Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития сферы управления муниципальными финансами и муниципальным долгом города Грязи
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития города.
Управление муниципальными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.
В городе Грязи в рамках проводимой бюджетной реформы были созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления муниципальными финансами.
В результате проведенных мероприятий по реформированию общественных финансов в городе сформирована целостная нормативная правовая база, расширен горизонт финансового планирования, бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств и ресурсных возможностей бюджета города Грязи, при формировании городского бюджета применяются инструменты бюджетного планирования - целевые и ведомственные программы, в межбюджетных отношениях используются единые принципы и формализованные методики.
В целях дальнейшей реализации применения инструментов бюджетирования, ориентированных на результат, а также повышения эффективности бюджетных расходов в городе Грязи реализуется Программа повышения эффективности бюджетных расходов городского поселения г. Грязи на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением администрации от 25.03.2011 N 104 "Об утверждении целевой программы городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области "Повышение эффективности бюджетных расходов городского поселения г. Грязи на 2011 - 2013 годы".
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" определены новые требования к организации деятельности муниципальных учреждений, включающие как изменение форм и методов финансового обеспечения этих организаций, так и формирование количественных и качественных показателей их деятельности, определяемых в муниципальных заданиях. С 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений города Грязи осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальными заданиями муниципальных услуг (выполнением работ), а также нормативных затрат на содержание имущества.
В результате проводимой бюджетной реформы обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, достигается долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета города Грязи, обоснованность планирования бюджетных расходов.
Систематически ведется работа по координации действий органов исполнительной власти города с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов, а также жесткого контроля за состоянием недоимки по налогам и сборам и принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения.
Осуществляется поддержка значимых для города и дающих максимальную налоговую отдачу отраслей экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой и кредитной политики, при этом систематически анализируется обоснованность и эффективность применения налоговых льгот и других мер стимулирования деловой активности.
Основными доходными источниками бюджета города - более 70 процентов являются налог на доходы физических лиц и земельный налог.
Налоговые и неналоговые доходы в бюджете города составляют незначительную долю и не являются бюджетообразующими.
Велики как доля, так и абсолютные размеры межбюджетных трансфертов, выделяемых городу Грязи из областного бюджета.
Администрация города последовательно проводит курс на оптимизацию налоговых льгот. За 2009 - 2010 годы были отменены льготы по бюджетным учреждениям и некоторым другим категория плательщиков.
В целях выполнения бюджетных обязательств отдел финансов г. Грязи постоянно анализирует исполнение бюджета и обеспечивает ликвидность счета бюджета города Грязи, что гарантирует стабильное финансирование всех расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
Основные характеристики бюджета города Грязи
млн. руб.
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Доходы всего: |
225,7 |
149,5 |
172,7 |
127,3 |
в том числе |
|
|
|
|
налоговые и неналоговые |
86,0 |
78,5 |
101,0 |
105,1 |
Расходы |
229,8 |
162,6 |
283,4 |
96,5 |
Дефицит (-), профицит (+), |
- 4,1 |
- 13,1 |
- 110,7 |
30,8 |
в % к годовому объему доходов городского бюджета (без учета объемов безвозмездных поступлений). |
4,8 |
17 |
109,6 |
29 |
Объем муниципального долга города |
7,0 |
18,6 |
113,8 |
113,8 |
в % к общему годовому объему доходов городского бюджета (без учета объемов безвозмездных поступлений). |
8,1 |
3,7 |
112,7 |
108,3 |
Расходы на обслуживание долга |
0,04 |
0,27 |
3,2 |
10,0 |
в % к объему расходов городского бюджета (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета) |
0,04 |
0,3 |
1,5 |
10,0 |
В настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, недостаточная увязка стратегического и бюджетного планирования, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных) и нормативного регулирования для достижения целей государственной политики;
отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации" имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ города. Она является "обеспечивающей", то есть, ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе исполнительных органов муниципальной власти города, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Поэтому реализация Программы не может быть непосредственно связана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития города, обеспечивая значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение практически всех стратегических целей.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере управления муниципальными финансами и муниципальным долгом города Грязи, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Муниципальной программы определены в следующих стратегических документах:
Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах;
Стратегии социально-экономического развития городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на период до 2020 года;
Программе социально-экономического развития городского поселения г. Грязи на 2013 - 2017 годы;
В соответствии с указанными документами сформированы следующие приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Муниципальной программы.
1) Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы путем:
повышения надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирования бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы города, основанных на реалистичных оценках;
полноты учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики;
планирования бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и с учетом сроков и механизмов их реализации;
2) Создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, которое реализуется путем:
координации стратегического и бюджетного планирования;
формирования муниципальных программ, в том числе муниципальных программ города, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития, индикаторов их достижения и действующих долгосрочных бюджетных ограничений;
формирования и исполнения бюджета города на программной основе;
повышения прозрачности бюджетной системы, расширения доступа к информации о финансовой деятельности органов власти, муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств, муниципального имущества.
