Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре ФИО6, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца - ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 21 февраля 2023 года N 453-р, от 8 июня 2023 года N 1546-р, от 10 августа 2023 года N 2162-р.
В пункте 127 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
ФИО1, являющаяся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в указанном здании, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 127 Перечня, полагая, что включение объекта в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт 127 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В обоснование доводов жалобы административный ответчик указывает, что спорное здание согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование "административное здание", а также расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "под строительство административно-торговых зданий", что свидетельствует о правомерности включения объекта недвижимости в оспариваемый перечень на 2023 год.
Административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу административного ответчика, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - ФИО8, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Верховного Суда Республики Татарстан, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Статьей 402 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани с определением налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также налоговой ставки в размере 2 процентов в отношении объектов налогообложения включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0, 5 процента (подпункты 4, 5 пункта 1).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня, согласно которому в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый Перечень опубликован на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru до начала наступления налогового периода.
Изучив порядок принятия вышеуказанного нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением требований к форме, порядку его принятия и введения в действие.
Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта и введения его в действие в суде апелляционной инстанции не оспаривается и судебной коллегией не проверяется.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень на 2023 год подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Спорный объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 3 664, 1 кв.м имеет назначение - "нежилое", наименование - "административное здание".
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под строительство административно-торговых зданий".
Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено спорное нежилое здание с кадастровым номером N, безусловно не свидетельствуют о том, что на таком земельном участке предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку включение спорного здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества должно быть обусловлено предназначением для использования или фактическим использованием данного здания в соответствующих целях.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он основан на нормах права, регулирующих спорные отношения и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, не позволяет сделать однозначный вывод, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, отнести его к объектам, подлежащим включению в Перечни, нельзя, в связи с чем чтобы признать спорное нежилое здание, относящимися к объектам, используемым в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно экспликации к поэтажному плану строения, представленного в материалы дела технического паспорта, составленного по состоянию на 25 июня 2008 года здание включает в себя:
- на первом этаже общей площадью 724, 4 кв.м. имеется основная площадь офисного назначения 496, 3 квадратного метра (зал, кабинеты, тамбуры, офисы); вспомогательная площадь 228, 1 кв.м. (лестничные клетки, тамбуры, коридоры, комнаты приема пищи, санузлы, кладовая уборки инвентаря, комната охраны);
- на втором этаже площадью 746, 3 кв.м. включает в себя основную площадь офисного назначения 582, 8 кв.м. (зал, кабинеты); вспомогательную площадь 163, 5 кв.м. (санузлы, коридор, лестничная клетка, подсобное помещение, ксероксная);
- на третьем этаже площадью 737, 3 кв.м. значится основная площадь офисного назначения 444, 7 кв.м. (кабинеты, комната, конференц-зал), вспомогательная площадь 292, 6 кв.м. (лестничные клетки, серверная, кладовая, санузлы, комната приема пищи, вентиляционная камера);
- на четвертном этаже площадью 739, 4 кв.м. состоит из основной площади офисного назначения 563, 1 кв.м. (кабинеты, офисы, приемная), вспомогательной площади 176, 3 кв.м. (лестничные клетки, санузлы, подсобные помещения, коридоры);
- на цокольном этаже площадью 716, 7 кв.м. основная площадь офисного назначения составляет 618, 8 кв.м. (технические помещения), вспомогательная - 97, 9 кв.м. (лестничные клетки, коридоры, электрощитовая комната, тепловой узел, санузлы).
Следует отметить, что общая площадь помещений с назначением "офис" составляет 667, 6 кв.м (201, 7 кв.м, 39 кв.м, 125, 4 кв.м, 71, 4 кв.м, 139, 2 кв.м, 90, 9 кв.м), что составляет 18, 2 процента от общей площади здания.
Кроме того, назначение помещений "кабинет" не тождественно назначению "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и без проведения мероприятий по установлению их фактического использования не могут быть учтены в качестве помещений, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В спорном здании расположено 23 нежилых помещения, в том числе нежилое помещение с кадастровым номером N, принадлежащее административному истцу на праве собственности.
На юридически значимый период времени помещения с кадастровыми номерами N сняты с государственного кадастрового учета.
Представленные в материалы дела технические паспорта, составленные республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, отделением по городу Казани филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Татарстан в период с 10 декабря 2008 года по 11 июля 2011 года на нежилые помещения, расположенные в спорном здании не подтверждают наличие помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как верно установлено судом первой инстанции, из помещений, расположенных в спорном здании, сведения о которых в ЕГРН на момент принятия оспариваемого Перечня значились как актуальные, только в одном из них имеются площади, предназначенные для размещения торговых объектов. Площадь указанного помещения, предназначенного для размещения торговых объектов, составляет 228, 5 кв.м, что составляет 6, 2% от общей площади здания.
Представленный административным истцом технический паспорт административного здания, расположенного по адресу: "адрес", составленный по состоянию на 15 ноября 2022 года также не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Следовательно, суд первой инстанции правильно констатировал, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, здание не подлежало включению в Перечень на 2023 год.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Как установлено судом и не опровергается административным ответчиком, осмотр здания и помещений в нем на предмет их фактического использования на момент издания оспариваемого нормативного правового акта не проводился, доказательства фактического использования здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а помещений - для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, отсутствовали.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования, спорное здание в Перечень на 2023 год также не могло быть включено.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным НК РФ не представлено.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.