Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития сфер жилищного строительства, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства в Липецкой области
1.1. Анализ ситуации в сфере жилищного строительства
За последние годы в Липецкой области (далее также - область) наращиваются темпы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. С 2005 по 2012 год в области построено и введено в эксплуатацию 5,6 млн. кв. м жилья. Область входит в 10 субъектов РФ - лидеров по вводу жилья на душу населения. С 2005 по 2012 год объемы ввода жилья увеличились в 1,6 раза: с 508 тыс. кв. м в 2005 году до 807 тыс. кв. м в 2012 году.
Объем вводимого в эксплуатацию жилья в Липецкой области в 2005 - 2012 годах (тыс. кв. м)
В последние годы изменилось соотношение объемов ввода в эксплуатацию жилья, строящегося организациями-застройщиками и населением. Если в 2005 - 2008 годах ввод индивидуального жилья составлял 44 - 54% от общего объема ввода жилья, то в 2009 - 2012 годах - 61 - 74%. Это говорит о том, что жители области при выборе способа улучшения жилищных условий отдают предпочтение строительству индивидуального жилья.
Рост объемов ввода жилья в эксплуатацию позволил обеспечить значительное увеличение ввода жилья на душу населения. С 2005 по 2012 год этот показатель увеличился в 1,6 раза.
По итогам 2012 года в области введено в эксплуатацию 0,69 кв. м на человека, что в полтора раза больше, чем в среднем по стране - 0,45 кв. м на человека. По данному показателю область заняла четвертое место в Российской Федерации после Московской области, Краснодарского края и Белгородской области.
Годовая потребность в строительстве и вводе в эксплуатацию жилья, исходя из 1 кв. м. на человека, составляет свыше 1,1 млн. кв. м. По данным Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области на конец 2012 года в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 21,7 тыс. семей, что составляет 4,7% от количества всех семей.
Резерв ввода жилья в эксплуатацию сосредоточен в незавершенном строительстве жилых домов. По состоянию на 01.01.2013 г. 236 жилых домов (без индивидуальных) общей площадью 475,6 тыс. кв. м находятся в незавершенном строительстве.
Существующие объемы жилищного строительства только на 67% удовлетворяют существующий спрос населения области.
Для преодоления сложившейся ситуации необходимо увеличить долю вводимого жилья экономического класса, прежде всего малоэтажного, построенного с использованием современных строительных материалов и конструктивных систем и отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Одним из условий развития жилищного строительства является обеспечение населенных пунктов области градостроительной документацией.
С 2005 по 2010 годы разработаны и утверждены: схема территориального планирования Липецкой области; генеральные планы, правила землепользования и застройки и планировочная документация на все городские округа, городские и сельские поселения - центры муниципальных районов, а именно: городские округа Липецк и Елец, городские поселения Усмань, Лебедянь, Чаплыгин, Данков, Задонск, Грязи, села Доброе, Боринское, Тербуны, Красное, Долгоруково, Хлевное, Измалково, Волово, Становое и поселки Ключ Жизни и Лев Толстой.
В 2011 году завершена разработка, а в 2013 году - утверждение схем территориального планирования во всех муниципальных районах области.
До 2014 года будет разработана документация территориального планирования и градостроительного зонирования на большую часть сельских поселений области, за исключением тех муниципальных образований, которыми в 2012 году были приняты решения об отсутствии необходимости разработки указанных документов. В связи с изменением социально-экономической ситуации, в том числе в муниципалитетах, в большинстве сельских поселений планируется принятие решений о разработке генпланов и правил землепользования и застройки. Большая работа предстоит по обеспечению муниципальных образований области документацией по планировке территорий.
Однако органы местного самоуправления испытывают дефицит собственных финансовых средств на подготовку генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий.
В настоящее время существует острая необходимостью актуализации схемы территориального планирования Липецкой области (далее - СТП области) в части транспортной инфраструктуры (отображение объектов регионального значения автомобильного, железнодорожного транспорта, отображение приаэродромных территорий), а также в части отображения информации об особых экономических зонах федерального и регионального уровней.
В дальнейшем в связи с изменениями в различных отраслях социально-экономического положения области необходимость внесения изменений в СТП области также останется актуальной.
