Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний, поданную 20 ноября 2023 года на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2023 года по административному делу N 2а-2465/2023 по административному иску Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Республиканская больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан", УФСИН России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя УФСИН России по Республике Башкортостан Эсаулова А.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФКЛПУ "Республиканская больница УФСИН России по Республике Башкортостан", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, привести количество содержащихся в учреждении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с лимитом наполнения, установленным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2022 года N 42, не превышать действующий лимит наполнения с учетом последующего его изменения.
В обоснование требований указывалось, что лечебно-профилактическим учреждением в период времени, начиная с 17 октября 2022 года, нарушается предусмотренная частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма площади в расчете на одного осужденного. Превышение установленного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2022 года N 42 лимита в 80 осужденных в лечебно-профилактическом учреждении приводит к тому, что помещения палат, предназначенные для постоянного пребывания осужденных, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным сводом правил СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", в связи с чем прокурором внесены представления, которые впоследствии не исполнены, невыполнение требований законодательства по соблюдению норм материально-бытового обеспечения ставит под угрозу право осужденных на охрану здоровья, их безопасность.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционные определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе УФСИН России по Республике Башкортостан, Федеральной службы исполнения наказаний просит отменить судебные постановления по мотивам незаконности и необоснованности, приводит доводы о том, что фактическое исследование площадей отделений в лечебно-профилактическом учреждении прокуратурой не проводилось, общая площадь больничных палат составляет 646, 8 квадратных метров, что позволяет разместить более 116 осужденных (подозреваемых, обвиняемых). Указанное требование прокурора противоречит ранее направленным прокурором в УФСИН России по Республике Башкортостан представлениям о недопустимости ограничения прав осужденных на получение медицинской помощи. Считает также, что в нарушение статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения районного суда содержится запрет на действия административного ответчика на будущее время, ссылка суда на возможное нарушение прав осужденных (подозреваемых, обвиняемых) в будущем носит предположительный характер.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Разрешая спор, суды руководствовались положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, и исходили из факта превышения лимита нахождения в лечебно-профилактическом учреждении в 80 осужденных, сославшись при этом на приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2022 года N 42 "О создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений, установлении лимитов наполнения исправительных учреждений, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов".
Выводы судов не могут быть признаны соответствующими принципу состязательности административного судопроизводства и процессуальному требованию о необходимости определения судом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции без выполнения требований статей 59, 62, 68, пункта 3 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающих суд принять во внимание всю совокупность обстоятельств дела, проверить и оценить доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела и в мотивировочной части решения суда указать доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства, ограничился лишь приведением обстоятельств, указанных в административном исковом заявлении, не изучил доводы сторон применительно к части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и имеющимся данным о согласовании Управлением организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России предложенных лимитов наполнения ФКЛПУ "Республиканская больница УФСИН России по Республике Башкортостан", не разрешилвопросы исполнимости требования прокурора, обусловленности приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2022 года N 42, действительного нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
Предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств дела, их всестороннего исследования при активной роли суда не приняты.
Суд апелляционной инстанции в нарушение требований статьи 308, части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не дал надлежащей оценки доводам апелляционной жалобы, не устранил имеющиеся в деле противоречия.
Обжалованные судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными. Ввиду того, что допущенные судами нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции и вынести новое решение не представляется возможным, для исправления допущенных в применении норм права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2023 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.