заданных показателей эффективности.
Органами, непосредственно осуществляющими муниципальный финансовый контроль в Лебедянском муниципальном районе являются отдел финансов администрации Лебедянского муниципального района и контрольно-счетная комиссия Лебедянского района. Кроме того, в отношении подведомственных муниципальных учреждений контроль в расходования финансовых средств, поступающих из бюджета осуществляется главными распорядителями бюджетных средств.
Основными документами, регламентирующими внутренний финансовый контроль в Лебедянском районе являются "Положение о бюджетном процессе в Лебедянском муниципальном районе Липецкой области Российской Федерации" утвержденное решением Совета депутатов Лебедянского муниципального района от 18.12.2010 г. N 209 и Положение "О контрольно-счетной комиссии Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации", принятым решением Совета депутатов Лебедянского муниципального района от 13.12.2011 г. N 293
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату решения N 209 следует читать как "26.11.2010"
При формировании мероприятий необходимо учитывать нормы Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Таким образом, для решения данной задачи необходимо разработать и внедрить методику регулярного контроля эффективности расходования бюджетных средств органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Лебедянского муниципального района.
В результате внедрения данной методики в Лебедянском муниципальном районе должна быть проведена в установленные сроки оценка эффективности расходования финансовых средств органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями.
Задача 3. Совершенствование информационной системы управления муниципальными финансами.
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, объему и качеству информации о деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Кроме того, решение задач, поставленных "Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", утвержденной Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р невозможно без использования соответствующего программно-аппаратного обеспечения.
В администрации Лебедянского муниципального района, отделе финансов администрации Лебедянского муниципального района и в финансово-экономических структурных подразделениях главных распорядителей бюджетных средств установлены следующие системы планирования и исполнения бюджетов:
- система планирования бюджета - программный комплекс "Сапфир";
- система исполнения бюджета - программный комплекс на базе Бюджет-КС, Бюджет-Web.
Вместе с тем, установленные программные средства, во-первых, не используются в полной мере, а, во-вторых - не обеспечивают возможности применения инструментов БОР.
Необходимость решения задачи по формированию единой региональной автоматизированной системы формирования и исполнения бюджета, предусмотренной целевой программой "Повышение эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011 - 2013 годы" выдвигает на первый план условие тесного взаимодействия при решении данной задачи с органами исполнительной власти Липецкой области и ОФК.
Для решения задачи предполагается осуществить приобретение соответствующих программных продуктов, аппаратных средств и при необходимости провести обучение персонала.
Результатом решения задачи должно стать построение информационной системы, позволяющей в автоматизированном режиме обеспечивать планирование, исполнение, контроль и анализ исполнения бюджета.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства районного бюджета. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Предполагаемый общий объем финансирования мероприятий Программы составит 2950,0 тыс. руб., в том числе:
2011 - 1950 тыс. руб.,
2012 - 500 тыс. руб.,
2013 - 500 тыс. руб.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Лебедянского муниципального района в соответствии с п. 5.3. Порядка разработки, утверждения и реализации районных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 31.12.2011 г. N 1967. Координация деятельности по реализации Программы осуществляется отделом финансов, осуществляющим согласование исполнения программных мероприятий с исполнителями Программы и осуществляющим контроль исполнения программных мероприятий и оценку их эффективности. Исполнители Программы представляют в отдел финансов информацию о ходе реализации мероприятий Программы, соответственно, по итогам I квартала, I полугодия и 9-ти месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом и по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "30.12.2011"
5. Оценка эффективности Программы.
Оценка производится на всех этапах ее реализации. Ответственным структурным подразделением за проведение оценки эффективности Программы является отдел финансов администрации Лебедянского муниципального района. Оценка последствий реализации целевой программы включает выявление полного комплекса конечных результатов целевой программы (в т.ч. незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в районе. Итоговая оценка эффективности Программы включает определение экономической и общественной эффективности и проводится ежегодно в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации районных целевых программ.
Основные показатели оценки эффективности реализации мероприятий целевой программы, используемые для оценки единицы измерения и источники определения значений показателей представлены ниже.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.