К рискам развития жилищного строительства на территории области относятся:
- высокая рыночная стоимость жилья, что делает его приобретение малодоступным для основной доли населения области с невысокими доходами (работники бюджетной сферы, молодые, неполные и многодетные семьи, жители сельской местности);
- низкие темпы обеспечения жильем жителей области, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также высокая потребность в предоставлении жилья отдельным категориям граждан, определенным федеральным и областным законодательством (дети-сироты, вынужденные переселенцы, уволенные с военной службы, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, молодые и многодетные семьи и другие);
- отсутствие рынка доступного арендного жилья для граждан с невысоким уровнем доходов;
- административные барьеры при реализации проектов жилищного строительства, в том числе при выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, оформлении исходно-разрешительной документации;
- несвоевременное обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, выделяемых под жилищное строительство, в связи с высокой стоимостью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения вновь построенных или реконструированных объектов капитального строительства;
- отсутствие утвержденных документов территориального планирования отдельных муниципальных образований области.
Решение данных проблем необходимо для сохранения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на недвижимость, формирования рынка доступного жилья, а также развития сбалансированной системы финансирования жилищной сферы, усиления мер государственной поддержки граждан в решении их жилищных проблем, привлечения в жилищную сферу долгосрочных финансовых ресурсов.
В связи с высокой потребностью в капитальных вложениях и невозможностью их финансового обеспечения в пределах одного финансового года решение существующих проблем развития жилищного строительства возможно только программно-целевым методом при условии концентрации бюджетных ресурсов и их целевого использования.
1.2. Анализ ситуации в сфере обеспечения населенных пунктов Липецкой области объектами социальной инфраструктуры
Рост объемов жилищного строительства в последние годы опережает темпы строительства объектов социальной инфраструктуры. Ранее построенные объекты имеют высокий уровень износа и не соответствуют современным требованиям. Остро стоит вопрос обеспеченности дошкольными учреждениями. В общеобразовательных школах часть детей обучаются в 2 - 3-сменных режимах, что не соответствует санитарным нормам и уровню безопасности. Существует потребность в строительстве спортивно-оздоровительных комплексов, спортивных залов и площадок, бассейнов, катков. В результате дефицита мощности объектов социальной инфраструктуры снижается уровень комфортного проживания граждан в населенных пунктах области.
Увеличение объемов жилищного строительства, необходимое для удовлетворения существующего спроса и повышения его доступности для населения, требует строительства новых и реконструкцию существующих объектов социальной инфраструктуры.
В связи с высокой потребностью в капитальных вложениях и невозможностью их финансового обеспечения в пределах одного финансового года решение проблем высокого износа объектов социальной инфраструктуры или их отсутствия возможно только программно-целевым методом при условии концентрации бюджетных ресурсов и их целевого использования.
1.3. Состояние жилищного фонда и коммунального хозяйства в Липецкой области
Жилищно-коммунальное хозяйство - это многоотраслевой комплекс, деятельность которого связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах и является неотъемлемой частью жизнеобеспечения граждан.
Жилищный фонд области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 31 млн. кв. м, в том числе:
18,7 млн. кв. м - в городах и поселках городского типа (60%);
12,3 млн. кв. м - в сельской местности (40%).
На муниципальный жилищный фонд приходится 1,9 млн. кв. м (6,2% от всего жилищного фонда области), на частный - 28,9 млн. кв. м (93,2%), из него индивидуальный - 28,6 млн. кв. м (92,4%). Жилищный фонд области насчитывает 571 тыс. квартир и частных домов.
По сравнению с 2011 годом жилищный фонд в 2012 году увеличился на 409 тыс. кв. м или на 1,3%.
Удельный вес общей жилой площади в Липецкой области, оборудованной водопроводом и водоотведением, составил 82,5% и 80,9%, соответственно, что выше среднего уровня по Российской Федерации.
За период с 2008 года по 2012 год на территории муниципальных образований Липецкой области выполнен капитальный ремонт в 1 450 многоквартирных домах, ликвидировано 89,0 тыс. кв. м аварийного жилья и переселено в благоустроенное жилье более 6,3 тыс. человек.
Вместе с тем, проблема необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирных жилых домах и расселения аварийного жилья остается актуальной.
На 1 января 2013 года проведение выборочного капитального ремонта требуется в многоквартирных домах общей площадью около 3970 тыс. кв. м.
