Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Татаринцевой Е.В, Долматовой Н.И.
старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД17RS0017-01-2022-001204-10 по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р. к Ооржаку Артьишу Хей-ооловичу, департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла о признании незаконными результатов открытого аукциона размещенного на официальном сайте www.torgi.gov.ru на право заключения договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности проведенного аукциона, обязании опубликовать в сети "Интернет" на официальном сайте www.torgi.gov.ru u официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" информацию о недействительности результатов открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, признании незаконным договора аренды о передаче земельного участка и применении последствия его недействительности, признании незаконным разрешения на строительство нежилого здания, обязании снести объект незавершенного строительства в виде фундамента нежилого здания за свой счет, обязании освободить вышеуказанный земельный участок от построек и передать в первоначальном виде по акту приема-передачи в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, со снятием с учета в Едином государственном реестре недвижимого имущества записи о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства в виде фундамента нежилого здания, по кассационной жалобе представителя Ооржак Артыш Хей-ооловича - Март-оол Амырлана Вячеславовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав представителя представителя Ооржак Артыш Хей-ооловича - Март-оол А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Кадошникова С.О, возражавшего на доводы кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г..Кызыла в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г..Кызыла (далее - Департамент) и Ооржаком А.Х. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2 024 кв.м, с разрешенным использованием - под социальное обслуживание, на срок 5 лет. Договор заключен по результатам открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, информация о проведении которого была размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Собственником земельного участка является городской округ "Город Кызыл Республики Тыва". Согласно протоколу об итогах проведения открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, победителем торгов признан Ооржак А.Х, который предложил наибольшую цену за земельный участок в размере 1 003 965 руб. В нарушение п. п. 20 и 22 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент не обеспечил опубликование извещения о проведении аукциона и проекта договора аренды на земельный участок на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" http://www.mkyzyl.ru в сети "Интернет". Кроме того, в нарушение требований ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении о проведении данного аукциона, размещенном на сайте www.torgi.gov.ru, организатором аукциона не отражены обязательные сведения о предмете аукциона, в частности, о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства и о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в связи с чем указанный земельный участок не мог быть предметом аукциона.
Согласно извещению о проведении аукциона, размещенному на сайте www.torgi.gov.ru, вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка - для социального обслуживания (условно-разрешенный вид использования территориальной зоны Ж-1).
В соответствии со ст. 59 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденных решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила землепользования и застройки), зона Ж-1 предназначена для застройки среднеэтажными многоэтажными жилыми домами с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020г. N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка - под социальное обслуживание определен для размещения зданий, предназначенных для оказания гражданам социальной помощи (дома социального обслуживания, оказание социальной помощи населению, оказание услуг почтовой связи, общежития).
Департаментом ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство N N на право возведения Ооржаком А.Х. двухэтажного нежилого здания общей площадью 211 кв.м. Застройщиком для получения разрешительного документа в Департамент представлен проект нежилого здания, в котором отсутствуют сведения о строительстве объекта социального обслуживания. Указанное свидетельствует о несоответствии проектной документации объекта разрешенному виду использования земельного участка и ограничениям, установленным земельным законодательством и Правилами землепользования и застройки г. Кызыла. Застройщиком не представлены в Департамент инженерные изыскания и материалы проектной документации на нежилое здание.
Департаментом в нарушение требований ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство нежилого здания выдано без проверки соответствия проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, а также допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В ходе выездной проверки установлено, что на вышеуказанном земельном участке Ооржаком А.Х. ведется строительство нежилого здания, возведен фундамент на расстоянии 5, 25 метров от соседнего нежилого зданий автомойки грузовых автомашин, принадлежащего ООО "Бастион". Объект незавершенного строительства принадлежит Ооржаку А.Х, право собственности которого зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ Расстояние между объектами капитального строительства не соответствует требованиям пункта 5.1.6 СП? 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288; согласно таблице N 3 СП 4.13130, расстояние между зданиями должно быть 12 метров. Строительство нежилого здания на расстоянии менее 6 метров до другого здания не соответствует противопожарным требованиям. Также выявлено несоответствие проектной документации нежилого здания противопожарным требованиям.
