Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5820/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Специализированный застройщик "Самолет-Верейская" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года) определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Перечень на 2017 год под пунктами 17858, 17870, 17871, 17872, 17874, 17876, 17879, 17880, включены, соответственно, нежилые здания с кадастровыми номерами:
77:07:0012006:1109 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 107, 77:07:0012006:1200 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 17, 77:07:0012006:1201 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 87, 77:07:0012006:1202 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 79, 77:07:0012006:1204 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 14, 77:07:0012006:1206 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 22, 77:07:0012006:1209 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 70, 77:07:0012006:1211 по адресу: г. Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 68.
В Перечень на 2018 год под пунктами 18205, 18218, 18219, 18220, 18222, 18224, 18227, 18228, 18298 включены эти же 8 зданий, а также здание с кадастровым номером 77:07:0012006:5191 по адресу: г.Москва, ул. Верейская, д. 41, стр. 88.
Все указанные 9 зданий включены в Перечень на 2019 год под пунктами 19663, 19676, 19677, 19678, 19680, 19682, 19685, 19686, 19763; в Перечень на 2020 год под пунктами 4793, 13783, 19784, 4795, 22783, 20856, 10740, 1765, 16771; в Перечень на 2021 год под пунктами 19181, 19191, 19192, 19193, 19195, 19197, 19200, 19201, 19269; в Перечень на 2022 год под пунктами 17463, 17472, 17473, 17474, 17476, 17478, 17481, 17482, 17541.
Акционерное общество "Специализированный застройщик "Самолет-Верейская" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2017-2022 годы, ссылаясь на то, что названные здания (далее также - Здание 1109, Здание 1200, Здание 1201, Здание 1202, Здание 1204, Здание 1206, Здание 1209, Здание 1211, Здание 5191 и Здания - при совместном упоминании) не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее также - Закон о налоге на имущество).
Требования мотивированы тем, что административный истец являлся собственником Зданий, в отношении которых обязан уплатить налог на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости; для организации увеличено налоговое бремя.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал, ходатайствовал о прекращении производства по административному делу в части требований об оспаривании Перечней на 2017-2019 годы.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административный истец с 12 мая 2010 года по 14 сентября 2022 года являлся собственником Зданий, площадь каждого из которых, за исключением Здания 1206, не превышала 1000 кв.м.; площадь Здания 1206 составляла 1 761, 3 кв.м.; 14 сентября 2022 года Здания сняты с кадастрового учета в связи со сносом, который произведен на основании приказа от 10 января 2022 года N 01/21 в соответствии с проектом производства работ, согласно которому сроки проведения работ - начало 28 февраля 2022 года, окончание 26 августа 2022 года.
Никем не оспаривается, что административный истец, который являлся собственником Зданий, включенных в оспариваемые Перечни, обязан уплатить в отношении них налог на имущество организаций за налоговые периоды 2017-2022 годов исходя из их кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве заявителя на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2017-2022 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом его площади); совокупность перечисленных выше критериев не требуется.
При рассмотрении административного дела из объяснений представителя административного ответчика установлено, что Здания включены в оспариваемые Перечни по критерию вид разрешенного использования земельного участка, а Здание 1206 в Перечни на 2018-2022 годы также потому, что фактически, по мнению Правительства Москвы, используется для размещения объектов бытового обслуживания.
Материалами дела подтверждается, что Здания в спорных налоговых периодах располагались на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:4822 с видом разрешенного использования - "участки размещения административно-деловых объектов: объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7); объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (1.2.6)".
Указанный земельный участок принадлежит административному истцу; право собственности зарегистрировано в 2013 году; вид разрешенного использования установлен распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 21 февраля 2014 года N 2117 по обращению собственника. Согласно представленной в материалы дела информации указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны, для которой предусмотрены виды разрешенного использования с кодами 4.1, 4.5, 4.6, 4.7.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Применительно к статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, видам разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 и от 1 сентября 2014 г. N540, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, установленный в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка нельзя полагать определенным для целей статьи 378.2 НК РФ; его юридическая конструкция не в полной мере соответствует виду разрешенного использования, поименованному в пунктах 1.2.5, 1.2.7 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39, допускает использование на нем объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях; правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер.
При таких данных, представляется, что в настоящем случае критерий вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести Здания к административно-деловому центру, торговому комплексу без учета их предназначения и фактического использования в спорные периоды в соответствии с тем правовым режимом земельного участка, который соответствует статье 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно акту N 9071885/ОФИ от 8 сентября 2017 года Здание с кадастровым номером 77:07:0012006:1206 фактически используется для размещения объектов бытового обслуживания (32, 93% площади Здания используется под объекты бытового обслуживания, 67, 07% - под склады).
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Оценивая данный акт, суд находит, что он соответствует Порядку и отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам; акт составлен уполномоченными на то должностными лицами, подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний.
Оснований не доверять данному акту и ставить под сомнение его выводы, в том числе применительно ко всем спорным налоговым периодам, суд не имеет; правового значения время составления акта 2017 не имеет; обследование проведено в пределах спорных налоговых периодов и потому его выводы могут быть положены в основу настоящего решения. Приведенные в акте расчеты ясны, а итоговые суждения никем не оспорены, в том числе за проведением повторного обследования в порядке пункта 3.9. Порядка административный истец не обращался.