Жилищный фонд Липецкой области, признанный по состоянию на 1 января 2012 года аварийным, составляет 74,2 тыс. кв. м.
В целях решения указанной проблемы продолжается взаимодействие с Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для капитального ремонта многоквартирных домов является наличие региональных адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда в благоустроенное жилье, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Обеспечение населения чистой питьевой водой является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Липецкой области.
Централизованное питьевое водоснабжение в области осуществляется полностью из подземных источников. Однако, проблема обеспечения качественной питьевой водой потребителей области до конца не решена. Сверхнормативные загрязнения подземных водоносных горизонтов не зафиксированы в г. Ельце и Краснинском районе. На территории остальных муниципальных образований в той или иной степени имеет место несоответствие качества питьевой воды установленным нормативам.
Сложившаяся ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения (устройству зон санитарной охраны скважин, тампонажу бездействующих скважин, которых насчитывается более 500 шт. и т.д.), неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством экономических механизмов в сфере водопользования.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области за 2012 год подано в сеть на хозяйственно-питьевые нужды 119,7 млн. куб. м воды. При этом потери воды составили 31,7 млн. куб. м или 27%. Это обусловлено высокой, свыше 70%, степенью износа водопроводных сетей и нерациональным расходованием воды потребителями. Более 40% водопроводных сетей нуждаются в замене.
В 2012 году через канализационные очистные сооружения пропущено 73,8 млн. куб. м сточных вод, из них 12,2 млн. куб. м или 16,5% очищены до нормативных значений. Около трети канализационных сетей нуждаются в замене.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.
Вследствие низких капитальных вложений инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.
Не соответствует нормативным требованиям и уровень благоустройства населенных пунктов или отдельных жилых районов муниципальных образований области. В результате остаются нерешенными проблемы создания благоприятных условий для проживания населения, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановки, улучшения эстетического облика населенных пунктов, сохранение исторического и культурного наследия.
В связи с высокой потребностью в капитальных вложениях и невозможностью их финансового обеспечения в пределах одного финансового года решение существующих проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства возможно только программно-целевым методом при условии концентрации бюджетных ресурсов и их целевого использования.
2. Приоритеты государственной политики в сфере развития жилищного строительства, социальной инфраструктуры и улучшения состояния жилищно-коммунального хозяйства, краткое описание цели и задач Государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Приоритеты областной государственной политики в сферах жилищного строительства, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства определены в соответствии с приоритетами и целями государственной политики, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ (далее - Стратегия развития Липецкой области).
Государственная программа предусматривает комплексное развитие жилищного строительства, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. Одновременно выделяются следующие приоритеты:
а) в сфере развития жилищного строительства:
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, преимущественно, экономического класса и малоэтажного;
- обеспечение всех населенных пунктов области градостроительной документацией;
- опережающее обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях своевременного ввода в эксплуатацию жилья;
- повышение спроса на рынке жилья и доступности жилья для населения путем оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан на приобретение и строительство жилья;
- снижение административных барьеров в строительстве;
- обеспечение завершения строительства жилых домов, осуществляемых с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками;
б) в сфере развития социальной инфраструктуры: повышение уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала", прежде всего за счет развития инфраструктуры учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, что предполагает:
- строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры;
- оказание поддержки местным бюджетам на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт социальных объектов муниципальной собственности;
в) в сфере комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства:
- улучшение комфортных и безопасных жилищных условий населения за счет проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда в благоустроенное жилье, также с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства;
- повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований области, укрепление материально-технической базы для выполнения намеченных мероприятий по благоустройству муниципальных образований;
- развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения Липецкой области к качественной питьевой воде и услугам водоотведения.
В соответствии с приоритетами государственной политики в сферах развития жилищного строительства, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства целью Государственной программы является обеспечение населения Липецкой области комфортным и доступным жильем и услугами ЖКХ.
Для достижения цели Государственной программы предполагается решение следующих задач:
а) создание условий для обеспечения населения Липецкой области качественным жильем, отвечающим стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;
б) повышение качества условий проживания населения Липецкой области за счет обеспечения населенных пунктов области социальной инфраструктурой;
в) повышение качества условий проживания населения Липецкой области за счет обеспечения населенных пунктов области коммунальной инфраструктурой.
Для оценки эффективности реализации Государственной программы предусмотрены индикаторы и показатели, характеризующие достижение цели и выполнение установленных задач Государственной программы.
