Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при ведении протокола помощником судьи Юриной Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" о признании недействующим приказа Комитета культурного наследия Саратовской области от 6 сентября 2022 года N01-04/202 "О включении объекта, обладающего признакам объекта культурного наследия, расположенного в городе Саратове на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева, в перечень выявленных объектов культурного наследия", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" на решение Саратовского областного суда от 30 января 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя административного истца ФИО7, возражения представителей Комитета культурного наследия "данные изъяты" ФИО8, ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО12 полагавшей, что решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом Комитета культурного наследия Саратовской области от 6 сентября 2022 года N01-04/202 "О включении объекта, обладающего признакам объекта культурного наследия, расположенного в городе Саратове на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева, в перечень выявленных объектов культурного наследия" (далее - Приказ N01-04/202) объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, достопримечательное место "Торговая площадь Сенная", расположенный в городе Саратове на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева, время создания (возникновения) объекта: середина XIX века, вид объекта - достопримечательное место, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Указанный приказ опубликован 7 сентября 2021 года на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (далее - ООО "Центральный рынок", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим Приказ N01-04/202, ссылаясь на несоблюдение Комитетом культурного наследия Саратовской области (далее - Комитет) порядка и процедуры по включению объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, установленного законодательством.
Решением Саратовского областного суда от 30 января 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Центральный рынок" просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку в материалы дела не представлено доказательств наделения административного ответчика полномочиями по инициированию процедуры выявления объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия и по организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта. Полагает, что нарушен порядок принятия оспариваемого приказа, а также нарушен порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Саратовской области и Комитетом культурного наследия Саратовской области представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, проанализировав федеральное и региональное законодательство, действовавшее на момент принятия оспариваемого акта, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа, осуществляющего в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, поскольку он основывается на нормах материального права, сделан в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Федеральный закон N 73-ФЗ определяет содержание понятия "объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" и относит к ним, помимо прочего, объекты недвижимого имущества с исторически связанными с ними территориями, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (абзац первый статьи 3).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 этого Федерального закона.
В Саратовской области отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Закон Саратовской области от 4 ноября 2003 года N 69-ЗСО.
В силу статьи 6 данного закона Саратовской области меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Саратовской области осуществляет уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти (региональный орган охраны объектов культурного наследия).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области:
осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление и государственный учет и региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия;
выявляет объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия;
выполняет функции по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности области;
организует работу по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории области, либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень;
формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 6 декабря 2021 года N 1051-П утверждено Положение о Комитете культурного наследия Саратовской области, согласно которому Комитет осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории области (далее - установленная сфера деятельности, объекты культурного наследия), а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти области (далее - переданные полномочия Российской Федерации).
Согласно пункту 11 Положения Комитет исполняет следующие функции:
- разрабатывает и принимает в целях реализации своих полномочий в пределах компетенции правовые акты в установленной сфере деятельности Комитета;
- организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
С учетом приведенных нормативных положений является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Приказ N 01-04/202 принят административным ответчиком в пределах его компетенции. Требования к опубликованию нормативного правового акта соблюдены, что не оспаривается административным истцом.
Проверяя процедуру принятия указанного приказа, суд правильно исходил из того, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Такой порядок утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 (далее - Порядок) и содержит положения, аналогичные установленным пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, об организации проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия, а также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Из пункта 2 названного Порядка следует, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:
- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта;
- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;
- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 3 Порядка).
Государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, ведется на бумажных и электронных носителях (пункты 7, 9 Порядка).
Пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Такой порядок на региональном уровне установлен Положением о порядке организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2015 года N 315-П (далее - Положение N 315-П).
Материалами дела подтверждается, что процедура организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками культурного наследия "Торговая площадь Сенная", была инициирована Комитетом культурного наследия Саратовской области в рамках предоставленных ему полномочий по организации проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (пункт 2 Порядка N 1905).