Департаментом допущены противоправные действия, нарушающие интересы муниципального образования "Город Кызыла Республики Тыва", а также права неопределенного круга на равный доступ к торгам.
С учетом уточнений, истец просил признать незаконными действия Департамента по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, по заключению договора аренды земельного участка и по выдаче разрешения на строительство; признать незаконными результаты открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ и применить последствия недействительности аукциона; обязать Департамент применить последствия недействительности аукциона со снятием с учета в ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды и опубликовать в сети "Интернет" на официальном сайте www.torgi.gov.ru и на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" информацию о недействительности результатов открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Департаментом и Ооржаком А.Х, и применить последствия его недействительности виде снятия с учета в ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды; обязать Департамент снять в ЕГРН запись о государственной регистрации договора аренды; признать незаконным разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданное мэрией г. Кызыла; обязать Ооржака А.Х. снести объект незавершенного строительства в виде фундамента нежилого здания за свой счет; освободить земельный участок от построек и передать его Департаменту в первоначальном виде по акту приема-передачи в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, со снятием с учета в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Ооржака А.Х. на объект незавершенного строительства.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 октября 2022 г. постановлено иск заместителя прокурора г. Кызыла удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента по проведению открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ г, размещенного на официальном сайте www.torgi.gov.ru, на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 2 024 кв.м, с разрешенным использованием под социальное обслуживание.
Признать незаконными результаты открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с применением последствий недействительности проведенного аукциона.
На Департамент возложить обязать опубликовать в сети "Интернет" на официальном сайте www.torgi.gov.ru и официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" информацию о недействительности результатов открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконными действия Департамента по заключению договора аренды земельного участка.
Признать незаконным Договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Департаментом и Ооржаком А.Х, с применением последствий его недействительности в виде снятия с учета в ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ
На Департамент возложить обязанность снять в ЕГРН запись о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконными действия Департамента по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, на право возведения 2-хэтажного нежилого здания общей площадью 211 кв.м, на земельном участке.
Признать незаконным разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ за N, выданное мэрией г. Кызыла, на право возведения 2-хэтажного нежилого здания общей площадью 211 кв.м, на земельном участке.
На Ооржака А.Х. возложить обязанность снести за свой счет объект незавершенного строительства в виде фундамента нежилого здания, расположенного на земельном участке, с освобождением земельного участка от построек и с передачей в первоначальном виде по акту приема-передачи Департаменту в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, со снятием с учета в ЕГРН записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности Ооржака А.Х. на объект незавершенного строительства в виде фундамента нежилого здания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 сентября 2023 г. постановлено:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
Исковое заявление заместителя прокурора города Кызыла Ховалыг И.Р. к Ооржаку Артышу Хей-ооловичу, Департаменту архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла о признании незаконными действий по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, заключению договора аренды и выдаче разрешения на строительство, признании незаконными результатов аукциона, применении последствий недействительности аукциона, возложении обязанности опубликовать информацию о недействительности результатов аукциона, признании незаконным договора аренды и применении последствий его недействительности, признании незаконным разрешения на строительство нежилого здания, возложении обязанностей снести объект незавершенного строительства, освободить земельный участок от построек и передать по акту приема-передачи удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла (N) по проведению открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, размещенного на официальном сайте www.torgi.gov.ru, на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного, по адресу: "адрес" площадью 2024 квадратных метров, с разрешенным использованием под социальное обслуживание.
Признать незаконными результаты открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Применить последствия недействительности проведенного аукциона.
Обязать Департамент архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла опубликовать в сети "Интернет" на официальном сайте www.torgi.gov.ru и официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" информацию о недействительности результатов открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконными действия Департамента архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла по заключению договора аренды земельного участка.
