Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 октября 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района о признании незаконным решения органа местного самоуправления
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в администрацию Джубгинского городского поселения Туапсинского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1002 кв.м, с целью предоставления земельного участка без проведения торгов для ведения огородничества в аренду на 3 года.
Решением администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района, изложенным в письменном уведомлении от 15 мая 2023 года N1120 ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, предусмотренным пункт 6 статьи 11.9, пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.
ФИО1, считая такое решение нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с административным иском о признании его незаконным и устранении нарушений прав путем установления предоставленной схемы согласованной и утвержденной.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 22 июня 2023 года в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе представитель администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции об отнесении вопросов предоставления земельных участков на территории Джубгинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края к компетенции администрации Туапсинского муниципального района Краснодарского края. В этой связи полагает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для выводов о необходимости привлечения данного лица к участию в деле и отмене по этим основаниям решения суда первой инстанции с направления дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 9 ноября 2023 года, определением судьи суда кассационной инстанции от 22 ноября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции, основываясь на положениях абзаца 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (редакции от 3 июля 2016 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также пункта 3 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования Туапсинский район, принятого решением Совета муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края от 28 апреля 2017 года N 611, исходил из того, что по заявленным ФИО1 требованиям ответчиком должна быть также администрация Туапсинского муниципального района Краснодарского края, которая к участию в деле не привлечена. В этой связи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции допущены нарушения процессуального закона, являющиеся в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, основанием для отмены решения.
Судебная коллегия находит такие выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с абз.2 части 1 статьи 2 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В абз. 3 части 1 статьи 2 названного Закона определено, что городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абз. 3);
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абз. 4).
Населенный пункт Джубга имеет статус городского поселения, следовательно, в силу абз. 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, орган местного самоуправления данного муниципального образования имеет исключительную компетенцию в разрешении вопросов о предоставлении земельных участков в пределах границ данного населенного пункта.
В этой связи применение судом апелляционной инстанции положений абзаца 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ свидетельствует о неправильном применении норм материального права, что повлекло необоснованность выводов о необходимости привлечения к участию в деле лица, не обладающего полномочиями по восстановлению прав и интересов административного истца.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права, повлекшее существенное нарушение норм процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного определения с направлением административного дела в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 октября 2023 года отменить.
Административное дело направить в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.