Индикаторами достижения цели Государственной программы являются:
- общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя;
- коэффициент доступности жилья;
- доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда.
Показатели решения задач:
- годовой объем ввода в эксплуатацию жилья;
- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;
- количество выданных ипотечных кредитов;
- снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке к уровню 2012 года;
- площадь введенных в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры за счет средств областного бюджета;
- доля площади многоквартирных домов, требующих проведения капитального ремонта;
- доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными;
- доля населения, потребляющего качественную питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН;
- доля производственных мощностей объектов водоотведения (КНС, ОС), требующих восстановления;
- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Состав показателей (индикаторов) Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения цели и решения задач Государственной программы. Аналогичный принцип использован при определении показателей подпрограмм в составе Государственной программы.
Перечень индикаторов и показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери их информативности (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики в жилищной сфере, строительстве объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, благоустройстве территорий населенных пунктов.
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами Государственной программы
В состав Государственной программы включено 7 подпрограмм:
подпрограмма 1 "Ипотечное жилищное кредитование";
подпрограмма 2 "Свой Дом";
подпрограмма 3 "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей";
подпрограмма 4 "Стимулирование жилищного строительства в Липецкой области";
подпрограмма 5 "Повышение качества условий проживания населения области за счет обеспечения населенных пунктов области социальной инфраструктурой";
подпрограмма 6 "Улучшение качества жилищного фонда, развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры Липецкой области";
подпрограмма 7 "Ипотечное кредитование молодых учителей".
Сведения о взаимосвязи результатов выполнения подпрограмм с целевыми индикаторами Государственной программы приведены в таблице.
Таблица
Наименование целевых индикаторов Государственной программы, на решение которых направлены подпрограммы |
Наименование задач и подпрограмм Государственной программы |
Индикатор 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя. Индикатор 2. Коэффициент доступности жилья. |
Задача 1. Создание условий для обеспечения населения Липецкой области качественным жильем, отвечающим стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Подпрограмма 1 "Ипотечное жилищное кредитование". Подпрограмма 2 "Свой Дом". Подпрограмма 3 "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей". Подпрограмма 4 "Стимулирование жилищного строительства в Липецкой области". Подпрограмма 7 "Ипотечное кредитование молодых учителей". |
Индикатор 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя. |
Задача 2. Повышение качества условий проживания населения Липецкой области за счет обеспечения населенных пунктов области социальной инфраструктурой. Подпрограмма 5. "Повышение качества условий проживания населения области за счет обеспечения населенных пунктов области социальной инфраструктурой". |
Индикатор 3. Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда |
Задача 3. Повышение качества условий проживания населения Липецкой области за счет обеспечения населенных пунктов области коммунальной инфраструктурой. Подпрограмма 6. "Улучшение качества жилищного фонда, развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры Липецкой области". |
4. Краткое описание этапов и сроков реализации Государственной программы с указанием плановых значений индикаторов цели и показателей задач по годам реализации Государственной программы
Государственная программа реализуется с 1 января 2014 года по 31 декабря 2020 года. Этапы реализации не предусмотрены.
Прогнозируемые результаты реализации Государственной программы:
- увеличение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя;
- повышение уровня доступности жилья;
- увеличение доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда;
- увеличение годовых объемов жилищного строительства;
- увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;
- увеличение объемов ипотечного кредитования;
- сокращение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке;
- обеспечение ввода в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры за счет средств областного бюджета;
- сокращение доли площади многоквартирных домов, требующих проведения капитального ремонта;
- сокращение доли населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными;
- увеличение доли населения, потребляющего качественную питьевую воду, соответствующую требованиям СанПин;
- сокращение доли производственных мощностей объектов водоотведения (КНС, ОС), требующих восстановления;
- увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Перечень целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы с формированием плановых значений по годам реализации указан в приложении 1 к Государственной программе.
Постановлением Администрации Липецкой области от 5 ноября 2015 г. N 495 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации Государственной программы
Объем финансирования Государственной программы из областного бюджета составляет 18197127,7 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 1605612,2 тыс. руб.;
2015 год - 1644804,5 тыс. руб.;
2016 год - 1666024,0 тыс. руб.;
2017 год - 2393686,0 тыс. руб.;
2018 год - 3844435,9 тыс. руб.;
2019 год - 3392118,2 тыс. руб.;
2020 год - 3650446,9 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение по годам реализации Государственной программы за счет средств областного бюджета указано в приложении 2 к настоящей Государственной программе, прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию Государственной программы - в приложении 3 к Государственной программе.