3) Эффективное управление муниципальным долгом города путем
оптимизации структуры муниципального долга города;
проведения взвешенной долговой политики;
обеспечения экономически обоснованного объема муниципального долга города;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5) Развитие информационной системы управления муниципальными финансами с учетом новых требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо создание и развитие единой системы "Электронный бюджет", которая обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления и создаст предпосылки к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований.
Целью Муниципальной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы повышение качества управления муниципальными финансами города.
Реализация Муниципальной программы будет обеспечивать достижение целевых ориентиров Стратегии социально-экономического развития городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на период до 2020 года, внедрение системы эффективного, муниципального управления.
Достижение поставленной цели будет обеспечиваться путем решения следующих приоритетных задач:
1. Создание условий для повышения эффективности использования средств бюджета города;
2. Эффективное управление муниципальным долгом города;
Муниципальная программа имеет один интегральный целевой показатель.
Муниципальный долг города, в % к доходам.
Показатель рассчитывается как отношение объема муниципального долга города по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов городского бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации значение указанного показателя в ходе реализации программы должно оставаться менее 100 процентов.
Данный показатель определен с учетом сложившейся экономической ситуации, когда в условиях недостаточности доходных источников необходимо обеспечить сбалансированность бюджета и минимизировать риски невыполнения принятых расходных обязательств.
Показателем решения задачи 1. Создание условий для повышения эффективности использования средств бюджета города является объем дефицита городского бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации значение указанного показателя в ходе реализации программы должно оставаться менее 10 процентов.
Показателем решения задачи 2. Эффективное управление муниципальным долгом города Грязи является объем расходов на обслуживание муниципального долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации значение указанного показателя в ходе реализации программы должно оставаться менее 10 процентов.
С учетом специфики Муниципальной программы для измерения ее результатов будут использоваться не только количественные индикаторы, сколько качественные оценки. Среди них: стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетной системы города, качество правового регулирования и методического обеспечения бюджетного процесса, развитие долгосрочного финансового планирования, программно-целевое планирование (бюджетирование, ориентированное на результат), эффективность финансового контроля и мониторинга.
Количественные индикаторы предлагается использовать в качестве дополнительной или справочной информации.
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы
Состав задач и соответственно подпрограмм Муниципальной программы определен с учетом основных направлений реализации Муниципальной программы, установленных в Перечне муниципальных программ города Грязи, утвержденном постановлением администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 14 октября 2013 года N 328 "Об утверждении Перечня муниципальных программ города Грязи". Согласно данному постановлению основными направлениями реализации Муниципальной программы являются: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимизация управления муниципальным долгом, стимулирование качества управления финансами, формирование программного бюджета.
Состав подпрограмм определен исходя из состава 2 задач Муниципальной программы, решение которых необходимо для реализации Муниципальной программы.
Решение задач Муниципальной программы реализуется посредством выполнения соответствующих им подпрограмм Муниципальной программы:
задача 1 посредством выполнения подпрограммы 1 "Совершенствование бюджетной политики и эффективное использование бюджетных средств", мероприятия которой направлены на устойчивость бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации региональной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов города на важнейших направлениях деятельности при безусловном соблюдении ограничений по объему дефицита бюджета города, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
задача 2 реализуется посредством выполнения подпрограммы 2 "Управление муниципальным долгом города", мероприятия которой направлены на обеспечение экономически обоснованного объема муниципального долга области при безусловном соблюдении бюджетных ограничений по объему расходов на обслуживание муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Краткое описание этапов и сроков реализации Муниципальной программы
Муниципальная программа "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации" рассчитана на период с 2014 г. по 2020 г. и носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках Муниципальной программы задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
Плановые значения индикаторов целей и показателей задач по годам реализации Муниципальной программы приведены в приложении 1 к Муниципальной программе.
5. Ресурсное обеспечение реализации Муниципальной программы
Реализация мероприятий Муниципальной программы осуществляется за счет средств городского бюджета.
Общий объем финансирования Муниципальной программы предусматривается в размере 80465,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 г. - 11495 тыс. руб., 2015 г. - 11495 тыс. руб., 2016 г. - 11495 тыс. руб., 2017 г. - 11495 тыс. руб., 2018 г. - 11495 тыс. руб., 2019 г. -11495 тыс. руб., 2020 г. - 11495 тыс. руб.
Обобщенная информация о ресурсном обеспечении Муниципальной программы представлена в приложении 2 к Муниципальной программе.
Прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию муниципальной программы представлена в приложении 3 к муниципальной программе.
