Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А, судей Белоногого А.В, Головкиной Л.А, при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П.
с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-109/2023 по апелляционной жалобе Ибрагимова Ф.Г.о. на решение Вологодского областного суда от 25 сентября 2023 года, которым его административный иск о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N 98-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года N 102-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года N 101-н, частично удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Сидоровой Т.А, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, участвовавшей в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 20 ноября 2018 года издан приказ N 67-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov35.ru" 21 ноября 2018 года.
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 15 ноября 2019 года издан приказ N 87-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 19 ноября 2019 года.
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 19 ноября 2020 года издан приказ N 98-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 25 ноября 2020 года.
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 18 ноября 2021 года издан приказ N 102-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень на 2022 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 18 ноября 2021 года.
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 17 ноября 2022 года издан приказ N 101-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее Перечень на 2023 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 18 ноября 2022 года.
В пункт 711 Перечня на 2019 год, в пункт 696 Перечня на 2020 год, в пункт 697 Перечня на 2021 год, в пункт 715 Перечня на 2022 год и в пункт 714 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Ибрагимов Ф.Г.о. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими пункт 711 Перечня на 2019 год, пункт 696 Перечня на 2020 год, пункт 697 Перечня на 2021 год, пункт 715 Перечня на 2022 год и пункт 714 Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что указанное в них, принадлежащее ему на праве собственности здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец ссылался на то, что включение данного здания в Перечни неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Вологодского областного суда от 25 сентября 2023 года административный иск удовлетворен частично. Признаны не действующими со дня принятия: пункт 715 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года N 102-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год"; пункт 714 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года N 101-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
В удовлетворении административного иска о признании не действующими: пункта 711 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н; пункта 696 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н; пункта 697 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N 98-н, отказано.
В апелляционной жалобе Ибрагимов Фармаил Гейдар оглы просит решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
В части удовлетворения административного иска решение суда не обжалуется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628
"О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2016 года на территории муниципального образования "Город Вологда" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц (статья 1).
Статьёй 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Вологодской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" Департамент имущественных отношений области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проанализировав вышеуказанные положения, а так же положения статьи 60 Устава Вологодской области, статей 3 и 5 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", пункта 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874, суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения, предусмотренных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 2 Решения Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628 "О налоге на имущество физических лиц").
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся торговым центром (комплексом), определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в оспариваемые пункты Перечней включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: город Вологда, улица Прокатова, д.8, имеющее назначение - нежилое, наименование - гараж с пристройкой, доля в котором на праве собственности принадлежит административному истцу.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным предприятием Вологодской области "Вологдатехинвентаризация" по состоянию на 20 января 2009 года, объект недвижимости включает в себя, в том числе помещение, имеющее наименование "магазин" (102, 8 кв.м). Таким образом, площадь помещения, расположенного в спорном здании, предназначенного под торговые цели, составляет 22, 66 процента от общей площади здания (453, 7 кв.м).
Сведений о том, что в документы технического учёта в период с 2009 по 2021 года вносились изменения, сторонами не представлено.
Поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учёта, более 20 процентов общей площади спорного здания предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, суд первой инстанции обоснованно пришел к заключению о соответствии здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерности включения его в Перечни на 2019-2021 годы и отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления в соответствующей части.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент утверждения Перечней на 2019-2021 годы технический паспорт на здание не мог быть использован в качестве основания для включения здания в перечни, так как срок его действия истек 20 января 2014 года, не может служить основанием для отмены в оспариваемой части судебного акта, поскольку само по себе истечение срока действия технического паспорта не свидетельствует о том, что содержащиеся в нем сведения являются неактуальными. Доказательств, опровергающих содержащиеся в техническом паспорте от 20 января 2009 года сведения, административным истцом не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, справка об осмотре объекта недвижимости от 17 июня 2021 года правового значения для разрешения спора не имеет, так как составлена после утверждения оспариваемых Перечней.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Решение Вологодского областного суда от 25 сентября 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимова Ф.Г.о. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.