Объемы финансирования Государственной программы за счет средств федерального бюджета подлежат уточнению после принятия федеральных нормативных правовых актов, определяющих участие средств федерального бюджета в реализации Государственной программы.
Объемы расходов на выполнение Государственной программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
6. Описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы
Реализация Государственной программы осуществляется без применения мер государственного регулирования (налоговые, тарифные, кредитные, гарантии, залоговое обеспечение).
7. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками реализации Государственной программы
К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнитель Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Государственной программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, коммерческий и некоммерческий наем жилья, жилищно-строительная кооперация и другие), что может привести к невыполнению Государственной программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках Государственной программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования на федеральном уровне, но и может потребовать значительных сроков практического внедрения.
2. Операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Государственной программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда основных мероприятий подпрограмм Государственной программы или задержке в их выполнении.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Государственной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации Государственной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные Государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации Государственной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
4. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации Государственной программы может быть качественно оценен как высокий, которым невозможно управлять в рамках реализации Государственной программы.
5. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных муниципалитетах, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф. Данным риском невозможно управлять в рамках реализации Государственной программы и на качественном уровне такой риск для Государственной программы можно оценить как умеренный.
6. Дополнительные риски реализации Государственной программы в сфере развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства:
ухудшение условий кредитования граждан кредитными организациями, повышение процентных ставок;
отсутствие в муниципальных бюджетах средств на соблюдение условий софинансирования основных мероприятий, предусмотренных в подпрограммах Государственной программы;
недостаточное техническое обеспечение, включая выходы из строя оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, большие сроки ремонтно-восстановительных работ, моральное старение оборудования, несвоевременная и не в полном объеме оплата предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов жилищно-коммунального комплекса, что отрицательно сказывается на своевременном и качественном оказании коммунальных услуг;
низкая инвестиционная привлекательность жилищно-коммунальной отрасли;
низкий уровень прибыльности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, ограничивающий возможность осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям.
При реализации цели и задач Государственной программы должны осуществляться меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Снизить риски возможно за счет оптимизации финансовых расходов на уровне Государственной программы, технической политики, направленной на своевременную модернизацию информационно-технического обеспечения и грамотной кадровой политики, включая подготовку квалифицированных специалистов для всех направлений реализации Государственной программы.
Управление рисками реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнитель Государственной программы, будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в реализации Государственной программы: исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления. Ответственность за координацию деятельности для управления рисками и для достижения цели и конечных результатов Государственной программы в целом будет осуществляться в рамках Совета администрации Липецкой области по реализации приоритетных национальных проектов, федеральных, региональных программ и демографической политике, образованным распоряжением администрации области от 30 декабря 2005 года N 1025-р в целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в Липецкой области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных, региональных программ и демографической политики.
8. Мониторинг реализации Государственной программы
Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется администрацией области.
Исполнитель и соисполнитель Государственной программы:
- организуют выполнение мероприятий Государственной программы;
- осуществляют мониторинг и производят оценку эффективности их реализации.
Исполнитель и соисполнитель Государственной программы представляют отчетные данные о ходе реализации Государственной программы в соответствии с постановлением администрации области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области" (далее - постановление администрации области N 294).
Публичность (открытость) результатов мониторинга, оценки реализации Государственной программы и условий участия в Государственной программе обеспечивается путем опубликования информации о реализации Государственной программы по итогам отчетного квартала на официальном сайте администрации Липецкой области: www.admlr.lipetsk.ru.
Внесение изменений в Государственную программу, приостановление или прекращение действия Государственной программы осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации области N 294.
Текущее управление реализацией Государственной программы осуществляется управлением строительства и архитектуры Липецкой области.
Постановлением Администрации Липецкой области от 5 ноября 2015 г. N 495 в подраздел 9 раздела II настоящего приложения внесены изменения
9. Методика расчета целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы, значения которых не утверждены методиками международных организаций, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области, а также не определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения и данных бюджетной отчетности
Показатель 1 задач подпрограммы 1, подпрограммы 2, подпрограммы 3 - количество семей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки за счет средств областного бюджета.
