Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, Судей Тураевой Т.Е, Назаровой И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Атьканова Сергея Николаевича на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-2-47/2023 по иску Атьканова Сергея Николаевича к МО МВД России "Козьмодемьянский", МВД по Республике Марий Эл о взыскании денежной компенсации за неиспользованные дни отдыха при выполнении служебных обязанностей, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, возражения представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по доверенности Александрова А.А, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Атьканов С.Н. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Козьмодемьянский" (далее - МО МВД России "Козьмодемьянский"), Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл), в котором просил с учетом окончательно сформулированных требований взыскать с МО МВД России "Козьмодемьянский" денежную компенсацию за неиспользованные отгулы в количестве 120 дней за период с 2021 года по 2022 год в сумме 509954 руб. 40 коп. В иске указано, что Атьканов С.Н. с 18 октября 2000 года по 27 января 2023 года проходил службу в органах внутренних дел. Местом службы являлось МО МВД России "Козьмодемьянский", обслуживание территории - ОП N 6 МО МВД России "Козьмодемьянский", находящийся по адресу: Республика Марий Эл, пгт. Юрино, ул. Советская, д. 2. 12 декабря 2022 года и 29 декабря 2022 года истец обратился с рапортами, в которых просил предоставить основной отпуск за 2023 год с 1 января 2023 года, денежную компенсацию за ранее отработанные выходные и праздничные дни. Однако ответчик отказал в выплате соответствующей компенсации.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Атьканова Сергея Николаевича к МО МВД России "Козьмодемьянский", МВД по Республике Марий Эл о взыскании денежной компенсации за неиспользованные дни отдыха при выполнении служебных обязанностей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2023 года решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Атькановым С.Н. ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение. Направленные вместе с кассационной жалобой дополнительные доказательства, а именно мониторинг документов по служебной деятельности истца подлежат отклонению, поскольку в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по доверенности Александров А.А в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по доверенности Александрова А.А, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Атьканов С.Н. в период с 18 октября 2000 года по 27 января 2023 года проходил службу в органах внутренних дел, местом службы являлся отдел полиции N 6 МО МВД России "Козьмодемьянский", расположенный по адресу: "адрес" Эл, "адрес".
Атькановым С.Н. подавались рапорты 23 июня 2022 года о предоставлении ему основного отпуска за 2022 год в количестве 30 дней с последующим увольнением из органов внутренних дел и о предоставлении дополнительных 60 дней за 2021 год, 36 дней за 2022 год за ранее отработанные выходные и праздничные дни и 29 июня 2022 года с аналогичной просьбой.
В рапорте от 29 июня 2022 года отсутствуют сведения о его получении работодателем. 15 июля 2022 года Атьканов С.Н. отозвал рапорт от 29 июня 2022 года, с рапортом об увольнении из органов внутренних дел истец обратился 29 декабря 2022 года.
В справке от 27 июня 2022 года начальника ОП N 6 МО МВД России "Козьмодемьянский" Горинова А.С. указано, что согласно имеющимся на хранении книгам постовых ведомостей ОП N 6 МО МВД России "Козьмодемьянский" у Атьканова С.Н. имеется 60 дней дополнительного отдыха за 2021 год и 38 дней за 2022 год.
На основании приказа МО МВД России "Козьмодемьянский" от 7 декабря 2022 года Nл/с Атьканову С.Н. выплачена денежная компенсация за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 120 часов.
12 декабря 2022 года Атьканов С.Н. обратился с рапортом о предоставлении ему основного отпуска за 2023 год с 1 января 2023 года в количестве 30 дней, а также денежной компенсации за ранее отработанные в выходные и праздничные дни в 2021 году - 62 дня, в 2022 году - 71 день, за исключением оплаченных 120 часов, согласно постовым ведомостям и табелям учета служебного времени с последующим увольнением из органов внутренних дел.
Судом первой инстанции было установлено, что рапорт Атьканова С.Н. от 12 декабря 2022 года в работу не был принят, его оригинал отсутствует.
29 декабря 2022 года Атькановым С.Н. подан рапорт, в котором он просит в связи с увольнением из органов внутренних дел предоставить ему дополнительные дни отдыха в количестве 71 дня за работу в выходные и праздничные дни в 2022 году, выплатить денежную компенсацию за работу в выходные и праздничные дни в 2021 году в количестве 60 дней на основании постовых ведомостей и табелей учета рабочего времени.
В соответствии с приказом МО МВД России "Козьмодемьянский" от 27 января 2023 года Nл/с Атьканову С.Н. предоставлена оставшаяся часть дополнительного отпуска за 2022 год с 18 по 26 января 2023 года включительно.
