Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сокуровой Ю.А, судей Жерненко Е.В. и Голубевой И.В, с участием прокурора Вдовичева Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-866/2023 по иску Департамента городского имущества "адрес" к Авериной ФИО8, Аверину ФИО9 о выселении, переселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, постановке на регистрационный учет
по кассационной жалобе Авериной ФИО10, Аверина ФИО11 на решение Измайловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Сокуровой Ю.А, объяснения представителя Авериных Ю.В. и В.К, представителя ДГИ "адрес", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества "адрес" (ДГИ "адрес") обратился в суд с иском к ответчикам о выселении, переселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, постановке на регистрационный учет, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" жилой дом по адресу: "адрес" включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. Ответчики на основании социального найма занимают жилое помещение - комнату N в коммунальной "адрес" указанном доме, в которой они зарегистрированы по месту жительства. Для переселения ответчикам распоряжением ДГИ "адрес" предоставлена по договору социального найма отдельная равнозначная 1-комнатная квартира по адресу: "адрес", с освобождением занимаемого жилого помещения. Ответчикам был направлен проект договора социального найма, а также уведомление с приглашением для заключения договора, однако до настоящего времени письменное согласие на оформление договора социального найма на предоставленное жилое помещение от ответчиков не получено. В связи с указанным истец просит выселить ответчиков из жилого помещения - комнаты N в коммунальной квартире по адресу: "адрес", со снятием их с регистрационного учета, переселив на условиях договора социального найма с постановкой на регистрационный учет в квартиру по адресу: "адрес".
Решением Измайловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: "Исковые требования Департамента городского имущества "адрес" к ФИО1, ФИО2 о выселении, переселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, постановке на регистрационный учет - удовлетворить.
Выселить ФИО1, ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", комн. 27, переселив в квартиру, расположенную по адресу: "адрес", на условиях договора социального найма.
Решение суда по вступлении в законную силу является основанием для снятия ФИО1, ФИО2 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: "адрес", и регистрации их по месту жительства по адресу: "адрес".
Решение суда в части выселения ФИО1, ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", комн. 27, и вселения в жилое помещение по адресу: "адрес" - обратить к немедленному исполнению.
Взыскать в доход бюджета "адрес" солидарно с ФИО1, ФИО2 государственную пошлину в размере 6 000 руб. ".
В кассационной жалобе ее податель просит об отмене решения и апелляционного определения, как незаконных.
Согласно ст. 379.7 ГК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст.ст. 84, 85 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, производится в судебном порядке с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно ст. 13 Закона города Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" - переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, осуществляется путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде г. Москвы по договору социального найма.
В силу положений ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации (далее - собственники жилых помещений), и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Взамен освобождаемой гражданином комнаты в коммунальной квартире в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, в качестве равнозначного жилого помещения или равноценного жилого помещения в соответствии с настоящим Законом предоставляется отдельная квартира.
Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям: жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения; такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом адрес; такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации, за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или адрес. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Предоставление равнозначных жилых помещений собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений осуществляется без взимания доплаты.
Нанимателю жилого помещения и проживающим совместно с ним членам его семьи взамен освобождаемого ими жилого помещения предоставляется равнозначное жилое помещение по договору социального найма, а при наличии их письменного заявления равнозначное жилое помещение предоставляется им на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность
Собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения, вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом адрес, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Порядок приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения регламентирован правовыми положениями Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 N 45-ПП согласно которым собственник, наниматель взамен приобретения в собственность равнозначного жилого помещения вправе по письменному заявлению, направляемому в Московский фонд реновации жилой застройки, при наличии соответствующих жилых помещений, находящихся в собственности Фонда, приобрести за доплату жилое помещение (жилые помещения) в многоквартирном доме, в котором такому собственнику, нанимателю предоставляется равнозначное жилое помещение, либо в ином построенном в целях реализации Программы реновации многоквартирном доме, в котором имеется резерв жилых помещений, при условии, что такой многоквартирный дом расположен в одном районе города с многоквартирным домом, который включен в Программу реновации и в котором собственнику, нанимателю принадлежит жилое помещение (п. 1.1 постановления). Приобретение жилого помещения (жилых помещений) осуществляется по договору мены с доплатой, заключаемому собственником с Фондом, или по договору купли-продажи, заключаемому нанимателем с Фондом (п. 1.3 постановления). Размер доплаты по договору мены, цена договора купли-продажи определяется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого собственником, нанимателем по договору мены, договору купли-продажи с учетом скидки в размере 10 процентов от размера доплаты по договору мены, цены договора купли-продажи, определенных в соответствии с пунктом 1.5 Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 N 45-ПП (п.п. 1.5, 1.6 постановления).
Порядок и условия обеспечения граждан при реализации Программы реновации установлены Законом РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и Законом города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве".