Показатель определяется количеством семей-участников подпрограммы 1, подпрограммы 2, подпрограммы 3 соответственно, которым оплачены свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, и на погашение целевого займа (кредита) на приобретение (строительство) жилья при рождении (усыновлении) ребенка, согласно бухгалтерской отчетности Управления строительства и архитектуры области и органов местного самоуправления, чел.
Показатель 2 задач подпрограммы 1, подпрограммы 2, подпрограммы 3 - доля семей, получивших социальные выплаты на приобретение или строительство жилья, от общего количества семей, признанных участниками подпрограммы на начало очередного финансового года.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля семей, получивших социальные выплаты на приобретение или строительство жилья, %;
- количество семей-участников подпрограммы 1, подпрограммы 2, подпрограммы 3 соответственно, которым оплачены свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, на погашение целевого займа (кредита) на приобретение (строительство) жилья при рождении (усыновлении) ребенка, чел.
- количество семей-участников подпрограммы 1, подпрограммы 2, подпрограммы 3 соответственно, признанных участниками подпрограмм на начало очередного финансового года. Определяется путем суммирования количества участников подпрограмм, состоящих на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в ОБУ "Управление капитального строительства Липецкой области", органах местного самоуправления, и подавших заявление на получение социальной выплаты на погашение целевого займа (кредита) на приобретение (строительство) жилья при рождении (усыновлении) ребенка в ОБУ "Управление капитального строительства Липецкой области", на начало очередного финансового года, чел.
Показатель 1 задачи подпрограммы 7 - количество молодых учителей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств областного бюджета.
Показатель определяется количеством семей - участников подпрограммы 7, которым оплачены свидетельства о праве на получение социальных выплат на субсидирование первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита, согласно бухгалтерской отчетности Управления строительства и архитектуры области, чел.
Показатель 2 задачи подпрограммы 7 - доля молодых учителей, получивших ипотечный кредит в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля молодых учителей, получивших социальные выплаты на субсидирование первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита, %;
- количество молодых учителей - участников подпрограммы 7, которым оплачены свидетельства о праве на получение социальных выплат на субсидирование первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита, чел.
- количество семей - участников подпрограммы 7, признанных участниками подпрограммы 7, на начало очередного финансового года, чел.
Показатель 1 задачи подпрограммы 4 - годовой объем ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
Показатель рассчитывается путем суммирования введенной в эксплуатацию за отчетный год общей площади жилых домов, построенных населением, и общей площади жилых помещений в жилых зданиях (домах), построенных организациями-застройщиками, соответствующих условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 05 мая 2014 года N 223/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса".
Указанные сведения определяются по данным Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области за отчетный год: форм федерального статистического наблюдения С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", и N 1-ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах".
Показатель 2 задачи подпрограммы 4 - годовой объем ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья.
Показатель рассчитывается путем суммирования введенной в эксплуатацию за отчетный год общей площади жилых домов высотой до трех этажей включительно, построенных населением, и общей площади жилых помещений в жилых зданиях (домах) высотой до трех этажей включительно, построенных организациями-застройщиками.
Указанные сведения определяются по данным Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области за отчетный год: форм федерального статистического наблюдения С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений" и N 1-ИЖС "Сведения о построенных населением жилых домах".
Показатель 6 задачи подпрограммы 4 - наличие актуализированной схемы территориального планирования Липецкой области по всем направлениям социально-экономического развития.
Показатель оценивается следующими баллами:
0 - объявлен открытый конкурс на подготовку проекта внесения изменений в схему территориального планирования области;
1 - заключен государственный контракт на подготовку проекта внесения изменений в схему территориального планирования области;
2 - разработан проект внесения изменений в схему территориального планирования области;
3 - согласование проекта внесения изменений в схему территориального планирования области в соответствии со ст. 16 Градостроительного кодекса РФ;
4 - утверждение внесения изменений в схему территориального планирования области постановлением администрации области.
Показатель 7 задачи подпрограммы 4 - дополнительный объем жилья, введенного в эксплуатацию при оказании господдержки.