Согласно выписке из приказа МО МВД России "Козьмодемьянский" от 26 января 2023 года Nл/с Атьканов С.Н. уволен со службы в органах внутренних дел с 27 января 2023 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что Атькановым С.Н. пропущен срок для обращения в суд с иском за разрешением индивидуального служебного спора в части требований за 2021 год, за отработанные в выходные, праздничные и нерабочие дни в 2022 году ему были предоставлены дни отдыха и выплачена соответствующая денежная компенсация.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что из приобщенных судебной коллегией рапортов видно, что в 2021 году Атьканов С.Н. не обращался с просьбой о выплате денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, тогда как срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией ограничен текущим годом. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в выплате денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2021 году не свидетельствуют о незаконности судебного акта, поскольку основаны на неправильном применении приведенных положений норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что поскольку время обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией ограничено текущим годом, в данном случае по части требований за 2021 год, истец должен был узнать о нарушении своего права не позднее 31 декабря 2021 года, в связи с чем согласился с судом первой инстанции о применении срока исковой давности, поскольку с требованиями о выплате денежной компенсации за 2021 год истец обратился в суд только 29 марта 2023 года, то есть по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Доводы истца, что заключение служебной проверки было специально подготовлено для обоснования выплаты истцу компенсации за 120 часов, судом апелляционной инстанции отклонены в силу следующего.
3 апреля 2023 года главный бухгалтер ФИО4 обратилась с рапортом на имя начальника МО МВД России "Козьмодемьянский" ФИО5 с просьбой проверить достоверность табелей учета служебного времени за 2022 год в отношении Атьканова С.Н.
14 апреля 2023 года специалист ГРЛС МО МВД России "Козьмодемьянский" ФИО6 в рапорте на имя начальника МО МВД России "Козьмодемьянский" ФИО5 указала, что по результатам проверки журналов приема под охрану режимных помещений, проводимых мероприятий на территории ОП N 6 установлено, что учет служебного времени Атьканова С.Н. велся с нарушениями.
Из объяснений заместителя начальника полиции МО МВД России "Козьмодемьянский" ФИО7 установлено, что в ОП N 6 Атьканов С.Н. сам табелировал свое служебное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудники полиции выезжали на места происшествия в случае необходимости, в п. Юрино в выходные дни таких сообщений почти не было.
ФИО8, занимавший должность начальника ОП N МО МВД России "Козьмодемьянский", пояснил, что табель заполнял он, как начальник, и Атьканов С.Н.
В заключении служебной проверки по факту, изложенному в рапорте главного бухгалтера старшего лейтенанта внутренней службы ФИО9 от 3 апреля 2023 года, утвержденном врио начальника МО МВД России "Козьмодемьянский" ФИО10 4 апреля 2023 года, указано, что учет служебного времени майора полиции в отставке Атьканова С.Н. велся с нарушениями. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни у Атьканова С.Н. в течение 2022 года образовался 21 день: в январе 2 дня, в марте 2 дня, в апреле 4 дня, в мае 3 дня, в июне 2 дня, в августе 2 дня, в сентябре 3 дня, в октябре 2022 года 1 день, в ноябре 2 дня. Привлечение майора полиции Атьканова С.Н. к выполнению служебных обязанностей в 21 выходной, нерабочий праздничный день осуществлялось на основании распоряжений и приказов МВД по Республике Марий Эл, что не противоречит требованиям пункта 275 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. В ходе проведения служебной проверки также установлено, что в действиях бывшего начальника ОП N 6 МО МВД России "Козьмодемьянский" майора полиции Горинова А.С. усматривается нарушение требований подпунктов 10, 15, 16 пункта 16 Положения о МО МВД России "Козьмодемьянский", выразившееся в неосуществлении контроля за Атькановым С.Н, что привело к неправильному заполнению табелей учета служебного времени в 2022 году для сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день.
Суд апелляционной инстанции, с учетом того, что основанием для определения продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни является табель учета служебного времени, однако приобщенные к материалам гражданского дела судебной коллегией табели учета служебного времени за 2021 год и 2022 год не утверждены начальником МО МВД России "Козьмодемьянский", с учетом обстоятельств, установленных в ходе проведенной служебной проверки, свидетельствующих о том, что табели учета служебного времени заполнялись Атькановым С.Н. самостоятельно, пришел к выводу, что они не могут быть признаны доказательствами, с достоверностью подтверждающими выполнение истцом служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Суд кассационной инстанции, оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не находит, поскольку разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемых судебных актах, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 3 данного Федерального закона к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, нормы трудового законодательства применяются в случаях, не урегулированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими данные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 года N 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, которым регламентируются, в том числе, вопросы привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха.
В соответствии с пунктом 284 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года. В приказе о предоставлении основного или дополнительного отпуска указывается количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (пункт 285 Порядка).
Пунктом 290 Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
В соответствии с пунктом 293 Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 марта 2021 года N 181 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 61 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД от 31 марта 2021 г. N 181 сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующими в спорные периоды нормативными актами для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока.
Доводы кассационной жалобы, о неправомерных выводах заключения служебной проверки, что постовая ведомость является документацией дежурной части ОВД, в которой содержится информация о заступлении сотрудника полиции на суточное дежурство, которые и были предоставлены в суд, не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку основаны на установленных судами обстоятельствах и оценке доказательств, которые суд кассационной инстанции не вправе переоценивать.
Доводы кассационной жалобы, что о нарушениях при проведении служебной проверки, что им не пропущен срок для обращения за компенсацией, заявлялись в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться, оснований не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом положений закона, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения ее субъективного восприятия спора, что поводом для кассационного вмешательства не является, так как в силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций. Суд кассационной инстанции правом переоценки представленных сторонами доказательств не наделен. В силу прямого указания закона выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не может являться основанием для пересмотра судебных постановлений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Атьканова Сергея Николаевича без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.Е. Тураева
И.В. Назарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.