Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 24 июля 2023 года по административному делу N 2а-2939/2023 по административному иску Рощиной Надежды Андреевны к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", главе муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Голдину В.Б. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рощина Н.А. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании незаконным решения от 20 декабря 2022 года N об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения - "адрес".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Рощина Н.А. просила суд возложить на администрацию названного муниципального образования обязанность согласовать переустройство и перепланировку принадлежащего ей жилого помещения в соответствии с представленным проектом, выполненным специализированной организацией.
В обоснование иска Рощина Н.А. указала, что приведённые в обжалуемом решении в качестве основания для отказа обстоятельства - несоответствие проекта переустройства (перепланировки) техническому паспорту здания и квартиры, а также постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, СП 63.13330. Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. СНиП. противоречат результатам натурного обследования квартиры выполненного специалистом при разработке проекта.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми, принятым 23 марта 2023 года, в удовлетворении административного иска Рощиной Н.А. о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 24 июля 2023 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 марта 2023 года отменено с принятием нового решения, которым решение администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 20 декабря 2022 года N об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения - жилого помещения - "адрес" признано незаконным.
Этим же апелляционным определением на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Рощиной Н.А. от 11 ноября 2022 года о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения в рамках предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 июля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 26 октября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 ноября 2023 года, представитель администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, указывая на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции установленными по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену решения суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что 11 ноября 2022 года Рощина Н.А. обратилась в отдел по организации предоставления муниципальных услуг с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" принадлежащей ей на праве собственности "адрес", с указанием срока производства ремонтно-строительных работ с 26 декабря 2022 года по 26 июня 2023 года.
К заявлению была приложена проектная документация перепланировки и переустройства квартиры, разработанная ООО "ТОРГПРОЕКТ" и предусматривающая разборку внутренних перегородок жилого помещения, прорезку дверных проемов, а также замену инженерных сетей и сантехнического оборудования.
Согласно проектной документации, ремонтно-строительные работы предполагали разборку щитовых перегородок между коридором (помещение 7) и жилыми комнатами (помещения 1, 3), между коридором (помещение 7) и туалетом (помещение 6), между туалетом (помещение 6) и ванной (помещение 5); разборку встроенного шкафа, демонтаж дверных блоков; зашивку дверных блоков гипсокартонными листами (ГКЛ) между кухней (помещение 4) и коридором (гюмещение7), между комнатами (помещения 3, 2); выпиливание дверных проемов между комнатами (помещение 3, 2), между кухней (помещение 4) и комнатой (помещение 3); установку перегородки между комнатой (помещение 1) и коридором (помещение7) из ГКЛ. В результате перепланировки и переустройства квартиры планировалось создание совмещенного санузла, площадь которого увеличивалась за счёт площади коридора.
Решением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 20 декабря 2022 года N в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения (квартиры) Рощиной Н.А. отказано, с указанием на несоответствие представленного проекта требованиям законодательства - пункту 4.2.4.9 постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", запрещающего расширять и пробивать проемы в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий, Правилам пользования жилыми помещениями и положения СП 63.13330.2018 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения", а также требованиям части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей обязательность соблюдения прав и законных интересов проживающих в данном помещений граждан, соседей, требований пожарной безопасности.
Из технического паспорта многоквартирного жилого дома "адрес" в разделе описания конструктивных элементов и определения износа жилого дома следует, что наружные и внутренние капитальные стены, перегородки выполнены из железобетонных панелей.
Установив приведенные выше обстоятельства, руководствуясь положениями статей 17, 26, 27 Жилищного кодекса РФ, Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года N 292/пр, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае при переустройстве и перепланировке жилого помещения затрагиваются конструктивные элементы помещения - внутриквартирные перегородки, поскольку проект предусматривает их демонтаж, в то время как, согласно техническому паспорту многоквартирного жилого дома такие перегородки выполнены из железобетонных панелей.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что согласование проекта переустройства и перепланировки "адрес" не соответствует пункту 4.2.4.9 постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", что является достаточным для отказа в предоставлении муниципальной услуги на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ, определяющей в числе прочих оснований отказа несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Выводы суда апелляционной инстанции следует признать правильными.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно положениям статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" определен административным регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 15 февраля 2016 года N2/309 "Об утверждении административного регламента, предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее по тексту также Регламент).
