Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Орловой И.Н. и Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 декабря 2023 года кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2023 года по административному делу N 2а-602/2023 по административному исковому заявлению Зеленодольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать центральное холодное водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения в ее поддержку посредством видеоконференц-связи представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Пименовой Н.Н, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зеленодольский городской прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет района) в части не организации центрального холодного водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства о водоснабжении поселка Дубровка Новопольского сельского поселения Зеленодольского района (Центральная и Западная Ореховка) по следующим улицам: Яшел Алан, Солнечная, Ак Кощ, Дубравная, Дуслык, Тенистая, Яшляр Урам, Шатлык Урам, Приозерская, Главная, Майская, Зеленая, Светлая, Кленовая:, Изумрудная, Титова, Гагарина, Федосова; возложении обязанности организовать центральное холодное водоснабжение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проверки установлено, что жители поселка Дубровка Новопольского сельского поселения (Центральная и Западная Ореховка), где проживают более 1 000 человек, систематически остаются без надлежащего водоснабжения, водонапорные башни и сети никем не обслуживаются, а аварийные ситуации устраняются за счет личных средств жителей. Кроме того, договоры на водоснабжение жителями указанной местности заключены с ООО "УК "Ореховка", которое устранилось от надлежащей работы в названной сфере, денежные средства за поставленные ресурсы не взимаются и тарифы в настоящее время не утверждены.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 мая 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 12 декабря 2023 года, Исполнительный комитет района просит отменить апелляционное определение как постановленное при неправильном применении норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции, указав, что сети водоснабжения не являются бесхозяйными. Судом первой инстанции верно установлено, что собственником сетей Центральной и Западной Ореховки является ООО "УК "Ореховка", которое до определенного времени представляла необходимый пакет документов, тарифы не утверждены в связи с окончанием действия лицензии, сети водоснабжения, также как и водоотведения, находятся в собственности общества, и именно оно осуществляет эксплуатацию сетей, поставку воды и оказывает услуги по водоотведению, в связи с чем настоящий административный иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Кроме того, общество является гарантирующим поставщиком на основании документов, утвержденных Исполнительным комитетом Новопольского сельского поселения (далее - Исполнительный комитет сельского поселения), коттеджный поселок расположен на частной земле, имеет огороженную и охраняемую территорию, внутрипоселковые дороги и иную инфраструктуру, которой владеет и обслуживает данное общество.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25 декабря 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не допущено судом апелляционной инстанции.
Право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями предусмотрено частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 КАС РФ.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в 2008 году ООО "Унистрой - Новый дом", являясь собственником земельного участка, расположенного на территории поселка Дубровка Новопольского сельского поселения, построило коттеджный поселок, называемый жителями Западная и Центральная Ореховка, включая инженерные сети (проезды, скважины, водопровод и т.д.), для обслуживания которых создана управляющая компания - ООО "УК "Ореховка".
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, ООО "УК "Ореховка" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером N площадью 6993 кв.м, относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - для жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес";
- земельный участок с кадастровым номером N площадью 4544 кв.м, относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: "адрес". Принадлежит на праве аренды - ТСЖ "Ореховка";
- насосная станция с кадастровым номером 16:20:170101:546, расположенной по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, п. Дубровка, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись о регистрации от 14 января 2010 года.
7 декабря 2009 года заключен договор купли-продажи основных средств N 2-ВК, по условиям которого ООО "Унистрой - Новый Дом" передало в собственность ООО "УК "Ореховка" имущество, расположенное по адресу: "адрес"" в виде:
- магистральных водопроводных труб (питьевых) по ул. "адрес", вода в коттеджи 2370, 0 пог.м, колодцы водопроводные уличные - 126 штук, стоимостью 6 271 869 (шесть миллионов двести семьдесят одна тысяча восемьсот шестьдесят девять) руб.;
- магистральных канализационных труб (технических) по ул. "адрес" вода в коттеджи 2398 пог.м, колодцы канализационные уличные - 211 штук, стоимостью 4 867 380 (четыре миллиона восемьсот шестьдесят семь тысяч триста восемьдесят) руб.
Согласно акту обследования объекта земельных отношений от 3 мая 2023 года N 26, подготовленного Главным специалистом отдела контроля и услуг Исполнительного комитета района Гайнуллиной Ф.Ф, в ходе визуального осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N расположены три водонапорные башни, каждая из которых имеет свою водяную скважину. Также на данной территории имеется операторная, вышка сотовой связи и трансформаторная будка электросвязи. Доступ к данному земельному участку ограничен, территория по периметру огорожена забором из профнастила. На земельном участке с кадастровым номером N расположена операторная, возведенная из кирпича, с крышей из металлочерепицы, имеется одна водонапорная башня с водяной скважиной и складское помещение. Территория огорожена забором из железобетонных плит и имеет металлические ворота. На территории произрастает древесно-кустарниковая растительность.
