Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Стаховой Т.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернышова А. В, действующего в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ФИО15, ФИО16, на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 08 августа 2023 года по административному делу N 2а - 10383/2022, по административному иску Пиуновой В. И, Чернышова А. В, действующего в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ФИО17, ФИО18, к начальнику 2 отделения отдела по вопросам миграции УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга Лему П. В, УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Пиунова В.И, Чернышов А.В, действующие в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ФИО23, ФИО24, обратились в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ начальника 2 отделения отдела по вопросам миграции УМВД России по Приморскому району г. Санкт- Петербурга Лема П.В. в регистрации истцов и их детей по месту пребывания по адресу: "адрес".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административные истцы просили возложить на указанное должностное лицо обязанность осуществить их регистрацию по месту пребывания по указанному адресу.
В обоснование административных исковых требований указано, что 2 апреля 2022 года административные истцы обратились через паспортный отдел управляющей компании ООО "Цивилизация" в отдел по вопросам миграции УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга с заявлением и необходимыми документами о регистрации по месту пребывания по адресу: "адрес", с разрешения собственника - Чернышовой Н.В, уполномочившей Чернышова А.В. на совершение указанных действий.
Решением начальника 2 отделения отдела по вопросам миграции УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга Лема П.В, полученным административными истцами 9 апреля 2022 года, в регистрации отказано со ссылкой на то, что регистрация в избранном порядке в нежилое помещение действующим законодательством не предусмотрена.
Административные истцы полагают, что при принятии оспариваемого отказа не учтено, что объект по адресу: "адрес" имеет условия для проживания, также имеет статус гостиницы, регистрация по месту пребывания возможна не только в жилых помещениях, но и иных местах, где гражданин временно проживает, в частности, в гостинице.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 08 августа 2023 года, в удовлетворении требований административного иска отказано в полном объеме.
На судебные акты Чернышовым А.В. подана кассационная жалоба, в которых ставится вопрос об их отмене и вынесении решения об удовлетворении требований, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на доводах указанных в административном исковом заявлении, апелляционной жалоб.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами допущены не были.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Пиунова В.И, Чернышов А.В, действуя в своих интересах и в интересах "данные изъяты" "данные изъяты", 1 апреля 2022 года обратились с заявлением в отдел по вопросам миграции УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга, в котором просили произвести их регистрацию по месту пребывания в принадлежащем на праве собственности Чернышовой Н.В. помещении N 189, расположенном в гостинице 2 по адресу: "адрес".
Вышеуказанный объект имеет статус гостиницы.
К данному заявлению административные истцы приложили копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31 декабря 2020 года N 78- 15-107-2020, а также план восьмого этажа гостиницы.
Ответом начальника 2 отделения отдела по вопросам миграции УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга Лема П.В, направленным в адрес Чернышова Д.В. сообщено, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что, объект недвижимого имущества по адресу: "адрес" является нежилым помещением, а потому в силу приведенных выше положений действующего законодательства, регистрация в нем по месту пребывания в избранном истцами порядке, не допускается.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила).
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу пункта 4 Правил ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
В соответствии с Перечнем лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, такими лицами являются: 1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда. 2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации. 3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами. 4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
В силу пункта 14 Правил регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или з ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.
Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно - технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 9 июля 2018 года N 435 утвержден Порядок представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовая форма соглашения об информационном взаимодействии (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка администрации гостиниц, санаториев, /домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений в течение суток с даты прибытия гражданина Российской Федерации в соответствующее место пребывания и выбытия из него представляют информацию территориальному органу МВД России.
Суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, установив, что оспариваемый отказ принят по результатам рассмотрения органом внутренних дел заявления непосредственно самих административных истцов о регистрации их по месту пребывания в вышеуказанном нежилом помещении.
Кроме того, поскольку нежилое помещение расположено в гостинице, регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в гостинице производится по его прибытии администрацией гостиницы, которая в течение суток представляет непосредственно или направляет информацию о регистрации гражданина Российской Федерации в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, чего в рассматриваемом случае не установлено
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 08 августа 2023 года по административному делу N 2а - 10383/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Чернышова А. В, действующего в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ФИО26, ФИО27 - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 08 августа 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.