Согласиться с доводами стороны административного истца о том, что акт на Здание 1206 составлен формально, не представляется возможным. Заключение в акте подтверждаются описанием, приведенным в разделе 2, и фототаблицами.
На фотографиях зафиксированы таблички компаний, осуществляющих в деятельность Здании 1206 - автотехцентр "Аквабонус-Моторс", " PUMP SERVICE ", в отношении которых административным истцом никаких пояснений о том, что это за кампании, для чего и на каких основаниях они использовали помещения, равно как и доказательств того, что их работы там не соответствовали целям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, а деятельность не касалась бытового обслуживания автотранспортных средств, не представлено.
Само по себе отсутствие в акте фотографий помещений в Здании 1206 о его несоответствии Порядку и недостоверности отражённых в акте выводов не свидетельствует. Порядок не содержит императивных требований о приложении к акту каких-либо конкретных фотографий; о выявленных признаках размещения объектов бытового обслуживания (автосервис) в акте указано в разделе 2, где также приведены данные о площади, используемой в здании для данного вида деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье.
Административный истец, который оспаривает выводы Акта, объективных доказательств использования Здания 1206, по состоянию на 1 января каждого календарного года из числа спорных налоговых периодов, в целях не в соответствии со статьей 378. 2 НК РФ не представил.
К ссылкам административного истца на техническую документацию, в которой помещения Здания 1206 по состоянию на 12 февраля 2009 года классифицированы как гаражи, суд относится критически, поскольку такое использование Здания не подтверждается актом обследования, фототаблицей, а договоров аренды либо иных документов, подтверждающих позицию административного истца об использовании Здания 1206 в соответствии с его предназначением не под цели статьи 378.2 НК РФ, АО "СЗ "Самолет-Верейская", как уже указывалось выше, не представлено.
Ссылки административного истца на ГПЗУ от 10 марта 2021 года и подготовленную проектную документацию на снос 17 объектов недвижимости на вышеозначенном земельном участке, также не убеждают суд в том, что акт 2017 года не подтверждает фактическое использование Здания 1206 в спорные налоговые периоды, под цели в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Как видно из тома 5 проектной документации, подготовленной в 2021 году ООО "Мераком", на Здании 1206 в указанное время все еще продолжают находиться вывески "автотехцентр Аквабонус Моторс", "автосервис, автозапчасти для BMW "; из фотоиллюстраций, очевидно, не следует, что Здание 1206 не эксплуатируется и не используется для размещения объектов бытового обслуживания, к которым несомненно относится деятельность из сферы придорожного сервиса, касающаяся восстановления потребительских свойств, исправности, работоспособности и ресурсов транспортных средств, машин и оборудования или их составных частей для использования их по назначению.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что Здание 1206 нельзя полагать не соответствующим в спорных налоговых периодах признакам административно-делового и (или) торгового центра, установленным действующим законодательством о налогах и сборах; административным ответчиком представлены доказательства о том, что оно правомерно включено в оспариваемые Перечни, ввиду чего заявленные АО "СЗ "Самолет-Верейская" требования по этому объекту удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования по остальным 8 зданиям в соответствии с Порядком не осуществлялись; их площадь составляет менее 1000 кв.м. и согласно технической документации, экспликациям помещения в них имеют производственное и складское назначение; в ходе судебного разбирательства административным ответчиком никаких объективных доказательств их фактического использования, предназначения в целях осуществления деятельности, предусмотренной в статье 378.2 НК РФ, вопреки части 9 статьи 213 КАС РФ, не представлено. Ввиду указанного, оснований полагать, что эти объекты соответствуют критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости, и включены в оспариваемые Перечни правомерно, не имеется. Ссылки Правительства Москвы на то, что административный истец является собственником земельного участка, о соответствии спорных 8 зданий признакам административно-делового и торгового центра, установленным действующим законодательством, определенным статьей 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" в налоговых периодах 2017-2022 годов, не свидетельствуют.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы (по Зданиям 1109, 1200, 1201, 1202, 1204, 1209, 1211, 5191) не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в данной части; в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты Перечней (за исключением касающихся Здания 1206) подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
Руководствуясь статьями 194, 214 КАС РФ, суд отклоняет ходатайство административного ответчика о прекращении производства по административному делу в части требований, касающихся Перечней на 2017 - 2019 годы; в указанной части нормативный правовой акт не отменен, силу не утратил, его положения нарушают права административного истца. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия (часть 1 статьи 208 КАС РФ) и указанное право, как и обязанность суда разрешить спор в порядке главы 21 КАС РФ по существу, не зависят от установленных законодательством о налогах и сборах сроков и порядка возврата излишне уплаченных (удержанных) обязательных платежей.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4 500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 -180, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "Специализированный застройщик "Самолет-Верейская" удовлетворить частично.
Признать недействующим с 1 января 2017 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 17858, 17870, 17871, 17872, 17874, 17879, 17880.
Признать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 18205, 18218, 18219, 18220, 18222, 18227, 18228, 18298.
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 19663, 19676, 19677, 19678, 19680, 19685, 19686, 19763.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 4793, 13783, 19784, 4795, 22783, 10740, 1765, 16771.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 19181, 19191, 19192, 19193, 19195, 19200, 19201, 19269.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 17463, 17472, 17473, 17474, 17476, 17481, 17482, 17541.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления акционерного общества "Специализированный застройщик "Самолет-Верейская" отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Специализированный застройщик "Самолет-Верейская" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 декабря 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.