Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года (N 2а-2678/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года по административному исковому заявлению Кузнецова В.С. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц по содержанию в исправительном учреждении в ненадлежащих условиях с взысканием денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республики Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в периоды с 2 августа по 29 ноября 2012 года, с июля 2013 года по 2 июля 2015 года, взыскании компенсации 500000 рублей, указав, что отбывал уголовное наказание в указанные периоды, при этом допускались нарушения условий отбывания наказания, что выразилось в нехватке личного пространства, отсутствии горячего водоснабжения, недостаточном количестве умывальников, несоответствии норме площади локального участка, тесное расположение двухъярусных кроватей в секции доставляло дискомфорт время сна: осужденные кашляли, соприкасались, что приводило к конфликтам.
Решением Ухтинского городского суда от 21 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года, административное исковое заявление Кузнецова В.С. удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по содержанию Кузнецова В.С. в исправительном учреждении в ненадлежащих условиях со 2 августа по 29 ноября 2012 года, с 11 июля 2013 года по 2 июля 2015 года. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кузнецова В.С. компенсация в размере 15000 рублей за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении. В оставшейся части административное исковое заявление Кузнецова В.С. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 21 ноября 2023 года, ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Кузнецов В.С. отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 2 августа по 29 ноября 2012 года, с 11 июля 2013 года по 2 июля 2015 года.
Установив, что в период содержания Кузнецова В.С. допускались нарушения условий содержания, в частности: отсутствие горячего водоснабжения, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 15000 рублей.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду неустановления нарушения его прав.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Кузнецова В.С. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 15000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.