Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело N 2-1647/2023 по иску Епхиева Заура Георгиевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периода службы в армии в специальный страховой стаж и установлении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Епхиева Заура Георгиевича на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Бултиковой А.Е, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Епхиев З.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж по Списку N 2 период службы в Советской Армии с 09 сентября 1987 года по 02 августа 1989 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 31 октября 2022 года.
В обоснование требований указал, что 31 октября 2022 года обратился за установлением страховой пенсии по старости. На данное заявление получил решение об отказе в назначении пенсии. В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, не засчитан период службы в Советской Армии, с чем он не согласен. В период прохождения службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета службы в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При наличии 15 лет работы в районах Крайнего Севера, 7 лет работы по Списку N 2 с учетом периода службы в армии, общего страхового стажа продолжительностью 25 лет, он имеет право выхода на пенсию в 53 года. Его возраст на дату обращения за пенсией составил 56 лет 7 мес.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2023 года, в удовлетворении исковых требований Епхиева З.Г. отказано.
В кассационной жалобе Епхиев З.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, просит принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
18 декабря 2023 года судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство Епхиева З.Г. об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Истец Епхиев З.Г. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представителем истца - Смирновой А.В. направлено ходатайство об отложении судебного заседания в виду отсутствия истца и его представителя в г. Новый Уренгой. К ходатайству приложена копия приказа о предоставлении истцу отпуска на период с 09 января 2024 года по 22 января 2024 года и электронный билет на имя Смирновой А.В. по маршруту г. Сочи - г. Новый Уренгой с датой вылета 19 января 2024 года.
Принимая во внимание, что доказательств невозможности участия в судебном заседании истцом и его представителем по уважительным причинам не представлено, их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела, в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрении дела судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отказано.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 31 октября 2022 года Епхиев З.Г, "данные изъяты" года рождения, обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 декабря 2022 года в назначении пенсии Епхиеву З.Г. отказано в связи с отсутствием права на пенсию. Согласно решению общий страховой стаж истца на 31 декабря 2021 года составил 31 год 08 мес. 01 день, стаж работы в РКС - 29 лет 09 мес. 12 дней, стаж по Списку N 2 - 3 года 08 мес. 03 дня.
В стаж работы по Списку N 2 включены периоды работы: с 24 декабря 1991 года по 30 сентября 1992 года; с 01 октября 1992 года по 28 февраля 1993 года; с 01 марта 1993 года по 10 ноября 1994 года; с 11 ноября 1994 года по 06 августа 1995 года; с 05 февраля 1996 года по 25 февраля 1996 года.
С 09 ноября 1987 года по 02 августа 1989 года Епхиев З.Г. проходил службу в рядах Советской Армии, о чем указано в его военном билете.
Из трудовой книжки следует, что с 01 сентября 1984 года по 30 июня 1991 год истец проходил обучение в Северо-Кавказском горно-металлургичечском институте г. Владикавказ. С 10 ноября 1987 года по 02 августа 1989 год Епхиев З.Г. проходил службу в рядах Советской Армии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, исходил из того, что периоду службы истца в армии не предшествовала и за ним не следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, в связи с чем пришел к выводу, что период службы Епхиева З.Г. в Советской Армии с 09 сентября 1987 года по 02 августа 1989 года в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, включению не подлежит.
Поскольку на момент обращения истца к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости требуемый специальный стаж не подтвержден, суд первой инстанции, руководствуясь частями 1, 2 статьи 22, частью 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу, что основания для удовлетворения иска о назначении истцу пенсии отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, он имеет право на включение периода службы в армии в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. После службы в армии он работал оператором по исследованию скважин. Данная профессия включена в Список N 2 от 26 января 1991 года N 10 (код позиции - 2130100а-15832).
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется по выбору застрахованных лиц при исчислении: а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, на основании положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 постановления указан список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", применяемый для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В подпункте "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В данном случае истец просил приравнять период службы в армии к работе по Списку N 2.
В соответствии с абзацем 16 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 декабря 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который введен в действие с 01 января 1992 года и не предусматривал возможность включения периода службы в рядах Вооруженных Сил в специальный стаж.
Таким образом, в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 1992 года, возможно включение периода службы в армии в специальный (льготный) стаж по Списку N 2, действовавшему в тот же период, продолжительностью не более, чем имевшийся у гражданина специальный стаж по данному списку по состоянию на 01 января 1992 года
Из материалов дела следует, что у истца до 01 января 1992 года имелся стаж работы по Списку N 2 только с 24 декабря 1991 года до 01 января 1992 года.
Таким образом, включение периода службы в армии в специальный стаж продолжительностью не более, чем имевшийся у истца специальный стаж по Списку N 2 по состоянию на 01 января 1992 года, с учетом имеющегося у истца специального стажа после 01 января 1992 года, не влечет возникновение у истца права на пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Епхиева Заура Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.