Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5161/2023 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "ЗАЩИТА" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
В Перечни на 2018-2023 годы под пунктами, соответственно, 1509, 1960, 15158, 9930, 1842, 1821 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001078:1078 по адресу: г.Москва, улица Петровка, дом 19, строение 4 (далее - Здание).
ЗАО "Защита" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2018-2023 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником помещения в Здании, в отношении которого уплачивает налог на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости; для организации увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал, ходатайствовал о прекращении производства по административному делу в части требований об оспаривании Перечней на 2018 и 2019 годы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не просили; судом на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, допросив свидетелей, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001041:1868, площадью 548, 3 кв.м. принадлежит административному истцу; право собственности ЗАО "Защита" зарегистрировано 17 ноября 2000 года; данное нежилое помещение расположено в Здании с кадастровым номером 77:01:0001041:1078, площадью 1 873, 1 кв.м.
Также при рассмотрении административного дела установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001041:1870, площадью 1 347, 5 кв.м, в данном Здании находится в собственности Российской Федерации и передано с 2013 года в оперативное управление ГУ МВД России по г.Москве.
Никем не оспаривается, что административный истец, который является собственником помещения в Здании, включенном в оспариваемые Перечни, обязан уплатить в отношении принадлежащего ему имущества налог на имущество организаций за налоговые периоды 2018-2023 годов исходя из его кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве ЗАО "Защита" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2018-2023 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом его площади); совокупность перечисленных выше критериев не требуется.
При рассмотрении административного дела из объяснений представителя административного ответчика установлено, что Здание включено в оспариваемые Перечни исходя из критерия вид фактического использования с учетом акта Госинспекции по недвижимости N 9011905/ОФИ от 20 марта 2017 года.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; толкование указанного положения в его системной взаимосвязи с положениями статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, в том числе прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Из представленного акта обследования фактического использования N9011905/ОФИ от 20 марта 2017 года следует, что Здание фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (88, 41% Здания используется под размещение офисов и объектов торговли).
При этом, согласно разделу 2 акта к объектам торговли отнесены помещения на цокольном этаже (комнаты 11-21), площадью 176, 2 кв.м, а к офисам - помещения на 1-4 этажах Здания, площадью 1 479, 8 кв.м.; в акте при этом офисное использование Здания никак не конкретизировано по площадям, помещениям и организациям; на фотоматериалах, представленных к акту, зафиксированы оружейный магазин, организации AGIMA и Управление информации и общественных связей ГУ МВД России по г. Москве, РОО Благотворительный фонд ГУ МВД России по г. Москве "Щит и Лира".
Оценив данный акт, суд находит, что он составлен с нарушением вышеприведенных требований Порядка и не подтверждает однозначно фактическое использование Здания в спорные налоговые периоды, под цели в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Как уже указывалось выше, одно из помещений в Здании, площадью 1 347, 5 кв.м, находится к собственности Российской Федерации, передано в оперативное управление ГУ МВД России по г.Москве.
Ввиду указанного, в силу закона никакие офисы по смыслу пункта 1.4 Порядка в этом помещении размещаться не могут; там ведется правоохранительная и связанная с реализацией государственно-властных полномочий иная некоммерческая работа.
При этом, обращаясь, к расчетам в данном акте, судом также установлено их явное противоречие технической документации на Здание, в котором полезная площадь составляет 1 221, 3 кв.м, и несоответствие Методике расчетов (в части, касающейся причитающимся каждому из видов деятельности мест общего пользования).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Макаров А.А. и Иваненко И.Н, которые проводили обследование Здания в 2017 году, не смогли пояснить о причинах нарушения Порядка и Методики расчетов при составлении акта, обстоятельствах и основаниях отнесения к офисам помещения ГУ МВД России по г. Москве, ввиду чего, оценивая их показания, суд находит, что они не устраняют выявленные недостатки акта и объективно не подтверждают фактическое использование Здания как административно-делового комплекса, торгового центра.
При таких данных, суд находит, что указанный акт не может быть положен в основу настоящего решения; он не отвечает требованиям статей 60 и 61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам; согласиться с определенным в акте размером, суммой долей фактической площади, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности для определения вида фактического использования Здания, оснований не имеется; к указанному акту, его расчетам и выводам суд относится критически, полагая, что в нем отсутствуют достаточные сведения, достоверно и объективно подтверждающие фактическое использование Здания для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости, а потому непосредственно в связи с ним Правительство Москвы данными о наличии оснований для включения Здания в оспариваемые Перечни не располагало.
Доводы административного ответчика о том, что указанный акт заявителем в установленном порядке не оспорен, незаконным не признан, в соответствии с пунктами 3.9, 3.9.(1) Порядка ЗАО "Защита за проведением повторных мероприятий по определению вида фактического использования Здания в Департамент экономической политики и развития г.Москвы не обращалось, правового значения, по убеждению суда, не имеют; предусмотренная Порядком административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В свою очередь, выражая несогласие с выводами акта применительно к спорным налоговым периодам 2018-2023 годов, ЗАО "ЗАЩИТА" представило суду договоры аренды принадлежащего ему нежилого помещения, заключенные с ООО "АГИМА ИНТЕРАКТИВ" и ООО "АГИМА ПРОДАКШН", а также сведения о деятельности указанных организаций в сфере технической защиты конфиденциальной информации, разработок компьютерного программного обеспечения (при наличии соответствующих лицензий и данных о включении их в соответствующие реестры аккредитованных в указанной области организаций), уставы и штатное расписание данных компаний, о работе в них специалистов, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (руководители проектов, тестировщики, системные администраторы, аналитики и разработчики программного обеспечения), из которых судом установлено, что в помещении, принадлежащем административному истцу, в спорные налоговые периоды офисная деятельность по смыслу статьи 378.2 НК РФ, пункта 1.4. Порядка не велась; работниками данных арендаторов выполнялась трудовая функция, непосредственно связанная с производственной деятельностью в области разработки программного обеспечения.
