Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0029-01-2022-000477-22 (N 2-35/2023) по иску Шереметьева Сергея Сергеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о включении периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Козульского районного суда Красноярского края от 20 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шереметьев С.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю) о включении периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указано, что 26 июля 2022 г. он обратился в УПФР в Козульском районе Красноярского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п.7 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"... Однако в назначение досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия требуемого условия на дату обращения 26 июля 2022 г, так как общий страховой стаж составил 28 лет 11 месяцев 27 дней, страховой стаж на соответствующих видах работ составил 12 лет 4 месяца 20 дней. В соответствии с действующим законодательством требуемый общий стаж должен быть не менее 25 лет, на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев.
При этом в страховой стаж ответчиком не были включены следующие периоды работы: с 1 августа 1985 г. по 17 октября 1985 г. в Джетыгаринском асбестовом горно-обогатительном комбинате "Кустанайасбест" в должности слесаря по ремонту автосамосвала "Белаз";
с 14 ноября 1988 г. по 27 апреля 1989 г. в Джетыгаринском асбестовом горно-обогатительном комбинате "Кустанайасбест" в должности слесаря по ремонту автосамосвала "Белаз";
с 28 апреля 1989 г. по 27 декабря 1989 г. в Джетыгаринском асбестовом горно-обогатительном комбинате "Кустанайасбест" в должности водителя автомобиля "Белаз-548А";
с 28 декабря 1989 г. по 30 января 1990 г. в Джетыгаринском асбестовом горно- обогатительном комбинате "Кустанайасбест" в должности слесаря по ремонту автосамосвала "Белаз";
с 31 января 1990 г. по 3 января 1991 г. в Джетыгаринском асбестовом горно-обогатительном комбинате "Кустанайасбест" в должности водителя автопогрузчика;
с 4 января 1991 г. по 7 мая 1991 г. в Джетыгаринском асбестовом горно-обогатительном комбинате "Кустанайасбест"в должности слесаря по ремонту автосамосвала "Белаз".
Вместе с тем, работа водителем автомобиля "Белаз-548А" производилась в тяжелых условиях и, по мнению истца, должна быть включена в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Просил суд включить в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, период работы с 28 апреля 1989 г. по 27 декабря 1989 г. в должности водителя автомобиля "Белаз-548А" Джетыгаринского асбестового горно-обогатительного комбината "Кустанайасбест" длительностью 8 месяцев, возложить на отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю обязанность произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных выше периода.
Заочным решением Козульского районного суда Красноярского края от 20 марта 2023 г. исковые требования удовлетворены, суд обязал ответчика включить в общий страховой и специальный стаж истца, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, период его работы с 28 апреля 1989 г. по 27 декабря 1989 г. в должности водителя автомобиля "Белаз-548А" Джетыгаринского асбестового горно- обогатительного комбината "Кустанайасбест" длительностью 8 месяцев, возложив на ОСФР по Красноярскому краю обязанность произвести перерасчет и начисление истцу пенсии с учетом указанного периода.
Определением Козульского районного суда Красноярского края от 7 июня 2023 г. в удовлетворении заявления ОСФР по Красноярскому краю об отмене заочного решения Козульского районного суда от 20 марта 2023 г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2023 г. заочное решение Козульского районного суда Красноярского края от 20 марта 2023 г. оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции абзац третий резолютивной части решения суда первой инстанции изменил указанием на возложение обязанности на ОСФР по Красноярскому краю произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом спорного периода с 26 июля 2022 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю ставит вопрос об отмене решения Козульского районного суда Красноярского края от 20 марта 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2023 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, полагая, что судебные акты являются неисполнимыми, поскольку перерасчет пенсии производится в заявительном порядке.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец, представитель ответчика не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 26 июля 2022 г. Шереметьев С.С. обратился в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Красноярскому краю от 2 сентября 2022 г. N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 12 лет 4 месяца 20 дней при требуемом стаже - 12 лет 6 месяцев). В специальный стаж не засчитаны периоды работы, в том числе, спорный период с 28 апреля 1989 г. по 27 декабря 1989 г, со ссылкой на Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. При этом приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы продолжительностью 12 лет 4 месяца 19 дней.
Судом также установлено, что в период с 28 апреля 1989 г. по 27 декабря 1989 г. истец работал в Джетагаринском асбестовом горно-обогатительном комбинате "Кустанайасбест" водителем автомобиля "БелАЗ-548А" (перевозка руды в карьере), что подтверждается копией личной карточки формы Т-2 за 1991 год.
Из справки АО "Костанайские минералы" следует, что АО "Костанайские минералы" является правопреемником Джетыгаринского асбестового горно-обогатительного комбината "Кустанайасбест" по всем правам и обязательствам, в связи с неоднократными переименования комбината и реорганизациями с 1966 года по 2003 год (л.д. 109).
