Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 26 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-315/2023 по иску Исаевой Анастасии Сергеевны к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сегежскому району, Министерству внутренних дел по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Исаева А.С. обратилась в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сегежскому району (далее также - ОМВД России по Сегежскому району), Министерству внутренних дел по Республике Карелия (далее также - МВД по Республике Карелия) о включении периодов работы в стаж в льготном исчислении, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет.
В обоснование заявленных требований Исаева А.С. указала, что приказом МВД по Республике Карелия N от ДД.ММ.ГГГГ уволена со службы в органах внутренних дел на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", по выслуге лет, дающей право на пенсию.
Однако пенсия не была назначена, Исаевой А.С. было разъяснено, что ей необоснованно в расчет выслуги лет включены в льготном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку занимаемые ей в указанный период должности не включены в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет.
Приказом МВД по Республике Карелия Nл/с от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт 6 приказа МВД по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с в части расторжения контракта и увольнения Исаевой А.С. со службы на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
С данным решением Исаева А.С. не согласна, ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла должностные обязанности, непосредственно связанные с охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Исаева А.С. просила суд признать за ней право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии из расчета один месяц службы за полтора периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в ИВС УВД по "адрес" и "адрес", - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского изолятора временного содержания "адрес"", - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского поста внутренней охраны ИВС подозреваемых и обвиняемых "адрес"", возложить на надлежащего ответчика обязанность исчислять указанные периоды службы в льготном исчислении и возложить на МВД по Республике Карелия обязанность назначить истцу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и отменить приказ МВД по Республике Карелия Nл/с от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 26 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 сентября 2023 г, исковые требования Исаевой А.С. удовлетворены частично. Суд признал незаконным приказ МВД по Республике Карелия Nл/с от ДД.ММ.ГГГГ;
на МВД по Республике Карелия возложена обязанность зачесть Исаевой А.С. в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца службы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в ИВС УВД по "адрес" и "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского изолятора временного содержания "адрес"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского поста внутренней охраны ИВС подозреваемых и обвиняемых "адрес"";
на МВД по Республике Карелия возложена обязанность назначить Исаевой А.С. пенсию по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с 26 августа 2022 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Исаевой А.С. отказано.
В кассационной жалобе МВД по Республике Карелия просит решение и апелляционное определение отменить как принятые с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с решением суда в части льготного исчисления периодов работы Исаевой А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указывает, что должности милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС и полицейского поста внутренней охраны спецчасти Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых не предусмотрены Перечнями, утвержденными приказами МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий" и от 20 декабря 2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
В письменных возражениях относительно кассационной жалобы Исаева А.С, соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Исаева А.С. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе:
с ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера спецприемника УВД по "адрес" и "адрес";
с ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания УВД по "адрес" и "адрес";
с ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского изолятора временного содержания ММ ОМВД России "адрес"" "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского поста внутренней охраны изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России " "адрес"" "адрес";
с ДД.ММ.ГГГГ в должности дознавателя отдела дознания МО МВД России " "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ в должности дознавателя отдела дознания ОМВД России по "адрес";
с ДД.ММ.ГГГГ в должности дознавателя отделения дознания ОМВД России по "адрес"
Приказом МВД по Республике Карелия Nл/с от ДД.ММ.ГГГГ Исаева А.С. уволена со службы из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с ДД.ММ.ГГГГ
При увольнении, по состоянию на дату расторжения контракта, выслуга лет Исаевой А.С. в календарном исчислении составила 16 лет 3 месяца 21 день, в льготном исчислении - 21 год 10 месяцев 6 дней.
Приказом МВД по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ МВД по Республике Карелия отменен пункт 6 приказа МВД по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с в части расторжения контракта и увольнения Исаевой А.С. со службы на основании пункта 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с ДД.ММ.ГГГГ
В стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении Исаевой А.С. не включены периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в ИВС УВД по "адрес" и "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского изолятора временного содержания МО МВД России " "адрес"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского поста внутренней охраны ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России " "адрес"", как не соответствующие Перечням должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденным приказами МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая заявленные исковые требования о включении периодов службы в льготный стаж, назначении пенсии, суд первой инстанции руководствовуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ем Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семьям в Российской Федерации", установив, что в спорные периоды Исаева А.С. проходила службу в конвойных подразделениях милиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет указанных периодов в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы МВД по Республике Карелия не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в числе прочего, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 690 в подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", предусматривающий перечень службы, прохождение которой засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении 1 месяц за 1, 5 месяцев, введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. N 684, вступившим в силу с 24 ноября 2003 г, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в указанных подразделениях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, который утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
Из вышеприведенных положений следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось, исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Судами установлено, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в ИВС УВД по "адрес" и "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского изолятора временного содержания МО МВД России " "адрес"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского поста внутренней охраны ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России " "адрес"" Исаева А.С. выполняла обязанности, непосредственно связанные с осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Проанализировав должностные инструкции милиционера охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в ИВС УВД по "адрес" и "адрес", полицейского изолятора временного содержания МО МВД России " "адрес"", полицейского поста внутренней охраны ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России " "адрес"", суд пришел к выводу, что в должностные обязанности по указанным должностям, которые занимала в определенные периоды Исаева А.С, входило осуществление охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
С учетом изложенного, установив, что фактически истец проходила службу в спорные периоды в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суды правомерно возложили на МВД по "адрес" обязанности включить спорные периоды прохождения службы истца в специальный стаж для определения выслуги лет в льготном исчислении.
Довод жалобы о том, что истец должен занимать должность, названную в перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД России ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N признан судебной коллегией необоснованным, поскольку основан на неправильном толковании закона.
Правительством Российской Федерации 15 сентября 2000 г. принято постановление N 690 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941", в соответствии с которым дополнен подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 указанием на включение в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел периода прохождения службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Достаточным условием для льготного исчисления выслуги лет является служба в конвойном подразделении милиции в должности, выполнение обязанности по которой связано с непосредственным осуществлением функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Факт выполнения истцом в спорные периоды функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений вытекает из самого наименования структурного подразделения - милиционер охраны (начальник отделения) конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД. В должностные обязанности истца входило, в том числе, осуществление охраны и конвоирование подозреваемых и обвиняемых.
Суды, оценив, имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что в спорные периоды истец проходила службу в качестве милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС УВД, полицейского изолятора временного содержания МО МВД, полицейского поста внутренней охраны ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД, что является достаточным основанием для включения спорных периодов в выслугу лет в льготном порядке, поскольку факт выполнения Исаевой А.С. функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений также вытекает из наименования должностей и структурного подразделения, в котором истец несла службу.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 26 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.