Московский городской суд
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1654/2024 по административному исковому заявлению ООО "Кентавр", Компании "Камала Ворлдвайд Корп." о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", которое опубликовано 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещено 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее - Перечень).
Пунктом 1223 (введен постановлением Правительства Москвы от 03.10.2017 N737-ПП) в Перечень включено строение по адресу: город Москва, ул. Люблинская, вл. 4, стр. 1 (далее - Здание).
ООО "Кентавр", Компании "Камала Ворлдвайд Корп." обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня.
Требования мотивированы тем, что организации являются сособственниками спорного строения, в судебном порядке в признании Здания самовольной постройкой, освобождении от него земельного участка отказано.
Административные истцы полагают, что пункт 1223 Перечня противоречит гражданскому законодательству (статья 222 ГК РФ) и нарушает законные интересы организаций, препятствует реализации правомочий собственников.
В судебном заседании представители административных истцов требования поддержали, представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного иска отказать по доводам письменных возражений.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 ГК РФ, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП принято в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании данных законоположений, а также с учетом пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" суд находит, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы; последнее, в свою очередь, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, что свидетельствует о соблюдении процедуры принятия, введения в действие, опубликования и вступления нормативного правового акта в силу.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП регулирует отношения, связанные с самовольным строительством, которое представляет собой правонарушение земельного законодательства и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Признаки самовольной постройки, то есть постройки, совершённой с нарушением установленных правовых норм, и последствия возведения такой постройки, включая обязанность по её сносу, закреплены в статье 222 ГК РФ.
При этом, из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 года 2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", следует, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе (пункт 8); уполномоченный орган государственной власти города федерального значения Москвы не вправе в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 222 ГК РФ, принимать решение о сносе объекта, в том числе подвергшегося реконструкции, если право на объект или его часть зарегистрировано в ЕГРН (пункт 6 статьи 8.1 ГК РФ, пункт 12 части 3 статьи 8, часть 2 статьи 63 ГрК РФ) (пункт 9); снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков; необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц (пункт 25).
Основаниями для включения объекта в Перечень являются:
- создание объектов недвижимого имущества на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции);
- создание объектов недвижимого имущества при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 2.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1), утверждённого постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, под незаконно размещённым объектом недвижимости понимается - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1); самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (пункт 2); решение о сносе принимается судом (при наличии зарегистрированного права в отношении объекта недвижимого имущества) (пункт 3.1); иные органы в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки (пункт 4).
При рассмотрении административного дела установлено, что полномочия собственника в отношении земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Люблинская, вл. 4 стр. 1 осуществляет Правительство Москвы в лице Департамента городского имущества г.Москвы.
Административные истцы в свою очередь являются сособственниками расположенного на указанном земельном участке нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003018:1035, площадью 1 081, 6 кв.м.
На земельный участок под Зданием с кадастровым номером 77:04:03018:137 оформлен договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора N М-04-043099 от 30 августа 2013 года сроком до 07 июня 2062 года для эксплуатации строения (Здания) под торговые цели.
Ранее данный земельный участок предоставлялся во временное пользования под размещение филиала колхозного рынка на летний период и также на условиях краткосрочной аренды для размещения вещевого рынка без права капитального строительства.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) проведено обследование данного земельного участка, по результатам которого (с учетом установленных условий его аренды и анализа технической документации на Здание) составлены рапорт и акт N 9049105 от 27 октября 2016 года о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости (Здания), обладающего признаками самовольного строительства.
В акте указано о том, что актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.12.1997 принято в эксплуатацию здание торгового павильона. По данным ГБУ МосгорБТИ на 2002 год объект по указанному адресу учтен в "красных линиях". Разрешительная документация на возведение объекта недвижимости и ввод его в эксплуатацию отсутствует. В 2007 году по данным БТИ проведена повторная инвентаризация здания, объект учтен в черных линиях; на объект первоначально зарегистрировано право собственности на основании судебного акта; земельный участок под цели строительства капитальных объектов не предоставлялся, разрешительная документация на возведение Здания отсутствует.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что государственное управление земельными участками предполагает проведение контрольных мероприятий за их целевым использованием, суд приходит к выводу о том, что у Правительства Москвы с учетом акта от 27 октября 2016 года имелись достаточные основания для включения оспариваемого пункта в Перечень; указанная форма государственного контроля сама по себе не снижает уровень правовых гарантий лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по их законному владению и пользованию.
При этом, пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП установлено, что Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, заявляет в суд требования о признании постройки самовольной и сносе (освобождении земельных участков), то есть правомочность расположения объектов подлежит проверке в судебном порядке в соответствии с положениями раздела II ГК РФ.
Материалами административного дела подтверждается, что Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обращались в Арбитражный суд города Москвы с такого рода иском к ООО "Кентавр", Компании "Камала Ворлдвайд Корп." (касательно Здания); при его разрешении, в том числе по результатам судебной строительно-технической экспертизы установлено, что Здание является объектом капитального строительства, не угрожает жизни и здоровью граждан; Департаменту городского имущества г.Москвы не позднее чем с 2010 года известно о Здании на данном земельном участке.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 12 марта 2020 года в удовлетворении иска Правительства Москвы, Департамента городского имущества г.Москвы о признании спорного строения самовольной постройкой и его сносе (освобождении земельного участка) отказано. В апелляционном и кассационном порядках данный судебный акт проверен, оставлен без изменения.
Исходя из изложенного, суд соглашается с доводами административных истцов о противоречии в настоящее время оспариваемого пункта Перечня положениям статьи 222 ГК РФ; административным ответчиком и Департаментом городского имущества г.Москвы реализовано право на защиту находящегося в государственной собственности земельного участка и в удовлетворении требований о сносе самовольной постройки отказано.
Доводами Правительства Москвы, в том числе о том, что в удовлетворении иска о признании объекта самовольной постройкой и ее сносе отказано ввиду пропуска срока исковой давности, установленное на настоящее время несоответствие оспариваемого пункта Перечня законодательству, имеющему большую юридическую силу, не опровергается.
При таких данных, требования административных истцов суд находит подлежащими удовлетворению.
Так как постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП в оспариваемой части применялось и на его основании были реализованы права лиц, участвующих в деле, пункт 1223 Перечня признается судом недействующим с даты вступления настоящего решения в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу каждого из административных истцов по 2 250 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "Кентавр", Компании "Камала Ворлдвайд Корп." удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 1223 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Кентавр" в счёт возмещения расходов на оплату государственной пошлины 2 250 руб.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Компании "Камала Ворлдвайд Корп." в счёт возмещения расходов на оплату государственной пошлины 2 250 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 1 марта 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.