Оснований не доверять представленным административным истцом договорам аренды и иным доказательствам о производственном характере деятельности арендаторов, суд не имеет, ничем объективно они не опровергнуты и соответствуют требованиям статей 59-61, 70 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Само по себе указание в договорах аренды об использовании ООО "АГИМА ИНТЕРАКТИВ" и ООО "АГИМА ПРОДАКШН" помещений для размещения офисов суд во внимание не принимает, учитывая установленный характер работы арендаторов, без которого толковать условия договоров суд находит неправильным.
Работы в области разработки компьютерного программного обеспечения с учетом понятия такой деятельности, данного в части 12 статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", а также понятия "производственной деятельности", приведенного в абзаце девятом статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, представляют собой инновационную деятельностью по созданию и производству научно-технической продукции, в силу чего рассматриваются для целей законодательства о налогообложении исходя из кадастровой стоимости как производственная деятельность.
Также при рассмотрении дела установлено, что оружейный магазин в спорных налоговых периодах работал в Здании по 31 июля 2018 года и занимал менее 20% общей площади.
Это подтверждается ответом ГУ МВД России по г. Москве на судебный запрос об аннулировании лицензии ЗАО "ЗАЩИТА" на торговлю оружием и патронами, снятии административного истца с учета 21 февраля 2019 года как предприятия по торговле оружием и патронами к оружию в связи с прекращением деятельности в Здании, связанной с хранением и торговлей оружием и патронами, а также данными подсистемы "Ведение учета торгового сбора", в соответствии с которыми магазин как объект торгового сбора снят с учета в налоговом органе и Департаменте экономической политике и развития г. Москвы 31 июля 2018 года.
Оснований не доверять полученным из уполномоченных органов сведений об обстоятельствах работы оружейного магазина, занимаемой им площади в Здании суд не имеет.
Подготовленный Правительством Москвы расчет фактического использования Здания судом правильным не признается, так как он не учитывает вышеприведенные сведения об арендаторах ООО "АГИМА ИНТЕРАКТИВ" и ООО "АГИМА ПРОДАКШН" и видах их деятельности в сфере ИТ-технологий. Указанная деятельность является производственной, а не как указано в расчете административного ответчика - офисной; занимаемые указанными организациями помещения офисными по смыслу, закрепленному в налоговом законодательстве, признаваться не могут; вопреки доводам административного ответчика производственная деятельность осуществляется не только в промышленности.
Представленный Правительством Москвы акт N 91234290/ОФИ от 29 мая 2023 года о том, что 43, 05% общей площади Здания используются для размещения офисов, не являлся основанием для включения Здания в оспариваемые Перечни, может определять вид фактического использования Здания на последующие налоговые периоды; применительно к спорным 2018-2023 годам к его выводам суд также относится критически в силу следующего.
В разделе 6.1. этого акта содержится некорректная, противоречащая технической документации, информация о полезной и вспомогательной площадях Здания, а в разделах 2 и 6 - также несоответствующие сведениям ЕГРН данные о размере помещения в Здании, переданного в оперативное управление ГУ МВД России по г. Москве.
Кроме того, в этом акте, как следует из его содержания, исключительно за счет ООО "АГИМА ИНТЕРАКТИВ" и ООО "АГИМА ПРОДАКШН" заключено об использовании Здания для размещения офисов, тогда как их деятельность является производственной.
В целом, по определению, в Здании, 2/3 которого находятся в собственности Российской Федерации и используются органом государственной власти, не может для размещения офисов использоваться более чем 33% его общей площади, ввиду чего, согласиться с обоснованностью заключения, содержащегося в акте 2023 года (43, 05% для размещения офисов) применительно к спорным налоговым периодам, очевидно, не представляется возможным.
Доводы Правительства Москвы об основном виде деятельности административного истца, источнике доходов ЗАО "ЗАЩИТА" (от сдачи в аренду Помещения) в рассматриваемом случае правового значения также не имеют, поскольку указанное критерием включения Здания в Перечни не является и о его фактическом использовании более чем на 20% общей площади для размещения офисов не свидетельствует.
Таким образом, оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что оснований полагать, что Здание соответствует критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости и включено в Перечни на 2018-2023 годы правомерно, не имеется; о том, что фактически Здание в спорные налоговые периоды использовалось для размещения офисов, в том числе более чем на 20% общей площади Здания, в ходе судебного разбирательства не установлено.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ именно Правительство Москвы обязано доказать законность включения Здания в оспариваемые Перечни. Таких объективных доказательств, подтверждающих соответствие Здания в спорные налоговые периоды критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости, административным ответчиком не представлено не представлено, а судом не установлено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований; в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
Руководствуясь статьями 194, 214 КАС РФ, суд отклоняет ходатайство административного ответчика о прекращении производства по административному делу в части требований, касающихся Перечней на 2018 и 2019 годы; в указанной части нормативный правовой акт не отменен, силу не утратил, его положения нарушают права административного истца. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия (часть 1 статьи 208 КАС РФ) и указанное право, как и обязанность суда разрешить спор в порядке главы 21 КАС РФ по существу, не зависят от установленных законодательством о налогах и сборах сроков и порядка возврата излишне уплаченных (удержанных) обязательных платежей.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4 500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 -180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества "ЗАЩИТА" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1509.
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1960.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 15158.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 9930.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1842.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1821.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ЗАО "ЗАЩИТА" в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 октября 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.