Так, Комитетом культурного наследия Саратовской области в целях реализации мероприятий по организации проведения работ по выявлению и государственному учету объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществлялись визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта здание "Рынок Сенной", что подтверждается представленными фотоматериалами, также сделан запрос в государственное автономное учреждение культуры "Научно- производственный центр" (далее ГАУК "НПЦ" от 9 августа 2022 года N 02-52/159 с целью получения архитектурного описания и историко-библиографических сведений объекта культурного наследия - здание "Рынок Сенной", а также информацию об объектах, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных в непосредственной близости к зданию "Рынок Сенной".
ГАУК "НПЦ" в адрес Комитета направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ N с приложением комплексного историко-архивного и библиографического исследования, а также архитектурное описание на объект "Рынок Сенной", а также на объекты, расположенные в непосредственной близости к зданию "Рынка Сенного".
Историко-архивное и библиографическое исследование содержит материалы фотофиксации разных лет как самого здания, так и соответствующей территории (площади), печатные материалы (например, газеты "Коммунист" 1967 года), данные о формировании с XIX века площади, на которой в настоящее время расположен рынок, истории его строительства и восстановления после пожара, архитектурное описание как здания рынка, так и расположенных на данной территории гостиницы и дома быта.
Так, согласно историко-архивному и библиографическому исследованию объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного в городе Саратове на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева Е.И, осуществленному начальником отдела исторической информации и исследования ГАУК "НПЦ по историко-культурному наследию Саратовской области" Давыдовым В.И, площадь, на которой расположен исследуемый объект, между улицами Большая Горная, Танкистов (ранее - Астраханский переулок), Соколовая и Пугачевская (Царевская), сформировалась в середине XIX века и по сегодняшний день не утратила свое первоначальное значение.
Также Комитетом 17 августа 2022 года направлен запрос в МБУ "Городское БТИ" на предоставление технического паспорта и ситуационного плана на объект, обладающий признаками объекта культурного наследия - здание "Рынок Сенной". Информация по данному запросу получена Комитетом путем самостоятельного подбора документов в архиве МБУ "Городское БТИ".
Таким образом, Комитетом получены в надлежащем объеме все необходимые для рассмотрения вопроса установления историко-культурной ценности рассматриваемого объекта.
Во исполнение пункта 9 Порядка N 1905 в Комитете ведётся список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия в электронном виде (далее - Список). Объект - здания "Рынок Сенной" - был включен в указанный список объектов, в соответствии с пунктами 7, 8 Порядка N 1905, что подтверждается приобщенным к материалам дела Списком.
Согласно пунктам 4, 5, 6 Порядка N 315-П вопрос об историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, подлежит в обязательном порядке рассмотрению на заседании общественного совета по культурному наследию при региональном органе охраны объектов культурного наследия (далее - Общественный совет).
Решение Общественного совета, принятое по рассмотрению обращения регионального органа охраны объектов культурного наследия и оформленное в виде протокола, должно содержать рекомендацию региональному органу охраны объектов культурного наследия о включении или об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 9 ноября 2015 года N 29 создан общественный научно-методический совет по культурному наследию при управлении по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области и утверждено Положение об общественном научно-методическом совете по культурному наследию при управлении по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области.
Вопрос установления историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками культурного наследия, расположенного в городе Саратове на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева, рассмотрен 23 августа 2022 года комитетом культурного наследия Саратовской области на заседании общественного научно-методического совета по культурному наследию Саратовской области.
Согласно протоколу заседания общественного научно-методического совета по культурному наследию при управлении по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ председательствовал председатель комитета культурного наследия Саратовской области и присутствовало 12 членов совета (л.д. 112 том 1). Решение о том, что объект "Торговая площадь Сенная, расположенная в городе Саратове на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева", обладает признаками объекта культурного наследия в виде достопримечательного места принято единогласно.
