Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Рачиной К.А., Жолудовой Т.В.
при помощнике судьи Колесниковой Е.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Бобровой Г.Ю. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Бобровой Галины Юрьевны (паспорт гражданина РФ 45 10 883840) к Отделу социальной защиты населения района Южное Бутово, Управлению социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы (ОГРН 1027700144317) о признании незаконным отказа в назначении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, обязании назначить выплату региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта отказать;
УСТАНОВИЛА:
Боброва Г.Ю. обратилась в суд с иском к ОСЗН района Южное Бутово о признании незаконным отказа в назначении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, обязании назначить выплату региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 07.01.2022 ей назначена пенсия по старости, 04.04.2022 она прекратила трудовую деятельность. 21.04.2022 истец обратилась в ОСЗН по району Южное Бутово с заявлением (с дополнением от 08.06.2022) о назначении выплаты неработающим пенсионерам социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта и доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в г. Москве. Доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в г. Москве ей была назначена с 05.04.2022, а в назначении доплаты к пенсии до городского социального стандарта было отказано в связи с тем, что прием заявлений осуществляется исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг города Москвы, со ссылкой на п. 1.3.1. Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии до городского социального стандарта и порядка рассмотрения заявлений о назначении региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, о чем сообщено ответами ОСЗН Южное Бутово от 20.05.2022 N 1878 и от 24.06.2022 N 2186. Истец считает отказ в назначении региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта незаконным. Истец не имеет личного кабинета на Портале госуслуг, так как не владеет необходимыми навыками пользователя Интернета и не желает регистрироваться на Портале госуслуг и пользоваться цифровыми технологиями с использованием своих персональных данных, так как считает это для себя небезопасным в связи с недостаточными навыками владения Интернета и в силу личных убеждений. В связи этим истец не имеет возможности подать заявление о назначении доплаты в электронной форме.
На основании изложенного истец просила признать отказ в назначении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, в связи с подачей заявления на выплату на бумажном носителе, а, не в электронной форме, незаконным; обязать ответчика устранить нарушение прав, и назначить выплату региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, с момента подачи заявления, то есть с 21.04.2022.
Определением суда от 07.12.2022 в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представители ответчиков не явились извещены, в отзыве на иск просили об отказе в иске.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Боброва Г.Ю. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Боброва Г.Ю, представители ответчиков ОСЗН района Южное Бутово, УСЗН ЮЗАО г. Москвы не явились, извещены; судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках межведомственного взаимодействия ОСЗН района Южное Бутово получены сведения о назначении Бобровой Г.Ю. страховой пенсии по старости с 07.01.2022.
В ОСЗН района Южное Бутово 01.06.2022 из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области поступила справка о прекращении статуса адвоката 04.04.2022.
Решением от 02.06.2022 Отделом социальной защиты населения района Южное Бутово Бобровой Г.Ю. назначена региональная социальная доплата до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве с 05.04.2022 в размере 4521, 38 руб, с 01.06.2022 в размере 5922, 38 руб.
21.04.2022 Боброва Г.Ю. обратилась в ОСЗН района Южное Бутово с заявлением в письменной форме о назначении региональной социальной доплаты (до городского социального стандарта), указывая, что требования о подаче заявления через Портал госсуслуг незаконны.
В ответ данное обращение и на обращение от 08.06.2022 письмами от 20.05.2022, 24.06.2022 ОСЗН района Южное Бутово Бобровой Г.Ю. разъяснено, что в соответствии с Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, утвержден постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП прием заявлений осуществляется исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг г. Москвы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 12.1 Федерального законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", утвержденным данным постановлением "Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта", пришел к выводу, что со стороны ответчика при принятии решения об отказе в назначении региональной социальной доплаты до городского социального стандарта без заявления в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг города Москвы нарушений допущено не было, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа в назначении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта, обязании назначить выплату региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на всей территории Российской Федерации к пенсиям неработающих пенсионеров устанавливается социальная доплата в целях обеспечения доходов не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе.
В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим Федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила ее осуществления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации (п. 16 ст. 12.1 от 17.07.1999 г. N 178 -ФЗ "О государственной социальной помощи").
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" установлена региональная социальная доплата к пенсии.
Финансовое обеспечение выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в городе Москве осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели (п. 3 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009г. N 1268-ПП).
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" утвержден "Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка для назначения региональной социальной доплаты осуществляется подача заявления о назначении региональной социальной доплаты.
Согласно п. 1.3 Порядка (в редакции, действующей на дату обращения Бобровой Г.Ю.) прием заявлений осуществляется исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее - Портал) - от неработающих пенсионеров, достигших возраста 18 лет, и родителей детей, не достигших возраста 18 лет, которым назначена пенсия в городе Москве (1.3.1.).
В филиале Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства в городе Москве - от законных представителей пенсионеров из числа лиц, находящихся под опекой или попечительством, которым назначена пенсия в городе Москве (1.3.2).
Возможность подачи заявления в электронной форме с использованием Портала предоставляется зарегистрированным на Портале пользователям после получения ими стандартного или полного доступа к подсистеме Портала "личный кабинет" (далее - "личный кабинет" заявителя на Портале) в соответствии с приложениями 2 и 3 к постановлению Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. N 23-ПП "О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме "личный кабинет" государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" (п. 1.4 Порядка).
Прием заявления с использованием Портала от уполномоченного представителя гражданина не предусмотрен (п. 1.5 Порядка).
Согласно п. 3.7.1 Порядка представление заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы (если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов) является основанием для отказа в назначении региональной социальной доплаты.
С учетом вышеуказанного правого регулирования, предусматривающего порядок обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта для неработающих пенсионеров, достигших возраста 18 лет, исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, и установив, что истцом такой порядок обращения не соблюден, поскольку с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта в электронной форме истец не обращалась, назначить региональную социальную доплату до городского социального стандарта без заявления в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг города Москвы не представляется возможным, суд пришел обоснованному выводу, что отказ в назначении данной выплаты основан на положениях п. 3.7.1 Порядка и является правомерным, в связи с чем требования иска удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком нарушено ее право на социальное обеспечение, не могут быть признаны обоснованными, поскольку истец не лишена права обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта установленным способом.
Доводы жалобы истца о праве на получение региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта независимо от соблюдения предусмотренного Порядком способа обращения, несоответствии пунктов 1.3.1, 1.4 Порядка Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" основаны на ошибочном толковании и оспаривании юридической силы положений Порядка, нормы которого, применяемые в настоящем споре (п.п. 1.3.1, 1.4, 3.7.1), не оспорены и не признаны судом недействующими в порядке нормоконтроля.
Оснований для признания неподлежащими применению указанных положений Порядка при разрешении настоящего дела по существу судебная коллегия не находит.
Предусмотренные Порядком региональные социальные доплаты являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами. Финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством города Москвы.
Субъект Российской Федерации, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты за счет собственных средств, вправе определять условия ее предоставления и выплаты, правила ее осуществления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.
Требования федерального закона об обеспечении выплат не ниже прожиточного минимума лицам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии в отношении истца соблюдены. Из материалов дела усматривается, что материальное обеспечение Бобровой Г.Ю. соответствует требованиям федерального законодательства, ей назначена в беззаявительном порядке и выплачивается региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в г. Москве.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бобровой Г.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.