Показатель рассчитывается путем суммирования общей площади введенных в эксплуатацию жилых помещений, построенных, в том числе, за счет средств федерального и областного бюджета в рамках мероприятия по предоставлению субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономического класса, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей.
Показатель 1 задачи 3 Государственной программы - доля площади многоквартирных домов, требующих проведения капитального ремонта.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля площади многоквартирных домов, требующих проведения капитального ремонта, %;
- площадь многоквартирных домов, требующих проведения капитального ремонта на основании данных мониторинга, проводимого управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, тыс. кв. м.;
- площадь многоквартирных домов, расположенных на территории области на основании данных Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, тыс. кв. м.
Показатель 2 задачи 3 Государственной программы - доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными, %;
- количество человек, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными по данным мониторинга управления ЖКХ Липецкой области, чел.;
- численность населения области на основании данных Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, чел.
Показатель 3 задачи 3 Государственной программы - доля населения, потребляющего качественную питьевую воду, соответствующую требованиям СанПин.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой, %;
- численность населения, обеспеченного качественной питьевой водой;
- численность населения области на основании данных Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, чел.
Показатель 4 задачи 3 Государственной программы - доля производственных мощностей объектов водоотведения (КНС, ОС), требующих восстановления.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля производственных мощностей объектов водоотведения, требующих восстановления, %;
- объем производственных мощностей объектов водоотведения, требующих восстановления, тыс. куб. м.;
- общий объем производственных мощностей объектов водоотведения, тыс. куб. м.
Показатель 5 задачи 3 Государственной программы - доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, %;
- объем заемных средств в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, млн. руб.;
- объем капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, млн. руб.
Показатель 1 задачи 2 подпрограммы 6 - доля площади озелененных территорий общего пользования населенных пунктов муниципальных образований в соответствии со строительными нормами и правилами планировки и застройки городских и сельских поселений.
Норматив площади зеленых насаждений общего пользования в соответствии со СНиП 2.07.01-89 для сельских поселений составляет 12 кв. м на 1 жителя, для городских округов 16 кв. м на 1 жителя.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где
- показатель обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования,%;
- площадь зеленых насаждений общего пользования населенных пунктов муниципальных образований, кв. м;
- общая площадь территорий зеленых насаждений в населенных пунктах муниципальных образований по нормативу, кв. м.
Показатель 2 задачи 2 подпрограммы 6 - доля площади детских площадок в границах населенных пунктов муниципальных образований от нормативной площади детских площадок для населенных пунктов муниципальных образований.
Норматив обеспеченности населенных пунктов муниципальных образований детскими площадками для игр детей школьного и дошкольного возраста в соответствии со СНиП 2.07.01-89 составляет 0,7 кв. м на человека.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- показатель обеспеченности населенных пунктов муниципальных образований детскими площадками для игр детей школьного и дошкольного возраста,%;
- площадь детских игровых площадок в населенных пунктах муниципальных образований, кв. м;
- общая площадь детских игровых площадок по нормативу, кв. м.
Показатель 3 задачи 2 подпрограммы 6 - доля площади открытых спортивных плоскостных сооружений в границах населенных пунктов муниципальных образований от нормативной площади открытых спортивных плоскостных сооружений для населенных пунктов муниципальных образований.
Норматив обеспеченности населенных пунктов муниципальных образований открытыми спортивными плоскостными сооружениями в соответствии со СНиП 2.07.01-89 составляет 2 кв. м на человека.
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- показатель обеспеченности населенных пунктов муниципальных образований открытыми спортивными плоскостными сооружениями, %;
- площадь открытых спортивных плоскостных сооружений в населенных пунктах муниципальных образований, кв. м;
- общая площадь открытых спортивных сооружений по нормативу, кв. м.
Показатель 4 задачи 2 подпрограммы 6 - доля приобретенной коммунальной техники к общему количеству используемой коммунальной техники.
Расчет показателя производится исходя из потребности приобретения коммунальной техники для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселений, городских округов, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципальных районов и городских округов, и в соответствии с проводимым управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области мониторингом наличия коммунальной техники в отрасли:
Показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
- показатель отношения приобретенной коммунальной техники к общему количеству используемой коммунальной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства, %;
- количество коммунальной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства, приобретенной в отчетном году, ед.;
- общее количество коммунальной техники, используемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселений, городских округов, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципальных районов и городских округов, ед.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.