Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело с использованием системы видеоконференц-связи по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Соликамский мясокомбинат" о признании не действующим в части приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 11 апреля 2022 г. N 31-02-1-4-606 "Об утверждении проекта межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000", по апелляционной жалобе ОАО "Соликамский мясокомбинат" на решение Пермского краевого суда от 11 сентября 2023 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителей административного истца "данные изъяты" "данные изъяты", представителя Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края "данные изъяты", представителя ГБУ "Управления дорожного проектирования" "данные изъяты", "данные изъяты" заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 11 апреля 2022 г. N 31-02-1-4-606 утвержден проект межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000".
Приказ опубликован в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 15, 18 апреля 2022 г. и размещен 12 апреля 2022 г. на официальном сайте Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края http://www.migd.permkrai.ru.
ОАО "Соликамский мясокомбинат" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании не действующим приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 11 апреля 2022 г. N 31-02-1-4-606 "Об утверждении проекта межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000" в части относящейся к изъятию земельного участка с кадастровым номером "Номер" и нежилого здания пункта разгрузки комбикормов с кадастровым номером "Номер"
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "Номер" и нежилого здания пункта разгрузки комбикорма с кадастровым номером "Номер", расположенных по адресу: "Адрес". В связи с размещением линейного объекта регионального значения в соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации административным ответчиком была утверждена проектная документация по планировке территории, необходимая для размещения объекта капитального строительства (линейного объекта), связанная с изъятием земельных участков, включая земельный участок административного истца с находящейся на нем недвижимостью, для государственных нужд, в составе: проекта планировки территории и проекта межевания. С целью проверки обжалуемого нормативного правового акта на соответствие закону по инициативе административного истца было проведено обследование земельного участка. Анализ действующего проекта межевания и его предыдущих редакций выявил противоречия, а именно в текстовом разделе указано только на принадлежащий административному истцу объект недвижимости - нежилое здание пункта разгрузки комбикорма. В числе подлежащих изъятию объектов недвижимости, находящихся на изымаемом земельном участке, в текстовых разделах проекта межевания не поименованы иные фактически находящиеся на земельном участке объекты недвижимости - однопутная железная дорога, двухтрубный подземно - надземный водопровод, два рекламных (агитационных) стенда двухстороннего исполнения. Отсутствие указаний в проекте межевания на необходимость изъятия указанных объектов недвижимости при планируемом изъятии земельного участка, на котором они находятся, нарушает принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости.
Заявитель обращает внимание на то, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о существующей возможности частичного изъятия земельного участка с сохранением находящихся на нем объектов недвижимости с установлением при необходимости публичного сервитута. Изъятие земельного участка без находящейся на нем части объектов недвижимости также свидетельствует о нарушении "справедливого баланса", как принципа неприкосновенности собственности, которое возможно не только на этапе лишения, но и реализации отчуждения, поскольку в этом случае невозможно назначить адекватную компенсацию. Кроме того, в связи с действиями административного ответчика по реализации обжалуемого нормативного правового акта собственник претерпевает ограничения его прав, связанные с неправомерным изъятием недвижимости, поскольку сведения об изъятии уже внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Решением Пермского краевого суда от 11 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований открытого акционерного общества "Соликамский мясокомбинат" о признании не действующим в части приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 11 апреля 2022 г. N 31-02-1-4-606 "Об утверждении проекта межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Соликамский мясокомбинат" ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просят принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе КГБУ "УАДиТ", ГБУ "УДП", Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, прокурором участвующим в деле, представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Представители административного истца "данные изъяты", "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержали. Просили решение суда первой инстанции отменить, административное исковое заявление удовлетворить.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края "данные изъяты" (с использованием систем видео-конференц-связи) доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители ГБУ "Управления дорожного проектирования" "данные изъяты", "данные изъяты". (с использованием систем видео-конференц-связи) доводы апелляционной жалобы отклонили, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Проанализировав порядок и процедуру принятия оспариваемого нормативного акта, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, опубликован в установленном законом порядке.
Проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков относятся к документации по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из положений частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, документация по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000" подготовлена ГБУ ПК "Управление автодорожного проектирования" на основании распоряжения Правительства Пермского края от 17.03.2020 N 55-рп.
Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 31.01.2022 N 31-02-1-4-143 утверждена документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000" в составе: Т1. Основная часть проекта планировки территории, шифр 02-18-ППТ1; Т3. Основная часть проекта межевания территории, шифр 02-18-ПМТ3.
ГБУ ПК "Управление автодорожного проектирования" обратилось 21 марта 2022 г. в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края с заявлением от внесении изменений в проект межевания территории, утвержденный приказом Министерства от 31.01.2022 N 31-02-1-4-143, в части корректировки площади изымаемых земельных участков, вследствие чего административным ответчиком названный приказ был признан утратившим силу в части утверждения основной части проекта межевания территории, и утвержден оспариваемый проект межевания территории.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером "Номер" площадью 3000 кв.м по адресу: "Адрес", категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания нежилого здания пункта разгрузки комбикормов", а также нежилого здания пункта разгрузки комбикормов с кадастровым номером "Номер", расположенного на указанном земельном участке.