Постановлением Исполнительного комитета сельского поселения от 31 января 2018 года N 8 утверждена схема водоснабжения и водоотведения на 2018 - 2030 годы Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Постановлением Исполнительного комитета сельского поселения от 1 марта 2023 года N 8 в указанную схему внесены дополнения: в раздел 5 "Перспективная схема водоснабжения" добавлена схема водоснабжения по Центральной и Западной Ореховке поселка Дубровка.
Постановлением Исполнительного комитета сельского поселения от 12 августа 2019 года N 77 ООО "УК "Ореховка", осуществляющей водоотведение на территории коттеджных поселков Дубровка "Западная Ореховка", Дубровка "Центральная Ореховка", Дубровка "Загородный клуб", и эксплуатирующего канализационные сети, присвоен статус гарантирующей организации в сфере водоотведения (пункт 1); признано утратившим силу постановление Исполнительного комитета сельского поселения от 31 января 2018 года N 9 "О присвоении ООО "РСК" статуса гарантирующей организации.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что холодное водоснабжение поселка Дубровка Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (Центральная и Западная Ореховка) организовано с использованием скважин, насосов, водонапорных башен и системы водоснабжения, водоотведения, построенных застройщиком коттеджного поселка ООО "Унистрой-Новый Дом" на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства, и впоследствии переданных в собственность ООО "УК Ореховка", в реестре муниципальной собственности указанные объекты не находятся, в связи с чем пришёл к выводу об отсутствии у Исполнительного комитета района полномочий по организации мероприятий, направленных на обслуживание, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоснабжения, а также инициирования признания права муниципальной собственности на объекты водоснабжения в указанном населенном пункте как бесхозяйных.
Не согласившись с указанными выводами, отменяя решение суда и передавая административное дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, указав, что решение вопроса в области обеспечения холодного водоснабжения на территории Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района зависит не только от полномочий Исполнительного комитета района, но и от деятельности Исполнительного комитета сельского поселения, на территории которого расположены объекты используемые для организации холодного водоснабжения, который привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а вопрос о необходимости привлечения данного органа местного самоуправления в качестве административного соответчика судом первой инстанции не обсуждался.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, основаны на нормах процессуального законодательства - статьях 37, 135, 309, 310 КАС РФ.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяя круг вопросов местного значения в зависимости от уровня муниципального образования, решение вопроса об организации водоснабжения населения в границах сельского поселения, входящего в состав муниципального района, возложил на орган местного самоуправления соответствующего района (пункт 4 части 1, часть 3, часть 4 статьи 14), закрепив возможность принятие субъектами Российской Федерации законов и принятых в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений положений, наделяющих сельские поселения полномочием по организации водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного закона, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения определяются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении").
В силу положений пункта 16 части 3 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" к вопросу местного значения сельского поселения отнесено полномочие по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", при рассмотрении апелляционных жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно статьям 37 и 38 КАС РФ, лицами, участвующими в деле, являются стороны: административный истец и административный ответчик.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный ответчик или его представитель может уточнить требования административного истца и фактические основания этих требований (пункт 1 части 2 статьи 135 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, правильно указал на неправомерность не привлечения Исполнительного комитета сельского поселения к участию в деле в качестве административного ответчика, наделенного в силу закона полномочиями в сфере водоснабжения, издавшего в рамках предоставленных полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" ряд нормативных документов по утверждению схемы водоснабжения, определению гарантирующего поставщика.
Таким образом, судом первой инстанции фактически был разрешен вопрос о правах и об обязанностях органа (лица), не привлеченного к участию в административном деле, в соответствующем закону статусе.
Допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального закона обоснованно расценены судом апелляционной инстанции в качестве безусловных оснований для отмены решения суда и направления административного дела на новое рассмотрение.
В связи с изложенным доводы подателей кассационной жалобы о правомерности выводов суда первой инстанции с учетом направления дела на новое рассмотрение оценке кассационным судом не подлежат и могут быть заявлены при новом рассмотрении настоящего административного дела.
При новом рассмотрении настоящего административного дела, суду необходимо учесть следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение определяется как водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Под нецентрализованной системой холодного водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 того же Закона).
Частью 9 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 в пунктах 71 и 74 содержат аналогичные нормы.
Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных нормативных положений, организация водоснабжения холодной (питьевой и (или) технической) водой возможна путем использования централизованной системы холодного водоснабжения, нецентрализованной системы холодного водоснабжения и путем подвоза воды населению соответствующей территории.
Для правильного рассмотрения настоящего дела исходя из приведенного правового регулирования суду необходимо выяснить, к какой категории системы водоснабжения отнесена проложенная инженерная сеть, и исходя из этого разрешить заявленные требования прокурора.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.