В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ "О статусе столицы Российской Федерации" гражданам, состоящим на жилищном учете, проживающим в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации, предусмотрено улучшение жилищных условий путем предоставления жилых помещений по норме предоставления на одного человека, во внеочередном порядке и на условиях, установленных Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01августа 2017 года N 497-ПП.
Ответчики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ занимают жилое помещение в указанном доме - комнату N жилой площадью 20, 9 кв.м, приведенной общей площадью 30, 9 кв.м, расположенную в коммунальной "адрес" указанного дома, которая до настоящего времени не отселена.
Ответчики зарегистрированы по месту жительства в данном жилом помещении.
В данном случае правоотношения сторон, связанные с занимаемым жилым помещением на основании ордера, аналогичны правоотношениям как по договору социального найма.
Семья ответчиков из 2-х человек (ФИО1, её сын ФИО2) состоит на учете на улучшение жилищных условий.
Для переселения ответчикам распоряжением ДГИ "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N предоставлена по договору социального найма отдельная 1-комнатная квартира площадью жилого помещения 39, 6 кв.м, общей площадью 37, 9 кв.м, жилой площадью 21, 2 кв.м, по адресу: "адрес" (кадастровый N) с освобождением занимаемого жилого помещения и снятием ответчиков с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченных площадью жилого помещения по норме предоставления.
Ответчикам направлялся проект договора социального найма на предоставляемое жилое помещение, а также уведомление с приглашением для заключения договора социального найма на предоставляемое жилое помещение, однако согласие на переселение в предоставляемое жилое помещение от ответчиков в ДГИ "адрес" не поступило.
В связи с отсутствием согласия ответчиков на заключение договора социального найма на предоставляемое жилое помещение, равнозначное жилое помещение до настоящего времени ответчикам не предоставлено, их переселение из подлежащего сносу дома не состоялось.
Как следует из материалов дела ДГИ "адрес" направляло в адрес ФИО1 предложение выбора в порядке улучшения жилищных условий одного из вариантов переселения из занимаемой комнаты в коммунальной квартире в одну из отдельных 2-комнатных квартир по адресу:
- "адрес"А, "адрес", площадью жилого помещения 52, 0 кв.м, общей площадью 51, 0 кв.м, жилой площадью 29, 4 кв.м, или
- "адрес", площадью жилого помещения 55, 8 кв.м, общей площадью 52, 2 кв.м, жилой площадью 29, 7 кв.м, или
- "адрес", площадью жилого помещения 51, 2 кв.м, общей площадью 49, 7 кв.м, жилой площадью 28, 3 кв.м, однако ответ от ответчика получен не был.
При этом по смыслу действующего законодательства предоставление жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий граждан, состоящий на учете на улучшение жилищных условий, осуществляется во внеочередном порядке в связи со сносом дома, входящего в программу реновации, но при этом предоставляемое жилое помещение может находиться не обязательно в доме-новостройке, а может быть предложено любое имеющееся свободное и подходящее по параметрам предоставления жилое помещение.
Согласно ст. 3 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется в судебном порядке путем признания жилищного права.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК ПФ, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд учел, что требования действующего законодательства при переселении ответчиков соблюдены, им предложена отдельная равнозначная квартира, имеющая большую как общую, так и жилую площадь, расположенная в доме-новостройке в районе проживания, переселение ответчиков в предоставленное им жилое помещение не повлечет ухудшения их жилищных условий, будет соответствовать требованиям закона.
При это суд указал, что доводы ответчика ФИО1 о том, что ей в составе семьи (она и сын) положено предоставление жилого помещения с учетом улучшения жилищных условий, мкд. - не являются основаниями для отказа в иске. На три предложенных ответчикам варианта переселения в порядке улучшения жилищных условий согласие ответчиков получено не было.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В обосновании заявления об обращении решения суда к немедленному исполнению в части выселения представителем ДГИ "адрес" указано, что в отселяемом доме подлежат отключению коммуникации, прекращение предоставления коммунальных услуг, в связи с чем, складываются неблагоприятные условия проживания и повышена опасность возникновения аварийных ситуаций.
Учитывая вышеуказанное, суд пришел к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявления об обращении решения суда в части выселения к немедленному исполнению.
На основании ст. ст. 88, 94, 98 ГПК РФ с ответчиков ФИО1, ФИО2 суд взыскал солидарно в доход бюджета "адрес" государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания выводов судебных инстанций неправильными.
Вопреки доводам жалобы, принимая решение по заявленным требованиям, суд первой и второй инстанции дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ и привели аргументированные суждения по всем выводам.
Несогласие кассатора с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в ст. 379.7 ГПК РФ исчерпывающий перечень к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Довод жалобы о невыполнении истцом требований закона об обязанности предложить ответчикам несколько вариантов расселения опровергается материалами дела. Кроме того, следует отметить, что судом по ходатайству сторон дело откладывалось на длительный срок для урегулирования спорных вопросов во внесудебном порядке, однако сторонами соглашения достигнуто не было.
Доводы жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, явились предметом исследования суда кассационной инстанции и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Измайловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.