Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий и решений, Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
27 января 2023 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 800 м2, расположенный по адресу: "адрес", с. В. Николаевка (Старый Кляр). К заявлению приложил свидетельство о праве пожизненно-наследуемого владения земельным участком N 01244 с датой выдачи 18 января 1994 года, архивную выписку из постановления администрации Кудепстинского сельского совета Адлерского района г.Сочи N 01_05-34/2770 от 20 января 2023 года.
06 февраля 2023 года осуществление регистрационных действий приостановлено со ссылкой на то, что постановление главы администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 10 января 1994 года N2 "О закреплении земельных участков и выдаче свидетельств на право пожизненного наследуемого владения на земельные участки" принято Главой сельского совета с превышением полномочий и с нарушением действующего законодательства, кроме того, выданное постановление не зарегистрировано в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи, что не позволяет установить действительность правоудостоверяющего документа.
Административный истец полагает решение о приостановлении государственной регистрации права незаконным, указывая, что земельный участок был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса РФ, полномочия сельских администраций в части предоставления в пожизненное наследуемое владение земельных участков установлены Законом РФ от 06 июля 1991 года N15501-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", для защиты нарушенного права обратился в суд с настоящим административным иском.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 07 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец ФИО8 в лице представителя ФИО10. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, принятии нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд 24 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 декабря 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца ФИО1 - ФИО5, доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с принятием всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечений прав граждан на землю и в соответствии с пунктом 21 Указа Президента Российской Федерации от 07 октября 1993 года N1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N21 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса РСФСР, в том числе и ст.ст. 7, 23, 32, 36, которыми были определены полномочия глав сельских советов по предоставлению земельных участков.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 октября 1993 года N1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы Российской Федерации" также установлено, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесённым к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхового Совета Российской Федерации по вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указов Президента Российской Федерации.
В этой связи, суд согласился с позицией административного ответчика о том, что на момент вынесения Главой администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи постановления от 10 января 1994 года N2 "О закреплении земельных участков и выдаче свидетельств на право пожизненного наследуемого владения на земельные участки" отсутствовал Указ Президента РФ, наделяющий Глав сельских администраций полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков.
Судом также принято во внимание, что в соответствии с пунктом 3 Указа Президента N1767 от 27 октября 1993 года "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
Основываясь на приведенном правовом регулировании, суд первой инстанции указал на правомерность выводов государственного регистратора о том, что постановление главы администрации Кудепстинского сельского округа Адлерского района г. Сочи от 10 января 1994 года N2, принято Главой Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи с превышением его полномочий и с нарушениями законодательства, действующего в период его издания.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия с такими выводами нижестоящих судов согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании акта о предоставлении гражданину земельного участка или акта (свидетельства) о праве гражданина на земельный участок, выданных органом государственной власти или органом местного самоуправления, либо на основании выданной органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги.
Ранее возникшие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости производится по желанию их обладателями (часть 1 статьи 69 названного Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ).
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 9 статьи 69 названного Федерального закона).
Применительно к настоящему делу право пожизненно-наследуемого владения ФИО1 на спорный земельный участок возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании постановления Главы администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи постановления от 10 января 1994 года N2 "О закреплении земельных участков и выдаче свидетельств на право пожизненного наследуемого владения на земельные участки".
Административному истцу выдано свидетельство от 18 января 1994 г. N 01244 о праве пожизненно-наследуемого владения земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о превышении Главой администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи своих полномочий при вынесении постановления от 10 января 1994 года N2 основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса РСФСР изъятие (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится по решению соответствующего Совета народных депутатов: сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или пожизненное наследуемое владение регламентировался статьей 30 Земельного кодекса РСФСР.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" положения статьей 23, 30 Земельного кодекса РСФСР признаны недействующими.
Между тем, положения статьи 51 Закона РФ от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" регламентирующей полномочия поселковой, сельской администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы изменений не претерпели.
Так, в соответствии с данной нормой поселковая, сельская администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (часть 1); регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды (часть 2).
Таким образом, на момент принятия постановления от 10 января 1994 года N2 "О закреплении земельных участков и выдаче свидетельств на право пожизненного наследуемого владения на земельные участки" администрация Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи действовала в соответствии с компетенцией, определенной положениями статьи 51 Закона РФ от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Кроме того, пунктом 2 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" установлено, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
В соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Из указанного также следует, что принимая постановление от 10 января 1994 года N2, администрация Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи действовала в соответствии предоставленной ей компетенцией.
Из оспариваемых административным истцом уведомлений о приостановлении государственной регистрации права собственности и последующего отказа в такой регистрации следует, что в качестве оснований принятых решений государственным регистратором указано на отсутствие сведений о регистрации свидетельства о праве-пожизненного наследуемого владения земельным участком от 18 января 1994 года N 01224 в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г.Сочи, что препятствует установить действительность данного правоудостоверяющего документа.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Между тем достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки названным нормам суды в ходе рассмотрения настоящего дела, не учли, что в силу вышеприведенных положений статьи 51 Закона РФ от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" регистрации права землевладения, землепользования, относилась к полномочиям поселковой, сельской администрации. Судами оставлена без надлежащего исследования и оценки представленная в материалы дела Адлерским отделом г.Сочи Управления Росреестра по Кракснодарскому краю информация о том, что сведения о регистрации свидетельства о праве-пожизненного наследуемого владения земельным участком от 18 января 1994 года N 01224 на имя Скубак А.В. отсутствуют в связи с тем, что книги по регистрации свидетельств по Кудепстинскому сельскому округу Адлерского района г.Сочи в Адлерский отдел г.Сочи на хранение не поступали.
Проигнорировав, предусмотренный пунктом 7 статьи 6 КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, суды мер к истребованию данных сведений, имеющих юридическое значение для дела, не приняли и самостоятельно не истребовали данные сведения из администрации Кудепстинского сельского округа.
Суд апелляционной инстанции допущенные нарушения не устранил, несмотря на установленную частями 1 и 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность осуществить проверку судебных актов по апелляционным жалобам в полном объеме и оценить имеющиеся в деле доказательства, а частью 3 статьи 311 Кодекса - указать мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Поскольку допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита законных прав и интересов административного истца, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлению в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение, в ином составе судей, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года отменить.
Административное дело направить в Ленинский районный суд г.Краснодара на новое рассмотрение в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 февраля 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.