Как следует из проекта межевания территории (чертежа межевания территории, текстовой части), он осуществлен в составе проекта планировки территории, подготовлен на основании инженерных изысканий. Для достижения целей и задач проекта межевания территории предусмотрено формирование земельных участков с разрешенным использованием: "Для общего пользования (уличная сеть). Улично-дорожная сеть", "Для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов. Для эксплуатации объездной автодороги г. Соликамска", "Для общего пользования (уличная сеть). Земельные участки (территории) общего пользования". В границах отвода под линейный объект регионального значения полностью либо частично расположены земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края и муниципального образования "Соликамский городской округ". В полосу отвода автомобильной дороги попадает также земельный участок с кадастровым номером "Номер". На указанном земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером "Номер" - нежилое здание пункта разгрузки комбикормов, снос которого будет предусмотрен проектной документацией. Проектом предусматривается частичное занятие земельного участка, но в связи с невозможностью его использования по назначению после раздела, изъятие земельного участка будет осуществлено в полном объеме.
Постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2022 N 184-рп "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд Пермского края" изъяты в установленном порядке для государственных нужд Пермского края в целях размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000" земельные участки и расположенные на этих земельных участках объекты недвижимого имущества, в том числе земельный участок с кадастровым номером "Номер" площадью 3000 кв.м, нежилое здание пункта разгрузки комбикормов с кадастровым номером "Номер"
Проверяя оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требования градостроительного законодательства при подготовке и утверждении Проекта межевания территории соблюдены, права административного истца не нарушены.
Относительно доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000", утвержденного приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности ПК от 11.04.2022 N31-02-1-4-606, установлено, что в постоянное землепользование предусмотрен отвод земель для размещения земляного полотна автодороги, пересечений и примыканий, искусственных сооружений в составе линейного объекта "Реконструкция ул. Мичурина от автомобильной дороги Кунгур - Соликамск км 313+100 до автомобильной дороги Обход г. Соликамска км 000+000".
В полосу отвода автомобильной дороги попадает земельный участок с кадастровым номером "Номер", с видом разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания нежилого здания пункта разгрузки комбикормов, с объектом капитального строительства с кадастровым номером "Номер" снос, которого предусмотрен проектной документацией. Проектом предусматривается частичное занятие земельного участка, но в связи с невозможностью использования земельного участка по назначению после раздела, изъятие данного участка осуществляется в полном объеме.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что для размещения конструктивных элементов проектируемой автомобильной дороги предусмотрено занятие 1613 кв.м спорного земельного участка, оставшийся земельный участок состоит из двух отдельных контуров (площадью 1118 кв.м и 269 кв.м), которому необходимо обеспечение транспортной связи с общей сетью дорог посредством устройства выезда на проектируемый участок дороги. При данных условиях названный участок не будет соответствовать техническим условиям на присоединение к общей сети дорог в связи с тем, что запроектированный участок ул. Мичурина является магистральной улицей общегородского значения 2-го класса с регулируемым движением, расчетной перспективной интенсивностью автомобильного движения 19754 ав./сут.
Указанный вывод подтвержден также положительным заключением государственной экспертизы КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" N 59-1-1-3-008400- 2022 от 15.02.2022, следовательно, необходимо полное изъятие земельного участка административного истца с объектом капитального строительства, расположенным на нем.
Вместе с тем, в случае раздела земельного участка с кадастровым номером "Номер" в предлагаемом истцом варианте, оставшийся (не попадающий в проект реконструкции) земельный участок будет разделен земельным участком, находящимся в собственности третьих лиц, что приведет к образованию чересполосицы.
Согласно п.6 ст. 11.9. ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, необходимость изъятия земельного участка с кадастровым номером "Номер" в полном объеме, связана с невозможностью его раздела в соответствии с действующим законодательством.
Нежилое здание пункта разгрузки комбикормов с кадастровым номером "Номер" расположено на части земельного участка, которая будет образовывать полосу отвода реконструируемой автомобильной дороги, что также обуславливает необходимость его изъятия.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что проект реконструкции позволяет сохранить инженерные сооружения путем их переустройства на основании соответствующего соглашения, в связи с чем указанные сооружения обоснованно не включены в состав имущества, подлежащего изъятию по проекту межевания.
Часть железнодорожных путей (однопутная железная дорога) ПАО "Уралкалий" в полосу отвода автомобильной дороги не входит, следовательно, их изъятия не требуется.
Из анализа положений статей 2, 3, 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" следует, что у административного ответчика отсутствовали основания для включения в проект межевания положения об изъятии расположенных на земельном участке истца двух рекламных конструкций, которые были установлены ООО "Ремесленник"
Вопреки доводам подателя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Соликамский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 января 2024 года.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.