Положения пункта 2.10. Регламента содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и в числе иных аналогичны положениям пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее по тексту также Правила N170).
Согласно Правилам N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Как указано в пункте 1.7.1 Правил N 170, переоборудование жилых помещений может включать в себя в том числе переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно пунктам 1.7.2, 1.7.3 Правил N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры не допускаются.
Раздел IV Правил N 170 регулирует вопросы технического обслуживания и ремонта таких строительных конструкций, как балконы, козырьки, лоджии и эркеры (пункт 4.2.4), и включает пункт 4.2.4.9 Правил N 170, согласно абзацу шестому которого не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проёмы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки, то есть, как правильно указал суд апелляционной инстанции, запрет на производство указанного вида работ относится к ограждающим (наружным) стеновым панелям многоквартирного жилого дома, сопряжённым с такими строительными конструкциями как балконы, козырьки, лоджии и эркеры.
Пункт 4.2.1 Правил N 170, предусматривающих регламент обслуживания прочих железобетонных стен многоквартирных домов, подобных специальных требований (запретов) не содержит.
Из представленного административным истцом проекта переустройства и перепланировки квартиры следует, что перепланировка заключается в демонтаже и последующем монтаже части внутриквартирных перегородок с целью объединения помещений ванной и туалета в единый санузел за счет части площади коридора, а также объединения пространства жилой комнаты N 3 с коридором (N 7) - л.д. 145-148.
Из проектного решения Альбом 1 1058-22ПЗ, АР, "Перепланировка и переустройство "адрес" в "адрес", выполненного ООО "Торгпроект", следует, что наружным обследованием специалиста названной проектной организации установлено следующие конструктивные особенности квартиры: перегородки межкомнатные выполнены из отдельных элементов, которые собирались (изготавливались) в горизонтальном положении, состоящие из дощатого каркаса, разделенные на отсеки и заполненные мелкоштучным материалом - битым кирпичом, газосиликатными блоками, кусками древесины, деревянными брусками, кусками бетона, ГКЛ, обшиты листами древесно-стружечной плиты (ДСП) или древесно-волокнистой плиты (ДВП) с двух сторон.
Перегородки, состоящие из наборных щитовых панелей наполненные строительными отходами (каркасные перегородки), нельзя отнести к несущим строительным конструкциям.
Судом апелляционной инстанции в постановленном по делу судебном акте правильно указано на то, что представленный в материалы дела кадастровый паспорт жилого помещения "адрес" в "адрес" каких-либо характеристик стен, перекрытий, а также перегородок, в том числе межкомнатных, не отражает.
Технический паспорт на многоквартирный жилой дом, на который ссылается представитель администрации муниципального образования ГО "Сыктывкар", в разделе IV содержит описание конструктивных элементов в виде железобетонных плит только в отношении наружных и внутренних капитальных (несущих) стен; материал изготовления перегородок, разделяющих внутренние помещения квартиры (отдельная позиция конструктивных элементов подпункт "б") не указан (л.д. 76 оборот).
Напротив, указанный материал изготовления внутриквартирных перегородок, подлежащих разборке в соответствии с представленным проектом перепланировки, зафиксирован на фотографиях, включённых в состав проектной документации с пояснительными записями и отсылочными указаниями на место проведения фотофиксации (л.д. 151-157).
Следовательно, выводы суда первой инстанции о наличии противоречия между указанными в пояснительной записке проекта характеристиками межкомнатных перегородок квартиры, с одной стороны, и описанием конструктивных элементов в техническом паспорте жилого дома, с другой стороны и, как следствие, обоснованности оспариваемого решения органа местного самоуправления о несоответствии проекта действующему законодательству, обоснованно признаны судом апелляционной инстанции ошибочными.
Прочие доводы представителя администрации муниципального образования ГО "Сыктывкар", являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.
Несогласие администрации муниципального образования ГО "Сыктывкар" с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами сути обжалуемого акта, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра кассационным судом общей юрисдикции постановленного по делу апелляционного определения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 24 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 24 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 29 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.