Признать недействительным договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Департаментом архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла и Ооржаком Артышом Хей-ооловичем.
Применить последствия недействительности сделки.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N на основании договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла вернуть Ооржаку Артышу Хей-ооловичу плату за аренду земельного участка в размере 817 325 рублей 50 копеек.
Признать незаконными действия мэрии город Кызыла по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N N, выданное мэрией города Кызыла.
Обязать Ооржака Артыша Хей-ооловича снести за свой счет объект незавершенного строительства в виде фундамента нежилого здания, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес" бульвар, на юго-запад от машзавода, на юг от "адрес", освободить земельный участок от построек и передать его в первоначальном виде по акту приема-передачи Департаменту архитектуры, земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от ДД.ММ.ГГГГ N о государственной регистрации права собственности Ооржака Артыша Хей-ооловича на объект незавершенного строительства с кадастровым номером N.
Взыскать с Ооржака Артыша Хей-ооловича государственную пошлину в доход бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в размере 13 519 рублей 82 копейки.
В кассационной жалобе представитель Ооржак Артыш Хей-ооловича - Март-оол Амырлан Вячеславович просит апелляционное определение отменить. Оспаривает обоснованность и доказанность исковых требований. Указывает на неверное определение судом обстоятельств по делу. Указывает на то, что при проведении аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок, нарушений допущено не было.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не находит.
Так, согласно с п.1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с п. 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. п. 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно п. 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, - если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной (или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с 4.18, 19, 20 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождений земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Согласно п. 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в частности, о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании постановления мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 2024 кв.м, находящийся" по адресу: Российская Федерация, "адрес", переведен из категории земель под "строительство объектов инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства" в категорию земель социального обслуживания.
В соответствии с Постановлением мэрии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, принято решение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка. Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла (далее - Департамент), поручено организовать и провести торги в форме открытого аукциона в порядке и сроки, предусмотренные статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ на официальной сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" Департаментом размещено извещение о проведении торгов N от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из протокола рассмотрения заявок открытого аукциона на право заключения договор аренды земельного участка (лот N) от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в аукционе допущены ФИО14 Ооржак А.Х, ФИО15, ФИО16.
Согласно протоколу об итогах проведения открытого аукциона на право заключения договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, победителем аукциона признан Ооржак А.Х, предложивший наибольшую цену за земельный участок в шаге 795 в размере 1 003 965 руб.
По договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и Ооржаком А.Х, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, с разрешенным использование: социальное обслуживание, находящийся по адресу? "адрес", общей площадью 2024 кв. м. Договор заключена на срок 5 лет, по ДД.ММ.ГГГГ, плата за аренду земельного участка в соответствии с протоколом результатов аукциона составляет 1 003 965 руб.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мэрией г. Кызыла выдано разрешение на строительство N N, которым разрешено возведение на земельном участке с кадастровым номером N двухэтажного нежилого здания общей площадью 170 кв.м.
Согласно справке старшего помощника прокурора "адрес" ФИО10, акту проверки объекта от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером N ведется строительство нежилого здания, возведен фундамент на расстоянии 5, 25 метров от соседнего нежилого здания автомойки грузовых автомашин, принадлежащего ООО "Бастион".
Как следует из ч. 2 статьи 64.2 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ N, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва". Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (http://www.mkyzyl.ra) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с предписанием мэру г. Кызыла, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Кызыла ФИО8, прокуратурой г. Кызыла проведена проверка законности распоряжения Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла земельным участком с кадастровым номером N, находящимся в собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", путем проведения открытого аукциона, установлено, что в нарушение п. п. 20 и 22 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент не обеспечил опубликование извещения о проведении указанного аукциона на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - http://www.mkyzyl.ru в сети "Интернет" не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона. Также не размещен проект договора аренды земельного участка. На указанном сайте мэрии г. Кызыла в разделе "Информационные сообщения" ДД.ММ.ГГГГ опубликованы два извещения: о проведении торгов N, проводимых мэрией г. Кызыла, и аукциона N от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва. В нарушение требований закона на странице о проведении торгов извещение по указанному аукциону должностными лицами мэрии г.Кызыла не размещено, чем нарушен принцип конкурентного проведения торгов при распоряжении муниципальным имуществом.