6. Описание мер муниципального регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач Муниципальной программы
Меры муниципального регулирования (налоговые, тарифные, кредитные, гарантии, залоговое обеспечение) не применяются.
7. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации Муниципальной программы
Реализация мероприятий Муниципальной программы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, так и рисками, обусловленными внешними факторами, оказать влияние на которые исполнитель не имеет возможности.
К рискам Муниципальной программы, обусловленными внешними факторами относятся:
изменения федерального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы бюджета города;
ухудшение внешней экономической ситуации, что может привести к снижению доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, что, в свою очередь, может негативно сказаться на выполнении заложенных в муниципальной программе показателей.
Основным финансовым риском реализации Муниципальной программы является существенное ухудшение параметров внешнеэкономической конъюнктуры, что повлечет за собой увеличение дефицита бюджета города, увеличение объема муниципального долга и стоимости его обслуживания. Кроме того, имеются риски использования при формировании документов стратегического планирования (в том числе муниципальных программ) прогноза расходов, не соответствующего прогнозу доходов бюджета города.
Для минимизации финансовых рисков реализации Муниципальной программы необходимо утверждение администрацией города долгосрочной бюджетной стратегии, обеспечивающей соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельных расходов бюджета города на реализацию муниципальных программ города Грязи, соответствующих долгосрочному прогнозу основных характеристик бюджета города, и их соблюдение при формировании проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
При этом достоверность долгосрочного прогноза бюджетных параметров и оценки влияния на них внешних условий определяется надежностью долгосрочного прогноза социально-экономического развития города, а кроме того, конкретными подходами к обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами города, в том числе эффективность расходов бюджета города, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только отдела финансов города, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета города, а также органов местного самоуправления.
Минимизация данных рисков возможна на основе:
учета конъюнктурных колебаний при бюджетном прогнозировании;
принятия мер по развитию налогового потенциала города, в том числе его диверсификации;
повышения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации при обеспечении гарантированного качества государственных и муниципальных услуг.
Риски, определенные внутренними факторами, такими как инертность органов местного самоуправления, распространенность формального подхода будут минимизироваться путем осуществления организационных, разъяснительных мероприятий.
Для исключения рисков невыполнения задач Муниципальной программы необходимо:
систематически контролировать достижение поставленных задач;
осуществлять проведение аналитических мероприятий;
осуществлять корректировку показателей и мероприятий Программы.
В целях управления рисками, связанными с реализацией Муниципальной программы, предусматриваются также следующие меры муниципального регулирования:
- формирование проекта бюджета города исходя из консервативного прогноза социально-экономического развития города;
- мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства на федеральном уровне и оценка влияния этих факторов на бюджетный процесс города;
- организация конкурсного распределения принимаемых обязательств с целью отбора мероприятий и направлений расходования бюджетных средств, в наиболее полной мере соответствующих приоритетам социально-экономического развития города;
- инициирование мероприятий по сокращению неэффективных расходов бюджета города, инвентаризации и принятию решений о приватизации государственного имущества, не связанного с исполнением органами исполнительной власти города своих полномочий;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности исполнительных органов муниципальной власти города и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления.
8. Мониторинг реализации муниципальной программы
Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) муниципальной программы и подпрограмм, ход реализации основных мероприятий муниципальной программы.
Мониторинг реализации Программы проводится на основе квартальных и годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы, докладов о ходе реализации муниципальной программы.
В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации всех мероприятий муниципальной программы исполнитель разрабатывает детальный план реализации муниципальной программы на очередной год содержащий полный перечень мероприятий муниципальной программы на очередной финансовый год.
Детальный план разрабатывается в форме сетевого графика, отражающего взаимосвязь мероприятий муниципальной программы. По каждому мероприятию приводятся сведения об ответственном исполнителе, сроках начала и окончания его реализации, объемах ресурсного обеспечения.
9. Методика расчета целевых индикаторов и показателей задач муниципальной программы
Целевой индикатор муниципальной программы:
Отношение объема муниципального долга города Грязи по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов городского бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений) рассчитывается по формуле:
где: - объем муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;
- общий годовой объем доходов бюджета города в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений).
Показатель задачи 1 муниципальной программы:
объем дефицита бюджета города рассчитывается по формуле:
где: - размер дефицита бюджета в отчетном финансовом году;
- объем поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале находящихся в муниципальной собственности и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета города;
- общий годовой объем доходов бюджета города в отчетном финансовом году;
- объем безвозмездных поступлений в отчетном финансовом году.
Показатель задачи 2 муниципальной программы:
объем расходов на обслуживание государственного долга рассчитывается по формуле:
где: - объем расходов на обслуживание муниципального долга города в отчетном финансовом году;
- Объем расходов бюджета города (без учета объема расходов, осуществляемых за счет субсидий, предоставляемых из областного бюджета) в отчетном финансовом году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.