Принятие Общественным советом такого решения по вопросу установления историко-культурной ценности здания "Рынок Сенной" не свидетельствует о нарушении конкретных предписаний закона, устанавливающих порядок принятия нормативного правового акта, при наличии у Общественного совета сведений, позволяющих установить, что признаками объекта культурного наследия, в том числе исходя из содержания представленного историко-архивного и библиографического исследования. Кроме того, вопросы, касающиеся предмета охраны, разрешаются после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ).
На заседании были установлены критерии историко-культурной ценности объекта: время создания (возникновения) объекта, вид объекта, общая видовая принадлежность, обосновывающие его включение в перечень выявленных объектов культурного наследия, что подтверждается актом об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия от 23 августа 2022 года (л.д.110 том 1), что соответствует пункту 7 Порядка N 315-П.
Таким образом, в результате проведенной работы административным ответчиком была установлена историко-культурная ценность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по указанному ранее адресу, поскольку он обладает признаками, определенными статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 Прядка N 315-П акт об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утверждается решением регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
На основании акта об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, Комитетом культурного наследия Саратовской области от 23 августа 2022 года принят оспариваемый Приказ N 01-04/2022.
7 декабря 2022 года составлена учетная карта объекта, представляющего собой историко-культурную ценность.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятие отдельного решения об утверждении акта об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, не требуется, акт считается утвержденным самим принятием решения регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении административным ответчиком процедуры выявления объекта культурного наследия - достопримечательного места "Торговая площадь Сенная.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости включения объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия лишь на основании заявления, оформленного в соответствии с требованиями Порядка N 1905, являются несостоятельными, поскольку приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 1142 в Порядок N 1905 внесены изменения, пункты 4 - 6, касающиеся содержания заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и его приложений, а также само Приложение к Порядку N 1905, содержащее форму указанного заявления признаны утратившими силу. С момента вступления в законную силу указанного приказа для организации региональным органом охраны объектов культурного наследия проведения работ по выявлению и государственному учёту объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, обязательное наличие заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр, необязательно.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении административным ответчиком пункта 3 Порядка N 315-П судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку обязанность направления запросов в орган местного самоуправления муниципального образования области, в государственный архив Саратовской области с целью получения исторических сведений об объекте, обладающем признаками объекта культурного наследия, в архив муниципального образования области предусмотрена при поступлении заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В данном случае заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не поступало (с момента вступления в законную силу приказа Министерства культуры Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 1142 наличие такого заявления не обязательно).
Кроме того, само по себе ненаправление запроса в орган местного самоуправления, безусловно не свидетельствует о существенности нарушения процедуры выявления объекта культурного наследия, поскольку на основании иных полученных материалов, в том числе ответов органов технической инвентаризации, архивных документов, проанализированных специалистом государственного учреждения культуры, архитектурного описания, было достоверно установлено наличие признаков объекта культурного наследия.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о соответствии оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что подтверждается приведенным выше историко-архивным и библиографическим исследованием, заключение которого является письменным доказательством допустимым и относимым на стадии принятия решения о включении достопримечательного места в перечень выявленных объектов культурного наследия, но и актом государственной историко-культурной экспертизы от 28 февраля 2023 года, проведенной в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ, обязывающего региональный орган охраны объектов культурного наследия после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Приказом Комитета культурного наследия Саратовской области от 6 апреля 2023 года N 01-04145 указанный объект культурного наследия - достопримечательное место "Торговая площадь Сенная, середина XIX века по адресу: Саратовская область, в г. Саратове, на территории, ограниченной улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева" включен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации в категории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
В связи с чем, на день рассмотрения дела в апелляционном порядке оспариваемый приказ утратил силу.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 19 апреля 2023 года N 147331-р объект культурного наследия местного (муниципального) значения "Торговая площадь Сенная", середина XIX век 1950-1970 годы, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, территория, ограниченная улицами Большая Горная, Танкистов, Соколовая, им. Е.И. Пугачева зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера 6423313766400041710998620004.
Судом первой инстанции доказательства оценены по правилам статьи 84 КАС РФ, нарушение порядка оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены верно, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Саратовского областного суда от 30 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.