Согласно ответу заместителя мэра г. Кызыла ФИО13-Х.М. от ДД.ММ.ГГГГ информация о проведении аукциона мэрией г. Кызыла размещена на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - http://www.mkyzyl.ru в сети "Интернет" в рамках п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. В июне 2021 г. было отключение сайта, информация о проведении аукциона удалена, данную информацию восстановили в конце августа 2021 г.
В соответствием с актом осмотра интернет-сайта от ДД.ММ.ГГГГ, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Тыва на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" http://www.mkyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение о проведении торгов N на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка Департаментом не размещалось.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу N Департамент признан нарушившим части 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части неопубликования извещения о проведении аукциона N невключения организатором торгов в извещение о проведении аукциона N сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; неправомерного установления шага аукциона N.
Согласно письму врио управляющего делами мэрии г. Кызыла ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N, адресованном врио начальника Департамента, в июне 2021 г. было отключение сайта, вызванное несвоевременным принятием мер по предоплате хостинг-услуг сайта. Также с проведением мероприятий по увеличению технического объема хранилища сайта мэрии г. Кызыла http://www.mkyzyl.ru, вызванных его переполненностью, возможно, были повреждены пути размещения некоторых файлов в хранилище. После технических работ по расширению физической памяти сайта восстановлены пути ко всем файлам.
Согласно извещению о проведении торгов N, размещеннму ДД.ММ.ГГГГ на официальной сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в сети "Интернет", оно не содержит сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции постановилобжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, признании недействительными результаты открытого аукциона на право заключения договора аренды и признании недействительным договора аренды, поскольку были допущены нарушения при проведении аукциона в виде неопубликования извещения о проведении аукциона N на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" и невключения в извещение о проведении аукциона сведений о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения привели к нарушению принципа публичности открытых по составу участников торгов, ограничению круга потенциальных участников торгов, которые были лишены возможности получить информацию о проведении аукциона на сайге http://www.mkyzyl.ru.
Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов судов и собранных доказательств по делу, не находит.
Выводы судов основаны на верном толковании ст. 167, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушений при проведении аукциона направлены на переоценку собранных доказательств по делу, правом на которую суд кассационной инстанции не обладает.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 31.05.2022 N 1316-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав абзацем шестым пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 1 статьи 449 ГК Российской Федерации имеет целью обеспечение соблюдения требований закона при проведении торгов, защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов, и реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2949-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2910-О и др.).
Судами по делу установлено, что Департаментом допущены существенные нарушения, которые привели к ограничению круга участников торгов, ущемлению прав и законных интересов потенциальных участников торгов и тем самым повлияли на результаты публичных торгов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает противоречий в выводах судов, поскольку информация о проведении торгов должна быть размещена согласно п. ч. 2 статьи 64.2 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" http://www.mkyzyl.ru в сети "Интернет", а не в ином порядке.
Суд критически отнесся к показаниям свидетеля ФИО12, что необходимая публикация имелась, поскольку данный свидетель являлся начальником Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, по результатам торгов ДД.ММ.ГГГГ она, как и.о. начальника Департамента, заключила договор аренды земельного участка с Ооржаком А.Х, заинтересована в исходе дела.
Кроме того, вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к обоснованному выводу, что в извещении о проведении аукциона отсутствовали сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, что также ограничивает доступ лиц которые могут участвовать в аукционе, поскольку они не могут в полной мере оценить свои возможности по использованию передаваемого в аренду земельного участка. Наличие в аукционной документации сведений о кадастровом номере земельного участка и его местоположении не опровергает указанные выводы судов.
Признаков несоразмерности избранного способа защиты нарушенного права судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов судов.
При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 14 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ооржак Артыш Хей-ооловича - Март-оол Амырлана Вячеславовича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.