Из ответа на запрос от 22 сентября 2022 г. АО "Костанайские минералы" следует, что в просмотренных документах по личному составу АО "Костанайские минералы" имеются сведения о том, что приказом от 1 августа 1985 г. N Шереметьев Сергей Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят в Автотранспортное предприятие N 1 Джетыгаринского асбестового горно-обогатительного комбината "Кустанайасбест" слесарем по ремонту а/самосвалов "Белаз" в цех N 8 по 3 разряду с 1 августа 1985 г.; приказом от 18 октября 985 г. N уволен в связи с призывом в Советскую армию с 18 октября 1985 г.; приказом N от 16 ноября 1988 г. принят слесарем по ремонту а/самосвалов Белаз" в цех N 15 по 3 разряду с 14 ноября 1988 г. ; приказом от 5 мая 1989 г. N переведен водителем на а/самосвал Белаз- 548 А", занятый не перевозке руды в асбестовом карьере рудоуправления в тех N 6 по 3 классу с 28 апреля 1989 г.; приказом от 29 декабря 1989 г. N переведен слесарем по ремонту а/самосвалов "Белаз" в цех N 15 по 3 разряду с 28 декабря 1989 г.; приказом от 31 января 1990 г. N переведен водителем а/погрузчика в цех N по 3 классу с 31 января 1990 г.; приказом от 31 января 1991 г. N переведен слесарем по ремонту самосвалов "Белаз" в цех N 15 по 4 разряду с 4 января 1991 г.; приказом от 5 мая 1991 г. N слесарь по ремонту а/самосвалов "Белаз" 4 разряда Шереметьев С.С. уволен ст.32 КЗоТ КАЗ ССР по собственному желанию с 8 мая 1991 г.
Согласно справке от 11 ноября 2022 г. N, утоняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе, с 1 октября 1982 г. - глубина карьера, в котором работал истец достигла 150 метров, также работодатель подтверждает, что истец в спорный период работал полный рабочий день в качестве водителя а/с "Белаз", занятого на погрузке руды в асбестовом карьере в Асбестовом комбинате, Автотранспортное предприятие N 1 Указанный стаж дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее также - Список N 1 от 26 января 1991 г.) в разделе 1 подраздела 3 позицией 10104000-17541, составляет 7 месяцев 29 дней.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период истец работал полный рабочий день при полной рабочей неделе в качестве водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе в ОАО "Джетыгаринский асбестовый горно-обогатительный комбинат "Кустанайасбест", в должности, предусмотренной Списком N 1 от 26 января 1991 г, что характер и условия труда работы, выполняемые Шереметьевым С.С. в спорный период, а также наличие требуемого специального стажа, дает ему право на назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 июля 2022 г. с даты обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно, в связи с чем возложил обязанность на ответчика включить в специальный стаж истца по Списку N1 от 26 января 1991 г. указанный период его работы.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что на момент вынесения решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии (2 сентября 2022 г.) с учетом включенного судом периода работы специальный стаж Шереметьева С.С. составлял более необходимых 12 лет 06 месяцев, учитывая также, что 26 января 2022 г. истцу исполнилось 55 лет, следовательно, право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло с указанной даты обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган - 26 июля 2022 г, вместе с тем, отметил, что возлагая на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет и начисление пенсии истцу с учетом указанного выше периода работы, суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал дату, с которой следует произвести перерасчет и начисление пенсии истцу, что будет препятствовать его исполнению. В связи с указанным, суд апелляционной инстанции уточнил резолютивную часть решения суда первой инстанции, указанием в абзаце третьем на возложение обязанности на ОСФР по Красноярскому краю произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом спорного периода с 26 июля 2022 г.
Отклоняя доводы пенсионного органа о том, что для включения спорного периода работы истца в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости пенсии необходимо подтверждение данного стажа, суд апелляционной инстанции исходил из совокупности имеющихся в деле доказательств, согласно которым постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня при выполнении в спорный период работ, предусмотренных Списком N 1 от 26 января 1991 г, документально подтверждена.
Отклоняя ссылки пенсионного органа на неисполнимость решения суда в части возложенной обязанности произвести пересчет пенсии, поскольку перерасчет пенсии носит заявительный характер и производится с 1-го числа месяца, следующего месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у истца возникло с даты обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган ? 26 июля 2022 г, что пенсионным органом незаконно было отказано в назначении пенсии истцу с указанной даты, то препятствий для исполнения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона.
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "а" п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В упомянутом Списке N 1 в подраздел 3 раздела 1 "Горные работы", предусмотрено, что право на льготную пенсию по возрасту имеют рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности, на разрезах (карьерах) и рудниках по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже.
В Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 включены водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе (код 2010100а-11442).
Согласно п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Из буквального толкования подраздела 3 раздела I Списка N 1 следует, что работники любых иных разрезов, помимо трех поименованных в п. 3 раздела I "Горные работы", занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, при условии достижения глубины выработок 150 метров и ниже имеют право на включение стажа работы на таких разрезах и рудниках в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях.
Таким образом, значимыми для разрешения заявленных требований являются следующие обстоятельства: достижение разрезом глубины 150 метров; исключительная занятость работника в разрезе в течение полного рабочего дня.
При этом правом на пенсию с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименования профессий и должностей работников (п. 7 Разъяснения от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 29).
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которым в специальный стаж включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (п. 4 Правил).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ (ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные п. 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 марта 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости предусмотрено суммирование, в том числе, работы с тяжелыми условиями труда (подп. 2). Суммирование периодов работ, указанных в п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подп. 2, - периодов работ, указанных в подп. 1, а также периодов работ, указанных в подп. 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзц. 1 подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, начало течения срока для назначения досрочной страховой пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что решение суда является неисполнимым, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку, установив, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у истца имелся необходимый стаж, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда, не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Козульского районного суда Красноярского края от 20 марта 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.