Дело N 2а-459/2023
г. Краснодар 08.02.2024
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Борисовой О.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 25.10.2023 кассационную жалобу Администрации Сальского района Ростовской области на решение Сальского городского суда Ростовской области от 29.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 02.08.2023 по административному делу по административному иску Сальского городского прокурора к Администрации Сальского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, старшего помощника прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор (прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Сальского района Ростовской области (Администрация, районная администрация), выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района. Обязать административного ответчика создать условия для предоставления транспортных услуг населению.
В обоснование требований указал, что в результате прокурорской проверки установлено неисполнение Администрацией обязанности по заключению муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым маршрутам в границах Сальского района Ростовской области по регулируемым тарифам.
Администрацией выданы ГУП РО "Сальское ПАТП" (Предприятие) свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов по всем 17 муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в то время как по состоянию на 10.02.2023 у предприятия отсутствует достаточное количество транспортных средств для осуществления пассажирских перевозок по всем утвержденным маршрутам.
Полагая, что указанное бездействие Администрации нарушает права неопределенного круга лиц, прокурор просил об удовлетворении административного иска.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 29.03.2023 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие Администрации Сальского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения.
Суд обязал Администрацию Сальского района создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах района при проведении оптимизации реестра муниципальных межпоселенческих маршрутов регулярных перевозок и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 02.08.2023 решение Сальского городского суда Ростовской области от 29.03.2023 изменено в части способа восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции обязал Администрацию принять исчерпывающий комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по устранению выявленного нарушения в течение шести месяцев с даты принятия апелляционного определения.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На кассационную жалобу Сальским городским прокурором поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов не имеется.
Разрешая дело по существу, суды, руководствуясь положениями пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), статьи 11, статьи 1, пунктами 16-18 части 1 статьи 3, статьи 14, частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный законN 220-ФЗ), пришли к выводу о наличии оспариваемого бездействия Администрации по обстоятельствам, изложенным в административном иске.
Суды исходили из того, что в нарушение положений вышеприведенных законов Администрацией не исполнена обязанность по организации регулярных перевозок населения по регулируемым тарифам в границах муниципального района, чем нарушены права неопределенного круга лиц.
Судами отклонены доводы Администрации о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам, который был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, поскольку исполнение обязанности по организации транспортного обслуживания населения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия поданных заявок на участие в аукционе.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, утверждение районной администрацией 34 муниципальных маршрута в отсутствие фактических данных о функционировании таковых не подтверждает факта исполнения Администрацией обязанности по надлежащей организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района.
Дефицит бюджета также не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии в рассматриваемом деле оспариваемого бездействия органа местного самоуправления.
Иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов, являются следствием иной оценки фактических обстоятельств и неправильного толкования норм материального права, регулирующих возникшие правоотношений.
При таких обстоятельствах решения судов подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 29.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 02.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сальского района Ростовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.