Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуреева И.Л. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 29 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения представителя Гуреева И.Л. - Коваль Е.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гуреев И.Л. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (по тексту - ОСФР по Краснодарскому краю, пенсионный фонд), в котором просил: признать за Гуреевым И.Л, 02.10.1961 года рождения, право на досрочное получение страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по Краснодарскому краю засчитать истцу в страховой стаж периоды его учебы 01.09.1980 г. по 30.06.1985 г. в Таганрогском радиотехническом институте; обязать ОСФР по Краснодарскому краю назначить истцу страховую пенсию по старости со дня возникновения права на страховую пенсию, то есть с 22.11.2022г.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 29 июня 2023 года исковые требования Гуреева И.Л. к ОСФР по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 октября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Краснодарскому краю, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы заявитель ссылается, что в страховой стаж нельзя учесть период учёбы 01.09.1980г. по 30.06.1985г, поскольку в длительный стаж 42 года учёба не включается.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Гуреева И.Л. - Коваль Е.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что 22 ноября 2022 года истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
02 декабря 2022 года решением пенсионного фонда N Гурееву И.Л. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ по причине наличия страхового стажа в размере 38 лет 03 месяца 18 дней, при требуемом - не менее 42 лет.
В материалы дела представлена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которой страховой стаж Гуреева И.Л. составляет по состоянию на 01 октября 2022 года 43 года 1 месяц 16 дней.
Из записей в трудовой книжке усматривается, что 25 августа 1980 года Гуреев И.Л. уволен с ПО "Краснодарский ЗИП", в связи с направлением от завода на учебу в Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д. Калмыкова; в период с 01 сентября 1980 года по 30 июня 1985 года Гуреев И.Л. обучался в Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова и 05 сентября 1985 года он принят в ПО "Краснодарский ЗИП" на должность инженера.
Согласно приказу Nк от 04 сентября 1985 года прибывший по окончании Таганрогского радиотехнического института им. В.Д. Калмыкова специалист Гуреев И.Л. принят инженером на этот же завод.
Пенсионным фондом в страховой стаж Гуреева И.Л. не включены периоды: с 01 сентября 1980 года по 30 июня 1985 года обучение в Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 8, 30 Закона N 400-ФЗ, положениями пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590, учитывая, что Гуреев И.Л. до поступления в Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д. Калмыкова работал в ПО "Краснодарский ЗИП" и данное предприятие в целях повышения квалификации работников - получение квалифицированных специалистов - инженеров, направило техника-конструктора на обучение в высшее учебное учреждение, сразу же после окончания обучения Гуреев И.Л. был принят на данном предприятии в качестве квалифицированного специалиста - инженера, исходил из того, что данный период учебы засчитывается в стаж для назначения пенсии.
Поскольку с учетом спорных периодов, подлежащих включению в страховой стаж, на момент обращения в пенсионный орган 22 ноября 2022 года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у истца имелся необходимый специальный стаж (более 42 лет), суд первой инстанции в соответствии со статьей 22 Закона N 400-ФЗ пришел к выводу об удовлетворении требования о назначении истцу страховой пенсии по старости с 22 ноября 2022 года.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятого по делу судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, в том числе выдаваемыми в установленном порядке работодателями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 года N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В период обучения Гуреева И.Л. действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N590.
Согласно пункту 109 Постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается:
- обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пункт "з");
- обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (пункт "и").
Пункт 109 приведенного Постановления содержал указание на то, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Материалами дела подтверждается, что истец Гуреев И.Л. до поступления в Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д. Калмыкова работал на ПО "Краснодарский ЗИП", и данное предприятие, в целях повышения квалификации работников, направило Гуреева И.Л. на обучение в высшее учебное учреждение, после окончания обучения которого Гуреев И.Л. был принят на данном предприятии в качестве квалифицированного специалиста.
Учитывая данные правовые нормы, суды пришли к верному выводу о включении периода обучения в Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова с 01.09.1980 г. по 30.06.1985 г. в страховой стаж истца, поскольку действовавшее в период обучения истца с 01.09.1980 г. по 30.06.1985 г. в Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова пенсионное законодательство предусматривало включение данного периода в страховой стаж.
В судебных актах приведено верное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, относительно невозможности включения в страховой стаж Гуреева И.Л. обучения в Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д. Калмыкова с 01.09.1980 г. по 30.06.1985 г, являются несостоятельными, основанными на неверном понимании норм материального права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 29 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.