Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу представителя административного истца Разумной С.А. по доверенности Нагорного А.А. на решение Люблинского районного суда адрес от 20 февраля 2023 года по административному делу N 2а-203/2023 по административному исковому заявлению Разумной Светланы Александровны к Министерству внутренних дел Российской Федерации, первому заместителю министра внутренних дел Российской Федерации фио, ОВМ Отдела МВД России по адрес, начальнику ОВМ Отдела МВД России по адрес фио, Отделу МВД России по адрес о признании решения, действий незаконными,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Разумная С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел Российской Федерации, первому заместителю министра внутренних дел Российской Федерации фио, ОВМ Отдела МВД России по адрес, начальнику ОВМ Отдела МВД России по адрес фио, Отделу МВД России по адрес и просила признать незаконными действия МВД России, ОВМ Отдела МВД России по адрес в части обоснования отказа в предоставлении административному истцу государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства, решения начальника ОВМ Отдела МВД России по адрес об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства, бездействия первого заместителя министра МВД России в части отсутствия контроля за исполнением должностными лицами ОВМ Отдела МВД России по адрес Приказа МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 и Административного регламента, утвержденного названным Приказом.
Требования мотивированы тем, что Разумная С.А. 18 января 2023 года направила в Отдел МВД России по адрес заявление о регистрации по месту жительства, предоставив копию паспорта, документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (договор найма). Согласие на вселение административного истца в жилое помещение дано единственным собственником жилого помещения, путем предоставления паспорта и документа, подтверждающего право собственности.
Начальник ОВМ Отдела МВД России по адрес потребовала предоставить согласие на регистрацию по месту жительства собственника помещения.
Однако такое требование является недопустимым, в связи с чем отказ в предоставлении государственный услуги является незаконным.
Бездействие первого заместителя МВД России выражается в не доведении до сведения должностных лиц ОВМ Отдела МВД России по адрес порядка предоставления государственной услуги.
Оспариваемое решение, действие и бездействие административных ответчиков создает Разумной С.А. препятствия в реализации законного права, охраняемого Российской Федерации в получении государственной услуги.
Решением Люблинского районного суда адрес от 20 февраля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представителя административного истца Нагорного А.А. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Нагорного А.А, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Рассматривая административное исковое заявление судом верно принято решение об отказе в удовлетворении требований, исходя из следующих обстоятельств:
10 апреля 2021 года между собственником жилого помещения Дакиной Е.Ю. и Нагорным А.А. заключен договор найма жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, согласно которому нанимателю - Нагорному А.А. передано жилое помещение во временное пользование для проживания.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено право проживания в жилом помещении с нанимателем его супруги Разумной С.А.
Договор заключен сроком по 08 апреля 2022 года и продлен на один год.
18 января 2023 года Разумная С.А. в ОВМ Отдела МВД России по адрес обратилась с заявлением в форме электронного документа с использованием Единого портала о регистрации по месту жительства по адресу: адрес.
На данное заявление поступил ответ, в котором разъяснена необходимость явиться в ОВМ Отдела МВД России по адрес с необходимыми документами, а также обеспечить явку собственника жилого помещения.
21 января 2023 года Разумная С.А. и фио явились в ОВМ Отдела МВД России по адрес, при этом фио согласия на регистрацию административного истца по месту жительства в квартиру N197 не дала, представила письменное заявление, в котором указала, что заявление о регистрации по месту жительства в органы МВД России подано Разумной С.А. самостоятельно, тогда как она не согласна с данным видом регистрации, поскольку договор найма жилого помещения является краткосрочным, срок его действия истекает 08 апреля 2023 года.
адрес А. отказано в регистрации по месту жительства по адресу: адрес, в связи с отсутствием согласия собственника жилого помещения на регистрацию заявителя по месту жительства.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 3).
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 указанного Закона регламентировано, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Аналогичные положения содержатся в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
В силу подп. 9 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере миграции, осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее - Административный регламент).
В соответствии с адрес регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства); письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (пункт 49 Административного регламента).
Из указанного следует, что Административным регламентом предусмотрено подписание заявления о регистрации собственником жилого помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2020 года N АКПИ20-507, а зац третий пункта 48 Административного регламента и форма N 6, приведенная в приложении N 5 к Административному регламенту, предусматривающие подписание заявления о регистрации собственником (нанимателем) жилого помещения, соответствуют нормам жилищного законодательства и не нарушают прав административного истца.
Форма заявления о регистрации по месту жительства, содержащая графу, предусматривающую подпись лица, предоставившего свое жилое помещение для пользования другому лицу, является подтверждением (доказательством) согласия собственника (нанимателя) жилого помещения с гражданином на его вселение и проживание, а также подтверждением согласия собственника на регистрацию по месту жительства в предоставленном жилом помещении конкретного лица.
Из разъяснений, данных в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом положений вышеназванных норм права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку собственником жилого помещения Дакиной Е.Ю. не предоставлено согласие на регистрацию Разумной С.А. по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: адрес; заявление о регистрации Разумной С.А. по месту жительства в указанном жилом помещении не было подписано собственником данного жилого помещения, в связи с чем правовых оснований для регистрации Разумной С.А. не имелось; в действиях административных ответчиков не усмотрено нарушений требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления услуг по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства, нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. ст. 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды при рассмотрении споров об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняют:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из вышеприведенного следует, что решение ОВМ Отдела МВД России по адрес, об отказе Разумной С.А. в регистрации по месту жительства а также основания, по которым оно было принято, соответствуют положениям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также Административного регламента, ; доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
Таким образом, у суда не имелось оснований для признания решения Отдела МВД России по адрес и бездействия МВД России незаконными.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно отказа в удовлетворении административных исковых требований; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд в решении дал оценку доказательствам по делу в соответствии с правилами, изложенными в статье 84 КАС РФ, которыми предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Отражение в протоколе судебного заседания только наименование представленных административным истцом документов и их неуказание в решении суда не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.