Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-97/2023 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес, действующего на основании доверенности фио, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 6 апреля 2023 года, которым постановлено:
административное исковое заявление фио к УВМ ГУ МВД России по адрес о признании незаконным и отмене заключения, удовлетворить.
Признать незаконным заключение ГУ МВД России по адрес от 25 апреля 2022 года о признании фио не приобретший гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным заключение ГУ МВД России по адрес от 25 апреля 2022 года о признании ее не приобретшей гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке, в соответствии с которым паспортные данные, паспортные данные, заграничные паспорта на имя административного истца признаны выданным в нарушение установленного порядка; обязать ГУ МВД России по адрес устранить нарушение прав, свобод и законных интересов, объявив паспорт выданным в установленном законом порядке, мотивируя требования тем, что оснований для принятия такого решения у административного ответчика не имелось, поскольку с 1991 года она проживает на адрес, по достижении 14-летнего возраста выдан паспорт гражданина РФ, в 2009 году паспорт был заменен в связи с достижением двадцатилетнего возраста.
В судебном заседании представитель административного истца фио исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ГУ МВД России по адрес фио в судебном заседании требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика ГУ МВД России по адрес фио со ссылкой на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, об уважительных причинах не уведомивших, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио документирована 30 декабря 2003 года Верхоянским РОВД адрес паспортные данные в связи с достижением возраста 14 лет на основании свидетельства о рождении серии 1-ЕЛ N 002782, выданного 24 июня 1989 года Прилукской районной администрацией.
26 ноября 2009 года отделением по адрес ОУФМС России по Москве в адрес фио документирована паспортные данные в связи с достижением возраста 20 лет на основании паспортные данные; 10 мая 2006 года - заграничным паспортом гражданина Российской Федерации серии 62 N 8415994 сроком действия до 10 мая 2011 года; 11 октября 2010 года - заграничным паспортом гражданина Российской Федерации серии 64 N 4111578 сроком действия до 11 октября 2015 года; 07 апреля 2015 года - ФМС 77318 заграничным паспортом гражданина Российской Федерации серии 75 N 1131932 сроком действия до 7 апреля 2025 года; 01 октября 2019 года - МВД 77708 заграничным паспортом гражданина Российской Федерации серии 76 N 1667697 сроком действия до 1 октября 2029 года.
В отношении фио фио МВД России по адрес была проведена проверка наличия гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации.
Заключением ГУ МВД России по адрес от 25 апреля 2022 года было постановлено считать фио не приобретшей гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке; считать документирование паспортами гражданина Российской Федерации и заграничными паспортами гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка. Основанием принятия такого решения послужило то обстоятельство, что в ходе проведения проверки факт постоянного проживания фио на адрес, в том числе по состоянию на 6 февраля 1992 года совместно с родителями не нашел подтверждения, как и факт приобретения гражданства.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в 2003 году фио была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации, последующее изъятие паспорта гражданина Российской Федерации является ничем иным как вмешательством в личную жизнь и нарушением основных прав и свобод, кроме того достоверных и бесспорных доказательств того, что фио не проживала в России по состоянию на 6 февраля 1992 года не предоставлено.
Оснований не согласиться с данными суждениями суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1, в редакции, действовавшей на момент приобретения гражданства Российской Федерации) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве адрес по рождению, если родились на территории адрес или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории адрес. Под территорией адрес в данном случае понимается территория.
В соответствии со ст. 27 Закона "О гражданстве РФ" от 28 ноября 1991 года, если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя. Одновременно с проверкой и установлением гражданства родителей проверяется и устанавливается гражданство их несовершеннолетних детей. При этом, в п. 4 названного Положения установлен перечень документов, включая свидетельство о рождении детей, которые лица, приобретающие гражданство на основании ст. 18 Закона "О гражданстве РФ" от 28 ноября 1991 года, представляют в соответствующий орган по месту жительства.
В соответствии с ч. ст. 44 Закона РФ "О гражданстве РФ", лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство РФ, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями - паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) адрес при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) адрес, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
С учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).
Также в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание, что в 2003 году фио была документирована паспортом гражданина РФ, который в 2009 году был заменен в связи с достижением двадцатилетнего возраста, ей неоднократно выдавался заграничный паспорт, данные факты свидетельствуют о том, что у выдавшего истцу паспорт органа после проведения соответствующей проверки отсутствовали сомнения относительно наличия у фио гражданства Российской Федерации.
Как верно указал суд, вышеуказанные действия компетентных по документированию и выдачи паспорта гражданина РФ органов свидетельствуют о том, что ими признавалось наличие гражданства Российской Федерации у фио, принятие впоследствии решения о признании не приобретшей гражданства и изъятие паспорта является нарушением прав и законных интересов административного истца. При этом в ходе проведенной проверки данных, свидетельствующих о виновных действиях фио при документировании паспортом гражданина РФ, либо лиц, выдавших фио паспорт гражданина РФ, не установлено.
Нельзя не согласиться с аргументами суда о том, что бесспорных доказательств, опровергающих факт проживания фиоА на адрес на момент 1 февраля 1992 года, не установлено.
При таком положении суд правомерно пришел к выводу о признании незаконным заключения ГУ МВД России по адрес от 25 апреля 2022 года по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у фио
Оснований для отмены и изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены решения, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Само по себе иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
адрес ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене судебного постановления не установлено.
На основании изложенного судебная коллегия, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Замоскворецкого районного суда от 6 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес, действующего на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.