Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Вдовиченко С.В, Белоногого А.В, при ведении протокола помощником судьи Бочаровой С.А, с участием прокурора Андреевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-147/2023 по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 22 ноября 2023 года, которым удовлетворен административный иск Уварова Сергея Анатольевича о признании не действующим пункта 5851 приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 N 102-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", пункта 6216 приложения к Приказу Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года N 101-н "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области - Викторовой М.Л, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области года (далее - Департамент) 18 ноября 2021 года издан приказ N 102-н, опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2021 года, в газете "Красный Север" N 132 от 27 ноября 2021 года, N 133 от 30 ноября 2021 года пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год) (Т.1 л.д.16-18).
В пункт 5851 Перечня на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес" (далее - Объект, Здание).
Департаментом 17 ноября 2022 года издан приказ N 101-н, опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2022 года, в газете "Красный Север" N 133 от 26 ноября 2022 года, N 134 от 29 ноября 2022 года, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год) (Т.1 л.д.19-21).
В пункт 6216 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес".
Уваров С.А. обратились в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия пункта 5851 Перечня на 2022 год, пункта 6216 Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что принадлежащие ему на праве собственности здание с кадастровым номером N не относится к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, Здание имеет наименование "Станция технического обслуживания", что также подтверждается данными технического учета. Здание расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером N с назначением - земли населенных пунктов, для эксплуатации станции технического обслуживания. Фактически Здание используется для ремонта, технического обслуживания автотранспортных и мототранспорных средств и оборудования, мойки и предоставления аналогичных услуг для юридических лиц, на основании заключенных административным истцом договоров.
Решением Вологодского областного суда от 22 ноября 2023 года административный иск удовлетворен. Суд признал не действующим со дня его принятия пункт 5851 Перечня на 2022 год, пункт 6216 Перечня на 2023 год (Т.2 л.д.37-48).
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции (Т.2 л.д.21-26).
На апелляционную жалобу административными истцами поданы возражения (Т.2 л.д.54-55).
Административный истец Уваров С.А. извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 31 городского округа города Вологды Вологодская городская Дума решилаустановить и ввести в действие с 1 января 2016 года на территории городского округа города Вологды налог на имущество физических лиц.
Согласно статье 2 Решения Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 N 628 "О налоге на имущество физических лиц" налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения, предусмотренных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации: иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как установлено пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих приведенные в этом пункте значения, в частности, 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий административного ответчика, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие. По указанным основаниям нормативные правовые акты и решение суда не оспариваются сторонами по делу.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Уваров С.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Вологодская область, город Череповец, "адрес". Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет наименование - "Станция технического обслуживания" (Т.1 л.д.22-26).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем на праве собственности Уварову С.А, назначение объекта: "Земли населенных пунктов, для эксплуатации станции техобслуживания" (Т.1 л.д.27-35).
Государственным предприятием Вологодской области "Череповецтехинвентаризация" 12 июля 2012 года составлен технический паспорт здания (строения) "адрес", в городе Череповец, Вологодской области, согласно которому объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование - здание (строение), наименование здания и его частей - станция технического обслуживания. Как следует из экспликации к поэтажному плану, Здание имеет два этажа общей площадью 686, 6 кв.м. На первом этаже Здания расположены: тамбур, 10 помещений, вспомогательное помещение, туалет, коридор, мастерская электриков, цех, 2 кабинета, лестница; на втором этаже Здания расположены: лестница, коридор, помещение, склад, комната, кабинет (Т.1 л.д.81-87).
Согласно пояснениям административного ответчика в суде первой инстанции, принадлежащее на праве собственности Уварову С.А. Здание включено в оспариваемые пункты Перечней на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что оно расположено на земельном участке, с видом разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации станции техобслуживания".
Проверяя соответствие оспариваемых приказов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения в него нежилого здание с кадастровым номером 35:21:0202004:224.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, ко "адрес".20 определен такой вид экономической деятельности, как "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", при отсутствии разграничения на оказание данных услуг юридическим либо физическим лицам.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания" и не определяет услуги, относящиеся к бытовому обслуживанию.
Оказание услуг (выполнение работ), относящихся к бытовому обслуживанию, исходя из существа соответствующих правоотношений, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 2300-1 "О защите прав потребителей", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Согласно ГОСТу Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N-ст, бытовое обслуживание населения - это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). При этом, бытовая услуга определяется как услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента или группы клиентов.
Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина, в то же время таких доказательств административным ответчиком не представлено, вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации станции техобслуживания" не позволяет сделать вывод, что он предусматривает размещение объектов бытового обслуживания.
Указанный подход изложен также в письме ФНС России от 17 января 2023 года N БС-4-21/379@ из которого следует, что является целесообразным при определении объектов бытового обслуживания для целей применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации руководствоваться ГОСТом Р 57137-2016, Приказом Минпромторга России от 10 мая 2016 года.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, что Здание не подлежало включению в Перечни на 2022 и 2023 годы по виду разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что ни данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости на Здание, ни данные содержащиеся в технической документации на Здание, также не свидетельствуют о возможности отнести принадлежащее Уварову С.А. объект недвижимости к объектам налогообложения, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Обследований здания с кадастровым номером N в целях определения вида его фактического использования до утверждения Перечней на 2022, 2023 годы не проводилось, что не оспаривалось сторонами по делу. В связи с чем, представленная в материалы дела справка об осмотре объекта недвижимости Здания от 30 июня 2023 года правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет (Т.1 л.д.53).
Как следует из представленных административным истцом в материалы дела доказательствам, ИП Уваровым С.А. заключены договоры с юридическими лицами о выполнения работ и (или) оказание услуг юридическим лицам, в то время как, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина (Т.1 л.д.140-162).
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного Здания критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения в Перечень, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В классификаторе определен код 4.9.1.4 - наименование вида разрешенного использования земельного участка - "ремонт автомобилей" (Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли). Указанный код относится к разделу "Предпринимательство", предполагающему размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10, часть из которых не предусматривает размещение на земельных участках ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, ни объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что вид размешенного использования земельного участка "Станция технического обслуживания" соответствует коду 4.9.1.4 "Ремонт автомобилей", следовательно, вид разрешенного использования земельного участка "Для эксплуатации станции техобслуживания" соответствует критериям, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречат разъяснениям, данным в письме ФНС России от 17 января 2023 года N БС-4-21/379@.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену оспариваемого решения, не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через Вологодский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.02.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.