Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М, судей Ивановой Е.В, Парамоновой Т.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах Геталовой Людмилы Сергеевны и несовершеннолетних Геталовой Марии Андреевны, Геталова Данила Андреевича, Геталовой Анастасии Андреевны, к администрации Аксайского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении многодетной семьи земельным участком, по кассационной жалобе представителя администрации Аксайского района Ростовской области по доверенности Гарбузенко Евгения Николаевича на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М, пояснения прокурора Пономаревой П.Г, возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Аксайского района Ростовской области, действующий в интересах Геталовой Л.С. и несовершеннолетних Геталовой М.А, Геталова Д.А, Геталовой А.А, обратился в суд с иском к администрации Аксайского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении многодетной семьи земельным участком.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Аксайского района во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 г. N 94 "Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства" по обращению Геталовой Л.С. проведена проверка исполнения администрацией Аксайского района требований земельного законодательства при реализации полномочий по предоставлению бесплатно в собственность земельных участков многодетным семьям. В ходе проведения проверки установлено, что на основании распоряжения комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района 06.02.2023 г. N 112 семья Геталовой Л.С. состоит на учете в целях бесплатного получения земельного участка в собственность для личного подсобного хозяйства. Администрацией Аксайского района, несмотря на наличие подходящих для использования земельных участков, обязанность по подбору, формированию и обеспечению участка необходимой инженерной инфраструктурой для последующей передачи состоящей на соответствующем учете многодетной семьи бесплатно в собственность не исполнена.
По изложенным основаниям согласно тексту поданного иска с учетом последующего уточнения заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Аксайского района, выразившееся в необеспечении земельного участка по адресу: "адрес", предоставленного семье Геталовой Л.С. и несовершеннолетним Геталовой М.А, 23.11.2018 года рождения, Геталова Д.А, 24.02.2022 года рождения, Геталовой А.А, 18.08.2015 года рождения, необходимой инженерной инфраструктурой; обязать администрацию Аксайского района провести работы по обеспечению вышеуказанного земельного участка необходимой инженерной инфраструктурой в виде централизованных сетей электро-, газо-, водоснабжения и подъездной автомобильной дороги, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 18.07.2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме - признано незаконным бездействие администрации Аксайского района, выразившееся в необеспечении земельного участка "адрес", предоставленного семье Геталовой Л.С, и несовершеннолетним Геталовой М.А, 23.11.2018 года рождения, Геталова Д.А, 24.02.2022 года рождения, Геталовой А.А, 18.08.2015 года рождения, необходимой инженерной инфраструктурой; на администрацию Аксайского района возложена обязанность провести работы по обеспечению земельного участка по "адрес", предоставленного многодетной семье Геталовой Л.С. и несовершеннолетним Геталовой М.А, 23.11.2018 года рождения, Геталова Д.А, 24.02.2022 года рождения, Геталовой А.А, 18.08.2015 года рождения, необходимой инженерной инфраструктурой в виде централизованных сетей электро-, газо-, водоснабжения и подъездной автомобильной дороги, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.11.2023 г. решение Аксайского районного суда Ростовской области от 18.07.2023 г. оставлено без изменения.
Представителем администрации Аксайского района по доверенности Гарбузенко Е.Н. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Прокурор Пономарева П.Г. в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения требований кассационной жалобы.
Иные участники в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные представителем администрации Аксайского района по доверенности Гарбузенко Е.Н. в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 г. N 94 "Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства" по обращению заявителя проведена проверка исполнения администрацией Аксайского района требований земельного законодательства при реализации полномочий по предоставлению бесплатно в собственность земельных участков многодетным семьям. По результатам проверки установлено, что на основании распоряжения комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района 06.02.2023 г. N 112 семья Геталовой Л.С. состоит на учете в целях бесплатного получения земельного участка в собственность для личного подсобного хозяйства.
27.06.2023 г. КИЗО администрации Аксайского района Геталовой Л.С. и членам еще семьи предоставлен земельный участок по "адрес" в собственность. Вместе с тем, к участку отсутствуют подъездные пути (дорога), участок инженерными коммуникациями не обеспечен, что препятствует реализации права на строительство дома и повлечет дополнительные необоснованные расходы на обустройство социальной незащищенной категории - многодетном семье. В подтверждение указанных данных в материалы дела представлен соответствующий акт проверки и фототаблица. Кроме того, в ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что на земельном участке, предоставленном многодетной семье, отсутствуют необходимые инженерные сети.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд по результатам разрешения возникшего спора пришел к выводу о том, что со стороны администрации Аксайского района допущено незаконное бездействие, выразившееся в необеспечении спорного земельного участка необходимей инженерной инфраструктурой. С целью восстановления нарушенного права многодетной семьи, в интересах которой действует прокурор, суд счел возможным обязать ответчика провести работы, предусмотренные ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", по образованию земельного участка для личного подсобного хозяйства и обеспечить его необходимой инженерной инфраструктурой в виде централизованных сетей электро-, газо-, водоснабжения и подъездной автомобильной дороги, для последующей реализации социальной поддержки в отношении многодетной семьи в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы представителя администрации Аксайского района по доверенности Гарбузенко Е.Н. о том, что обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков не является обязанностью администрации Аксайского района являются не состоятельными.
Конституция РФ, провозглашая Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), обязывает к осуществлению в РФ государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в РФ (ч. 1 ст. 38, ст. 64).
В силу указанных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с ч. 2 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 36 и ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ (п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).
Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено до июля 2012 г. разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 г. N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Положениями п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 07.06.2013 г. N 360 в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по инфраструктурному обустройству в Ростовской области земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей".
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, путем предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
В соответствии с п 2.4. плана мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесена к исполнению в том числе и на орган местного самоуправления Аксайского района.
Указанная норма согласуется с положениями ст. 11 ЗК РФ, ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющими вопросы местного значения муниципального образования городского округа город Тверь.
Разработанный Правительством Ростовской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Методическими рекомендациями субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 г. N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан, указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности; удовлетворительной экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); существующей обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; наличия или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; других критериев в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
С учетом приведенных положений законодательства, суды первой и апелляционной инстанций, давая оценку действиям (бездействию) ответчика, установив, что обязанность по обеспечению коммунальной и транспортной инфраструктурой земельного участка, предоставленного Геталовой Л.С. и ее несовершеннолетним детям, находится в компетенции органа местного самоуправления, предоставившего земельный участок, пришли к правомерным выводам о незаконном бездействии со стороны администрации Аксайского района, что влечет нарушение социальных прав многодетной семьи и создает препятствия к использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетной семье для улучшения их жилищных условий.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 09.11.2017 г. N 2516-О, следует отметить, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом РФ случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 4, 5).
При этом вопреки доводам жалобы, полномочия органов местного самоуправления в соответствующих областях предусмотрены положениями ст. 6 ФЗ РФ от 07.12.2011 г. N 416 "О водоснабжении и водоотведении", ст. 8.1 ФЗ РФ от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 8 ФЗ РФ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 13 ФЗ РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленных по делу судебных актов.
Выраженное представителем администрации Аксайского района по доверенности Гарбузенко Е.Н. несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые представителем администрации Аксайского района по доверенности Гарбузенко Е.Н. судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые представителем администрации Аксайского района по доверенности Гарбузенко Е.Н. судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Аксайского района по доверенности Гарбузенко Евгения Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Думушкина
Судьи Е.В. Иванова
Т.И. Парамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.